Сегодня в Российской армии 150 тысяч офицеров, более 140 тысяч контрактников и примерно 500 тысяч воинов по призыву
С 1 января 2008 года они служат всего 12 месяцев. Но хватает ли командирам этого времени, чтобы подготовить из вчерашнего школьника или студента специалиста, уверенно владеющего оружием и техникой? В этом мы и решили разобраться.
Все солдаты за время службы проходят несколько этапов подготовки. Мы решили взять среднестатистического бойца и вместе с ним «прожить» в армии время от призыва до дембеля. Давайте назовем его Василием. Это обобщенный образ сегодняшнего новобранца. Кто наш Вася? Каков его социальный портрет? На момент призыва ему чуть больше 18. Он из небогатой семьи: отец - шофер, мама - медсестра. На учебу в школе особо не налегал. А потому, получив аттестат с множеством трояков, не то что в МГУ или в Оксфорд, а даже в местный коммунхозовский техникум не метил. Но и от повестки под кроватью не гасился. Да и денег у родителей не было, чтобы купить липовый «военник» или медсправку о врожденном пороке сердца. Потому решил он не косить, а отслужить.
Призыв
В назначенный день под конвоем хмельной родни пришел Вася к военкомату. Выслушал пламенную речь краснолицего главы администрации района с призывом достойно служить Родине. И, повинуясь команде, пошагал к автобусу. Поехали.
Вот и сборный пункт. Вальяжный сержант, вприщур оценив рост и веc будущего защитника Отечества, бухнул на прилавок вещсклада форму «от Юдашкина» - камуфляжку, берцы, шапку, белье и еще кучу разных мелочей. Первый день ушел на подшивку погон, шевронов и подворотничка. Да, еще Васю определили в команду. Таких команд на сборном пункте оказалось несколько. Одних (которые покрепче телом и повыше ростом) брали в ВДВ, других (сказавших, что умеют плавать) - в ВМФ, третьих, самых продвинутых - которые с компьютером на «ты», - зачисляли в Космические и даже Ракетные войска.
Офицер, распределявший рекрутов по командам, долго выпытывал у новобранца, какие у него способности, подходящие для службы. Тут Вася впал в задумчивость.
- Ты хоть раз в жизни стрелял? - устало спросил майор.
- Только из рогатки! - ответил Василий. Майор оживился:
- Ну тогда пойдешь в танкисты!..
Наутро команды развезли. Какую - на вокзал, а какую - в аэропорт. И вот, наконец, серые ворота с двуглавым орлом и табличкой на стене: КПП - в/ч 00007. Новобранцев распределили по взводам и ротам. И с плаца развели по казармам.
Курс молодого бойца
Старшина роты построил пополнение в сумрачной казарме и обратился к молодняку с пламенной речью. Прохаживаясь гоголем перед строем, громыхал: «Воины! Еще вчера вы были гражданскими. Теперь вы - в армии! Все ужасы мирной жизни позади. Армия - это прежде всего долг перед Родиной, даже если ты ничего и не брал у нее взаймы! И если на нее кто нападет, то ты - штыком и гранатой, танком и автоматом… Но автоматы получите по окончании курса молодого бойца - КМБ!»
За время КМБ Вася выучился много чему. По команде «Подъем!» - выпрыгивать из койки и одеваться за 45 секунд. Мыть лицо, руки, ноги, бриться и чистить зубы ежедневно. Делать зарядку и бегать кроссы. Передвигаться строевым шагом поодиночке и в составе взвода. Понимать и выполнять простые команды. Отличать офицеров и сержантов. А своих комроты и старшину отличать без бинокля от прочих военнослужащих за версту. Пользоваться противогазом и общевойсковым защитным комплектом. Собирать-разбирать автомат и даже стрелять из него. Правда, стрельнуть Васе дали всего пару раз. А еще его научили выполнять распорядок дня, быстро принимать пищу, томиться «на тумбочке» (дневалить), драить пол и сортир. Еще он научился зубрить уставы и спать в любое время и в любом положении. И все это за полтора месяца! Но настоящая наука была впереди. После принятия Присяги - в учебном центре (учебке), где из Василия должны были сделать младшего специалиста.
