Весенняя кампания ударов по украинской энергосистеме идёт уже полтора месяца и, как многим бы и хотелось, не думает останавливаться. И можно уже делать некоторые выводы.
Во-первых, очевидной целью этой кампании является общая деиндустриализация украинской экономики посредством уничтожения базовой генерации. В этом её принципиальное отличие от кампании 2022-2023 годов, когда основной целью была структура энергосистемы, а более конкретно - автотрансформаторы 750/330 и 330/110(150) кВ (и прочие, естественно, тоже не забыли), а всё остальное поражалось по остаточному (местами, такое впечатление, проверочному – «а что будет если вот сюда геранькой залепить?») принципу.
Яркий (можно даже сказать - выдающийся) пример кампании 2022-2023 гг – ПС 330/220 кВ Львов-Южный. Красным обведены уничтоженные объекты, жёлтым – демонтированные, зелёные – восстановленные/установленные вновь
В первую очередь уделяется внимание тепловой генерации, ТЭС и крупным ТЭЦ. Из них под удар не попали разве что киевские ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6.
Украинские ТЭС/ТЭЦ установленной мощностью более 500 МВт. Красный значок – повреждена в ходе кампании 2024, жёлтый – не атакована. Показаны только рабочие (включая предположительно, типа Славянской) на 22.03.2024 электростанции
При этом электростанции активно добиваются. Наглядный пример – Ладыжинская ТЭС, которая сильно пострадала от удара 22.03.2024 (предположительно выведены из строя 4 энергоблока), но частично смогла восстановить свою работу. 08.05.2024 по ней последовал повторный удар, судя по всему, добивший оставшиеся работоспособными 2 энергоблока.
Пожар на Ладыжинской ТЭС после удара 08.05.2024. На переднем плане виден автотрансформатор 330/110 кВ (обведён зелёным), справа горит генераторный трансформатор (красным)
Однако без внимания не остались и гидроэлектростанции. Если ДнепроГЭСы (особенно ДГЭС-2) в качестве цели вопросов не вызывали (т.к. на них машзалы пристроены к плотинам, т.е. не составляют с ней единое целое), то вот остальные гидроэлектростанции – ещё как.
Машзалы и плотины ДнепроГЭСов (ДГЭС-1 – слева). Это единственные украинские ГЭС, на которых генераторные трансформаторы расположены между плотиной и машзалом
Следует признать, что я недооценил решимость нашего командования выбить как можно больше основной генерации, считал, что в случае большинства ГЭС ограничатся ударами по береговым сооружениям (ОРУ) или, в крайнем случае, по генераторным трансформаторам, стоящим открыто.
Но похоже, что нашли решение и по ним. Судя по всему, наносится одиночный удар боеприпасом небольшой мощности (типа «Герани») в крышу отдельного гидроагрегата, что приводит к его заклиниванию.
Повреждения на Среднеднепровской ГЭС
Подобным ударам, судя по всему подверглись, как минимум, Среднеднепровская и Кременчугская ГЭС.
08.05.2024 была информация об отключениях в Вышгороде, но связано ли это с возможным ударом по ОРУ 110 кВ Киевской ГЭС (оно же ПС 110 кВ Вышгород) - пока не известно.
Ну а ДнепроГЭСу-1, атакованному 22.03.2024, попало и 08.05.2024, причём достаточно серьёзно.
Гидроагрегат на ДнепроГЭС-1 под обломками крыши машзала. Как видим, сила удара немного различается
Остаюсь при своём мнении, что ударов, которые потенциально могут привести к повреждению/прорыву плотины ожидать на данный момент не приходится. Но исключать их, например, в период летнего межня, не стоит, как и возможных украинских провокаций.
Основные украинские ГЭС/ГАЭС. Красный значок – сильно повреждена в ходе кампании 2024, жёлтый – повреждена, зелёный - не атакована. ДГЭС-1 пока в просто повреждённых.
Результатом ударов по генерации стало то, что Украина сейчас – глубокий импортёр электроэнергии:
Среднесуточный импорт – 1033,9 МВт (24,8 ГВт*час), пиковое среднечасовое значение – 1872,4 МВт, что превышает даже согласованный с Европой лимит в 1700 МВт
Можно сказать, конечно, что сейчас там похолодало, а вот солнце выйдет и тогда… Ну так и удары пока не закончились.