Учебка
Тут Вася увидел настоящего начальника. Полковник по-отечески и без мата объяснил курсантам, что здесь они должны получить боевую специальность. Всего за три месяца. Васе выпала судьба стать наводчиком в экипаже танка. Но встреча с грозной пушкой 2А46М-5 все отодвигалась. Сначала надо было освоить теорию. И комроты сразу пояснил, что ждет неучей. Дескать, переведут в мотострелки, и будете с утра до ночи рыть «окоп для стрельбы стоя... на лошади!»
После скучной теории практиковались на тренажерах. Дело шло туговато - инструктор называл Васю «тормозом». Лишь через полтора месяца вывели на полигон - на первые настоящие стрельбы. Из вкладного ствола (малокалиберной пушки) и пулемета, который иногда заедало. И если экипаж танка возвращался на исходную позицию, не поразив цели, то взводный и ротный дуэтом отпускали такие матюги, что глохли двигатели.
Главным было - получить высокий балл на итоговой проверке. И в конце концов Вася на третьем месяце учебы кое-как насобачился поражать цели на разной дальности. На выпускном экзамене надо было пальнуть настоящим штатным снарядом. Командир роты стращал курсантов его стоимостью:
- Послать снаряд в «молоко» - это все равно что телевизор выбросить! Вася помнил старенький домашний «Самсунг», и у него дрожали руки, когда он нажимал кнопку электроспуска. Попал или нет - неизвестно. Но тройку поставили. И отправили в бригаду постоянной готовности. В линейный танковый батальон. А позади почти пять месяцев службы. Оставалось еще семь...
Бригада
В бригаде Вася в первый же день обнаружил «дедов». Это те, которым до дембеля месяцев пять. Они немедля начали парня «напрягать»: один требовал «стольник» в фонд озеленения Луны, другой - сгонять в «чепок» за халвой на свои деньги. Пару недель Вася подчинялся. Но, когда сержант-«старик» потребовал, чтобы он«поработал начальником противовоздушной обороны» (ночью веником комаров от его койки отгонять), Вася отказался и тут же обзавелся фингалом под глазом. Утром ротному сказал, что на лестнице поскользнулся.
Но «деды» ему такую строптивость не простили: вызвали в клозет, навалились и стали из Васи «водолаза» делать - головой в напольный унитаз окунать. Но «водолаз» уперся, и получилась кровавая драка. Вася орал, что ежели его еще кто вот так, то он из автомата в них дыр понаделает. Дайте только в оружейку зайти. Как раз назавтра караул очередной подворачивался. А какой караул без оружия? Все борзые разом притихли. И даже подкатывались к ротному: Васю дневальным по роте оставить - как бы чего не вышло. С тех пор Вася стал в авторитете.
А служба катилась изо дня в день по одному кругу: подъем, зарядка, завтрак, занятия, кросс, обед, физо, ужин, личное время и отбой. Плюс наряды и караулы. Иногда были стрельбы. В нервной суете подступил праздник - 100 дней до приказа. Вася стал законным «дедом». Вот уже юный салага начал готовить ему дембельский альбом, чистить берцы. Но тут, к его ужасу, слухи пошли, будто Васин призыв хотят задержать на три месяца. Якобы для участия в каких-то маневрах. Но, слава богу, задержали только на месяц. Дембелей построили на плацу, сказали на прощание хорошие слова и отвезли на вокзал. Прощай, армия, как дурной сон...
Продолжение темы в следующем еженедельнике 19 мая.
ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
Служба - не «ускоренные курсы»
Александр ОРЛОВ, генерал-майор, сотрудник Академии военных наук:
- Переход на 12 месяцев службы по призыву серьезно подорвал боеготовность армии. Ведь получается, что ее профессиональный костяк - это 300 тысяч офицеров и контратников. А остальной личный состав - это же, по строгому счету, «ускоренные курсы» для дилетантов. Нельзя считать серьезной армию, больше половины которой - «студенты», которые с нуля постигают элементарные азы специальностей. И, едва-едва в чем-то разобравшись, увольняются, уступая место новым армадам недоучек... Андрей ВЛАСОВ, подполковник, командир танкового батальона:
- Год солдатской службы - это профанация. Это «скачки по верхам». У офицеров тоже пропадает желание всерьез обучать подчиненных военному делу, ведь солдаты в глаза им говорят: «Мы же не собираемся всю жизнь этим делом заниматься. Нам бы лишь до дембеля дотянуть».
Владислав ПАРАМОНОВ, капитан, командир роты:
- Хотите честно? 12-месячная служба солдат по призыву - это несерьезно. Это чем-то напоминает мне «факультатив» для желающих получить общее представление о военной специальности. Я еле-еле успеваю запомнить фамилию солдата, а он уже домой собирается... У нас - часть постоянной боеготовности, а не детский сад. Бойцам в случае чего надо через считанные часы в реальный бой вступать. Но с каким чувством командир подразделения поведет их за собой, если он знает, что в танках «зеленые гуси», а не матерые профи?
Павел КОЛЕСНИКОВ, подполковник, командир зенитного дивизиона:
- Один год службы для подготовки хорошего военного специалиста, а тем более мастера военного дела - это недостаточно. Даже после того как солдаты приходят из учебных центров. В любом случае в части его надо начинать учить заново. Надо вернуть два года службы. Только тогда можно будет надеяться, что знания, которые получит солдат за первые месяцы нахождения в боевом строю, после регулярных тренировок на технике превратятся у него в навыки, а не улетучатся сразу же, как только он уволится в запас.
Денис РЫНДИН, младший лейтенант, командир взвода:
- У меня весной из 27 подчиненных увольняются 26. Пришлют из учебки командиров, наводчиков и механиков. Пока я их научу понимать друг друга с полуслова и пока они сами освоят свою специальность, пройдет шесть-семь месяцев, и что? Дембель - и опять все заново.
Армия или фабрика дилетантов?
С 1 января 2008 года призывники служат всего 12 месяцев. Но хватает ли этого времени, чтобы подготовить из вчерашнего школьника или студента специалиста, уверенно владеющего оружием и техникой? Продолжаем разбираться [обсуждение]
Еще в начале этого века солдаты служили по призыву два года. Этот срок специалисты Минобороны и Генштаба считали «более-менее оптимальным». И утверждали, что сокращение его приведет к снижению боеспособности армии. И тем не менее под нажимом общественности и к великой радости призывников и их родителей срок службы по призыву сократили сначала до 1,5 года, а затем и до одного года. И вот теперь мы имеем печальный парадокс: боевая техника войск с каждым годом становится все сложнее, а срок службы не позволяет солдатам хорошо освоить ее за 365 дней. Хотя какое там! В реальности боец обучается военной специальности меньший срок. Из 12 месяцев «изымаем» (как уже было сказано) 45 дней на КМБ, затем - три (недавно было шесть) месяца «учебки». Вкупе получается 4,5 месяца. После этого минусуем полтора месяца адаптации в боевой части - и, считай, половина службы пролетела. За оставшиеся шесть месяцев боец (в лучшем случае) успеет 6 раз стрельнуть. Но здесь нельзя забывать, что 3 - 4 раза в месяц солдат заступает в наряд по подразделению и в караул. Вот и еще одного месяца нет. Итого - семь пролетело. Каждую неделю у солдата два выходных. Плюс неизбежные болячки, когда он отстраняется от службы и боевой учебы (в среднем набирается три недели за год). В итоге выходит, что реально практическими навыками по своей боевой специальности боец овладевает не более трех месяцев! Даже во время Великой Отечественной войны спецов в тылу готовили больше 6 месяцев!
Конвейер профанов
Не секрет, что боеспособность армии определяется уровнем боеспособности ее солдат. Главное управление боевой подготовки Вооруженных сил еще 10 лет назад определило, как этот уровень зависит от срока службы. Взгляните вот на эту табличку.
Когда солдат становится профи
Срок службы и боевой подготовки
Уровень боеспособности военнослужащего
6 месяцев
0,1*
12 месяцев
0,3
18 месяцев
0,5
24 месяца
0,75
5 лет
1 (профессионал)
ПРИМЕЧАНИЕ: уровень боеспособности определяется умением солдата действовать при оружии, полностью или частично выполняя свои задачи в составе подразделения или экипажа. Если уровень боеспособности солдата равен 0,1, то один профи в бою заменяет десять таких «рэмбо». Если - 0,5, то двое наших «рэмбо» равны одному профи. Иными словами, после 12 месяцев службы солдата лишь на треть можно считать готовым к боевым действиям. За два года службы он становится таковым на две трети и лишь после 5 лет - профессионалом.