После прошлогодней кампании ситуация была слегка иной, например, 20.04.2023 был экспорт – 422,7 МВт среднесуточно. Это максимальное значение за апрель, бывал и импорт, но в целом Украина на тот момент - экспортёр электроэнергии.
Во вторую очередь внимание уделяется прифронтовой полосе: удары по Сумам, Полтаве, Днепропетровску и Павлограду (да и ДнепроГЭСам тоже) следует расценивать именно как нацеленные на электроизоляцию (как минимум - понижение энергопотребления) непосредственного тыла украинского фронта (в первую очередь – Харьковская область и Донбасс).
Сгоревший автотрансформатор 330/110 кВ на ПС 330 кВ Полтава. Жаль что не шведский)
При этом фиксируются удары и по более мелким объектам энергосистемы, например, ПС 110/35/10 кВ Белополье, которой, скорее всего, досталось из-за близости к многострадальному курскому посёлку Тёткино.
ПС 110/35/10 кВ Белополье. Виден горящий автотрансформатор 110/350/10 кВ (обведён красным), пострадавшее за компанию ОПУ (жёлтым). Любопытно, что вчистую разнесли и ЗРУ 10 кВ (синим)
Куда ударят в следующий раз – остаётся только гадать, похоже, что удары следуют после доразведки последствий предыдущих. Но сколько-нибудь серьёзным центром питания на левом берегу можно считать только ПС 750/330 кВ Запорожье-750, и то не факт, что там остались рабочие автотрансформаторы.
На ПС Запорожье-750 к моменту начала СВО было три группы автотрансформаторов (обведены синим), что предполагало наличие минимум 10 автотрансформаторов. Удары по подстанции были, но с учётом её важности плюс ухода ЗАЭС из-под украинского контроля больше чем 1,5 ГВт (две автотрансформаторные группы = 6 автотрансформаторов) она переварить всё равно не сможет. Слева внизу – строящаяся «черепаха Найема», можно оценить размах затрат. Любопытно, заказали ли под это дело КРУЭ 330 и 750 кВ?)
В общем, пока общий прогноз по энергосистеме остаётся прежним, но уже с негативной перспективой (с учётом ухудшения ситуации с генерацией ГЭС)
Общая карта-схема украинской энергосистемы. Синий цвет – 750 кВ, рыжий – 400 кВ, зелёный – 330 кВ, жёлтый – 220 кВ
Останется скелет из АЭС, остатков генерации ТЭС/ТЭЦ/ГЭС, многочисленной ВИЭ-генерации, связанный ВЛ разных классов между собой и с заграницей. В мощностях это 7,88 ГВт АЭС, примерно 2 ГВт остатков управляемой генерации (ТЭС/ТЭЦ/ГЭС) и – 5-6 (а может и поболее) ГВт ВИЭ (ВЭС/СЭС/малые ГЭС). Подобная система будет крайне несбалансирована (см. пример румынской энергосистемы, перетоки в/из которой колышет пропорционально силе ветра), в том числе за счёт отсутствия местной регулирующей мощности и, тем более, средств точного регулирования, и плохо управляема (в силу большого числа хоть и мелких, но практически не управляемых ВИЭ-ЭС). Но работать будет за счёт связей с Европой, которые затруднительно не то, чтобы отрубить (с учётом описанных ранее ограничений и общей дубовости транзитов) – даже ограничить, и за счёт грубой регулировки отключением (при избытке электроэнергии – СЭС, при недостатке – потребителей).
Хотя с трансграничными ВЛ они и сами неплохо справляются: ВЛ 750 кВ ЮУАЭС – Исакча (Румыния) уже давно разобрали на металл, а в прошлом году и ВЛ 750 кВ ХАЭС – Жешув (Польша) перевели на 400 кВ, что выбросило примерно гигаватт (в прыжке) передаваемой мощности.
Промежуточные отборы мощности в данной системе (в виде ПС) – скорее всего, в зависимости от продолжительности боевых действий и от пожеланий нашего руководства. С учётом того, что автотрансформаторы 220 кВ и выше и так уже изрядно прорежены (на адекватных космоснимках примерно 2/3 подстанций имеют выбитые автотрансформаторы), производство средств поражения явно возросло, а эффективность ПВО, наоборот, упала – пожелания, пожалуй, более важны.
В общем – будем посмотреть, как оно пойдёт дальше.