Вывод напрашивается сам собой: существующий срок службы позволяет сделать из солдата лишь примитивный «полуфабрикат».
Замысел генштабовских реформаторов сократить срок подготовки вдвое - с шести до трех месяцев - понятен. Предполагается, что это позволит избежать ситуации, когда в части после увольнения отслужившего призыва (весеннего или осеннего) остается только половина более-менее подготовленных солдат, а остальные - салаги. Да, теоретически три выпуска из «учебки» могут как-то улучшить это соотношение. Но тут возникает ряд вопросов. Если за три месяца можно «изготовить» такого же спеца, как и за шесть, то что, новая программа волшебная? Каждому курсанту выделят личный тренажер, личного тренера и ноутбук? А всю учебно-материальную базу всех учебных центров заменят на новую, на базе нанотехнологий? А всех инструкторов - офицеров и сержантов - на выпускников Вест-Пойнта? Нет, конечно. И что же будем иметь в итоге? А то, что солдат после трехмесячной «учебки» будет боеспособен уже не на 15%, а на 7,5%! Разве это серьезно? Ведь речь идет не о выпускниках кулинарного техникума, а о 500 тысячах воинов, которые завтра могут пойти в реальный, а не в учебный бой.
Настоящий Рэмбо владеет всеми видами оружия. Фото: PHOTOXPRESS
От какого опыта мы отказались?
Откуда вообще взялись шесть месяцев «учебки»? Да из прошлого, из огромного славного прошлого Советской армии. Там тоже готовили по схожим программам, исходя из уровня призывного контингента и срока службы. Но вот что происходило, когда «припирало». Враз вспоминали, что есть и трехмесячные программы - по сути, военного времени. Это когда не три лекции вперекладку с прогулкой по плацу под барабан, а 12 часов практических занятий в день без демократических извращений типа выходных и «увалов». Половина занятий - ночью. Все - с установленным для поражения реальных целей расходом боеприпасов, моторесурса, топлива и пр. Метод занятий еще из дореволюционного учебника генерала Драгомирова: короткий рассказ - образцовый показ (тут нужен толковый сержант, чтобы солдаты поверили, что и они смогут так) - и тренировка до одури. Или, как говорил один из тех, кто через это прошел, до изумления и впадения в боевой транс. Достаточно сказать, что операторы противотанковых установок перед реальными пусками ракет выполняли по 1,5 - 2 тысячи электронных!
В таком «натаскивании» ничего плохого нет. Но подобная подготовка требует соответствующих ресурсов - в разы, если не на порядок, превышающих выделяемые сегодня. А ведь средства по статье бюджета Минобороны «боевая подготовка» не выросли даже вдвое. Кстати, техника в шаловливых руках обучаемых сильно ломается, и ее потом ремонтировать надо. И еще нужны подготовленные и мотивированные офицерские и сержантские кадры. Равно как и обучаемые: нужно, чтобы солдат знал: для чего, для кого и зачем?
Ведь в войска он должен приходить уже как специалист, который в процессе оставшейся службы только повышает свою уже имеющуюся классность и приобретает тактические навыки. Много вы видели таких солдат? Пока же командиры, видимо, будут получать спецов уровня «2+» и мучиться с ними до дембеля…
И еще. Похоже, что при сегодняшнем цикле боевой подготовки тактические учения бригад вряд ли возможны чаще, чем раз в два года, а входящих в их состав батальонов - раз в год. То есть состояние бригады можно оценить не всегда. Призыв же у нас, как известно, дважды в год. Некоторые «рэмбо» могут на бригадные учения и не попасть. Стрелять они, может быть, и будут уметь, а воевать - нет. А ведь нас убеждают, что Российская армия «нового облика» должна быть способна победить любого противника за две недели. Не слишком ли смело с такой подготовкой основной массы бойцов?
А как у них?
Но не слишком ли категоричны мы в своих суждениях о том, что прилично подготовить солдата за год невозможно? Что переход на такой срок службы по призыву подрывает боеспособность нашей армии? Оглянемся вокруг. В мире немало стран, где солдаты по призыву тоже служат 12 месяцев. Вот полтора десятка таких стран (см. таблицу).
В каких армиях тоже служат год
Страна
Численность армии (тыс. чел.)
Казахстан
65,8
Киргизия
12,5
Литва
13,51
Молдавия
7,2
Узбекистан
40
Украина
148
Албания
20
Боливия
31,5
Бразилия
287,6
Греция
177,6
Мексика
192,77
Монголия
9,1
Парагвай
18,6
Тунис
35
Эквадор
59,5
Но сравнивать эти (в том числе и «карликовые») армии с нашей миллионной вряд ли корректно. Там нет ни Ракетных войск стратегического назначения, ни Космических войск, ни подводного атомного флота, ни стратегической авиации. А наша родная Российская армия с каждым годом становится все более «технологичной» - оружие и боевая техника насыщаются сложными электронными системами, требующими соответствующей подготовки. Как, разумеется, и больше времени. Мы же, наоборот, сократили это время...
Где делают «рэмбо»?
А вот на опыт вооруженных сил США, с которых мы пытаемся скопировать нашу армию, взглянуть стоит. Система подготовки солдата устроена так. У них учебные центры (УЦ) не региональные, а видовые: армия, ВВС, ВМС и морская пехота. В любом из них рекрут (новобранец) на три недели попадает в батальон распределения, а уж потом - непосредственно в подразделение УЦ. Там он проходит восьминедельный цикл первоначальной подготовки. Этакий КМБ. На втором этапе основное внимание - огневой подготовке с элементами тактики. Если незачет - тогда дополнительные занятия и повторная сдача. Не выполнившие зачетные требования после дополнительных занятий вновь проходят обучение по полной программе этапа начальной подготовки.
Успешно сдавшие зачеты и хорошо зарекомендовавшие себя проходят курс повышенной одиночной подготовки по избранной специальности, направляются на курсы в военных училищах (школах) родов войск (служб) или на курсы в частях и подразделениях регулярной армии. Обучение (6 - 8 недель) включает комплекс теоретических и практических занятий, необходимых для службы в войсках. Для тех, кто будет служить в пехоте и в составе танковых экипажей, главными являются вопросы тактической, огневой подготовки и вождение. Их отрабатывают в центрах тактической подготовки. Последние семь дней - полевые занятия в составе отделения или экипажа танка (БМП) в условиях, максимально приближенных к боевым. Они заканчиваются сдачей зачетов и суточными тактическими учениями с боевой стрельбой. Вся эпопея подготовки рекрута может занять до года. А у нас - КМБ и три месяца «учебки», верно?
После этого новобранцы отправляются в войска. Боевая подготовка Cухопутных войск планируется на учебный год, который в армии США начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. Учебный год состоит из четырех периодов. Боевая подготовка в учебном году занимает 240 дней, или 1920 часов, и протекает непрерывно. Она заключается в закреплении и поддержании на должном уровне, восстановлении утраченных и совершенствовании полученных знаний и умений, а также навыков военнослужащих, прошедших подготовку в учебных центрах. Представляет собой процесс боевого слаживания подразделений и частей для ведения боевых действий. Структура боевой подготовки определяет коллективное обучение как основу обучения. На него отводится в год 144 дня, или 1152 часа. Это более 60% учебного времени. На индивидуальное обучение выделяется в год 72 дня, или 576 часов, - это 30% учебного времени и составляет 1,5 дня в неделю. Полдня в неделю отводится на обслуживание техники и оружия, проведению регламентных работ, спортивным состязаниям, медицинскому обслуживанию и другим мероприятиям.
Огневая подготовка является главным видом боевой подготовки личного состава. Процесс обучения делится на индивидуальный и в составе подразделения. Военнослужащий должен владеть всеми видами оружия на уровне отделение - батальон. О как!
Тактика отрабатывается по принципу «от простого к сложному». Задачи третьей степени сложности: наступление, оборона, встречный бой, разведка, отход. Темы второй степени усложняются. Это преодоление батальоном полосы обеспечения, борьба с тактическими разведывательно-диверсионными группами и воздушными десантами или действия в составе аэромобильной группы и т. д. Занятия первой степени сложности - наступление ночью, оборона в городе, воздушное десантирование и т. д. На это уходит еще год. Итого - два года учебы. Но мы же знаем от Михаила Задорнова, что амеры - поголовно идиоты!
Физподготовке планово уделяется два часа в неделю. Этого времени считается достаточно для поддержания необходимого уровня физической пригодности солдат. Физическая подготовка в составе подразделений включает комплекс вольных упражнений и бег. Последний проводится для всех взводов: в понедельник и вторник - 2 мили, в среду - 3 мили, в четверг - 5 миль. Раз в месяц проводятся тесты на физическую пригодность, включающие 5 упражнений. Раз в три месяца - марш-бросок на 25 миль. Как-то не очень похоже на то, что делается у нас, верно?
И где же выход?
Выбор у нас небогат. Можно резко усилить роль допризывной подготовки молодежи (школа и ДОСААФ) по военно-учетным специальностям, доведя ее до уровня «после КМБ». Зеленые пацаны после этого не будут приходить в «учебку» слепыми котятами. А уж там - не жалеть ресурсов на интенсивное обучение. Это один путь. Но он позволяет лишь частично решить проблему.
Другой путь - увеличение срока службы до 2 лет. Но это вызовет всеобщее недовольство. Тут необходима сильная политическая воля руководства страны, законодателей, чтобы убедить народ в необходимости такого шага, от которого зависит безопасность страны, а затем внести поправки в соответствующие законы. Государственные интересы в любом случае должны быть выше всего.
Третий путь - поэтапный переход армии на преимущественно контрактный способ комплектования войск. Такая задача ставилась еще 15 лет назад, но затем ее «притормозили» - желающих служить за 8 тыс. рублей в месяц было мало. А в прошлом году уже дошло до того, что контрактников стали выживать из армии, лишь бы уменьшить расходы. Теперь же наоборот: поставлена задача довести количество солдат и сержантов-профессионалов до 425 тысяч человек.
Но эта задача вряд ли будет выполнена, если наряду с повышением денежного довольствия (30 тыс. рублей в месяц) не будет строиться жилье для профи и не обеспечена возможность их карьерного роста.
Кто-то скажет: так у нас есть еще один способ решения проблемы - полностью отказаться от призыва и набирать в армию только контрактников. Наверное, когда-то так и будет. Но не в ближайшие годы. Сегодня ситуация движется к тому, что срок службы по призыву все равно будет увеличен до двух лет. Надо спасать армию.
Отклики на kp.ru
Год прожит впустую!
Если не ошибаюсь:
- В бундесвере солдаты до недавнего времени служили 9 месяцев, дураков там нет, и германская армия слабой по определению быть не может. Значит, там 9 месяцев хватало, а у нас и года мало?
мама_два солдата:
- В армии ничему не учат, мои сыновья окончили курсы водителей от военкомата. Призвали водителями. Итог: сначала щипали травку, потом приписки в военном билете о несуществующих автопробегах, машины - рухлядь. Из автомата стрельнули по паре раз, и все, теперь закапывают трубы в траншеи. Осталось 1,5 месяца до дома, и я не понимаю, для чего их брали в армию, сразу после выпускного, не дав учиться дальше. Год прожит впустую. Если берете в армию, так учите военному делу.
Виктор:
- Если с солдатом планомерно заниматься каждый день боевой учебой, не жалеть ГСМ и боеприпасы, если учить военному делу настоящим образом будут - за год очень многому можно научить. За вычетом КМБ остается целых одиннадцать месяцев. А вся говорильня, что год службы - это мало, просто отговорка.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Прочитал Вашу статью в «Комсомолке» - «Армия экстерном: чему научится солдат за 1 год».
Я служил в армии срочную службу в советское время в 1978-80г. полтора года и хотел бы поделиться своими воспоминаниями на поднятые в статье темы.
1. Призыв. После окончания института с другом ходили на прием к горвоенкому с просьбой, чтобы осенью забрали в армию. «Косить» от нее в те годы было неприличным. Но тянуть со службой тоже смысла не было, так как нельзя было строить долгосрочные жизненные планы.
Военком удивился:
- Обычно приходят с просьбами дать отсрочку или выбором места службы. А Вы…! Осенью будете призваны!
На медицинской комиссии я впервые у окулиста увидел книгу Рабкина. Дали команду читать ее, а там кроме символов и геометрических фигур ничего не было.
Что читать-то? Врач поставила диагноз «дальтонизм» и моя будущая служба мгновенно сузилась до войск пехоты, артиллерии и стройбата. Хотя других отклонений в здоровье у меня выявлено не было.
Я с детства увлекался радиоделом. Ходил в радиокружок. Еще в школе выполнил норматив первого разряда по приему-передаче радиограмм. Имел индивидуальную коротковолновую радиостанцию и первый разряд по радиосвязи на коротких волнах.
Аппаратуру собрал собственными руками по схеме из журнала «Радио».
Окончил политехнический институт – конструктор-технолог радиоаппаратуры.
Вопрос: в каких войсках я мог бы быть более полезен армии – в связи или в упомянутых стройбате, пехоте и т.д.? Решение призывной комиссии – в артиллерии!
2. Начало службы. Служил я на Дальнем Востоке в Приморье.
Начинал в артиллерийской учебке. В нашем взводе готовили оптических разведчиков – корректировщиков огня. Все 25 человек были с высшим образованием после окончания институтов, в которых не было военной кафедры.
После курса молодого бойца, принятия присяги начались плановые занятия. По спецподготовке нам выдали Наставления по работе корректировщиков огня. Говоря сегодняшним языком – это книжица формата А5 в 150 страниц. Мы, вчерашние студенты, такие книги перед экзаменом осиливали за сутки – двое, успев понять прочитанное и с честью сдавали экзамены. Когда заявили об этом командиру взвода, он горестно улыбнулся – дай Бог ее осилить к концу учебки, т.е. через 6 месяцев.
Смысл его слов мы поняли позднее, когда бесконечно ходили в караулы и наряды, «качались» на спортгородке, денно и ношно маршировали и ходили торжественным маршем, зубрили Уставы, в снегопад до подъема чистили и так заснеженную дорогу до гарнизона в 7км и т.д. Только вот для учебы, спецподготовки и практических занятий оставалось все меньше времени.
Результаты стали ясны на итоговых стрельбах. Когда по нашим расчетам корректировщиков цели поражались с 3-5 команды. А иногда минометчики вообще разворачивали свои полусекретные тогда «Васильки» в противоположную от цели сторону.
Не помню все подробности, но отличных оценок было не более 3-4 из 25. Зато взвод прекрасно сдал выпускные экзамены по физо, строевой подготовке, уставам и т.п.
Вопрос: Нужны армии профессионалы своего дела?
Отступление: Я с благодарностью вспоминаю командиров учебных взвода, батареи, дивизиона за полученные знания и доброжелательное отношение к новобранцам.
По Уставу мы без обид и амбиций отдавали честь проходившему ефрейтору, как правило, моложе нас. Считали это уважением к более опытному воину.
Никакой дедовщины у нас в части не было! Считаю, это - решаемый вопрос. Все зависит от командира взвода, роты, батальона, части. Если они не хотят или не могут командовать личным составом, это право занимают «старики». Изменить что-либо в этой ситуации одному офицеру практически невозможно.
3.Распределение. Показав отличные знания на выпускных экзаменах, у меня было право выбора дальнейшего места службы - города Уссурийск, Спасск-Дальний, Лесозаводск и др.
Но случилось чудо. В часть за пополнением приехал прапорщик-связист. Его эмблемы всколыхнули меня и я упросил взять меня с собой, надеясь все уладить на новом месте службы. Он отговаривал меня, что там не лучшие места – неспокойная граница, Укрепрайон.
Дальнейшая служба проходила в Хасанском районе в знаменитом 20 Укрепрайоне, вросшим в землю для защиты Владивостока от тогдашнего вероятного противника Китая.
После непродолжительной беседы с начальником штаба и командиром отдельной роты связи УРа, я был зачислен в ее штат начальником мастерской связи Укрепрайона.
Вопросы. 1.Как оказался ненужным армии, скажу без скромности, неплохой специалист артиллерии? Это после института годами разыскивали не прибывшего по распределению на работу молодого специалиста, а тут спокойно без него обошлись. Значит, что-то неправильное было в планировании и подготовке младших командиров и специалистов.
2. Как получилось, что меня приняли в роту связи с таким здоровьем? Кто и где был не прав?
3. Зачем государство потратило деньги на мою подготовку как артиллериста, если я оказался хорошо востребованным в армии со знаниями в области связи, полученными мною на «гражданке»?
Служба в войсках. В Укрепрайон я пришел младшим сержантом с шестимесячным сроком службы. Элементы дедовщины в части были. Но, как правило, это было связано с укрощением строптивых, не желающих подчиняться уставам, сержантам, командирам. До унижения личностей дело не доходило.
Были нелепые факты со стороны офицерского состава. Так, летом на один из разводов командир Укрепрайона въехал на танке и траками крушил бетонный плац.
Этим он высказывал свое недовольство качеством работы заливщиков бетона.
Ранней весной он же на разводе устроил строевой смотр. На морозе при сильном приморском ветре несколько часов лично осматривал каждого бойца. Горе тому, у кого что-то было ушито, загнуто, обрезано и т.д. Этим кичились, как правило, старослужащие. Командир части заставил все нестандартное снять и сложить в центре плаца. Его помощник принес пару канистр солярки и все долго смотрели на огромный костер, пожирающий немудреные солдатские пожитки, владельцы которых стояли рядом в строю кто в портянках, кто в нижнем белье. Долго потом его материли и солдаты и офицеры. Особенно прапорщики-старшины, оставшиеся практически без подменного фонда обмундирования. Это привело к тому, что дембеля стали таскать «парадки» у молодых.
Сборы офицеров запаса. Последние два с половиной месяца я служил в 40 мсд в Смоляниново. Там для сержантов с высшим образованием на базе отдельного батальона связи были организованы курсы пор подготовке офицеров запаса.
Командиром нашего учебного взвода был начальник связи танкового батальона. В первый учебный день он рассказал нам про структуру мотострелковой дивизии и организацию связи в ней.
На второй день отвел нас в дивизионный тир, показал, как пользоваться пистолетом ПМ и дал возможность вдоволь пострелять.
Оставшиеся до дембеля 2 месяца мы видели своего командира только утром на батальонном разводе. Потом он уводил нас в сопки, где весеннее солнце позволяло нам отлеживаться и заниматься своими делами. Я записался в гарнизонную библиотеку и смею заверить, что за это время прочитал художественных книг больше, чем за все 5 лет учебы в институте.
Устав от чтения и безделья, мы вышли на командира нашего батальона связи, который с радостью воспользовался нашим опытом – ремонтировали автотехнику, средства связи, строили боксы в гараже и т.д. Взамен начальник штаба дал нам возможность на законных основаниях каждому небольшими группами съездить во Владивосток, Уссурийск и Находку.
7 мая в День радио весь взвод был доставлен на военный аэродром Воздвиженка и литерными рейсами Аэрофлота мы вернулись домой.
Вопрос: Кому нужны такие офицеры запаса?
Уважаемый Виктор Николаевич!
Я не пытаюсь очернить нашу армию. И тем более не пою ей дифирамбы. Лично у меня она оставила приятные впечатления. Какие-то неприятные моменты давно забылись.
Судя по Вашей статье, все старые нерешенные вопросы остались. Добавились новые – демократия и коммерциализация армии сделали свое дело. И до тех пор, пока у руля Минобороны будет мужчина, не служивший ни одного дня в действующей армии, пока в его свите будут сытые самодовольные коррумпированные генералы, а не боевые командиры дивизий, бригад, полков и батальонов, улучшения не будет.
Спасибо Вам за откровенную, но печальную статью о сегодняшнем состоянии наших вооруженных сил.
С уважением, ст. л-т запаса Сергей Чемоданов.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Прочитал Вашу статью в «Комсомолке» - «Армия экстерном: чему научится солдат за 1 год».
Я служил в армии срочную службу в советское время в 1978-80г. полтора года и хотел бы поделиться своими воспоминаниями на поднятые в статье темы.
1. Призыв. После окончания института с другом ходили на прием к горвоенкому с просьбой, чтобы осенью забрали в армию. «Косить» от нее в те годы было неприличным. Но тянуть со службой тоже смысла не было, так как нельзя было строить долгосрочные жизненные планы.
Военком удивился:
- Обычно приходят с просьбами дать отсрочку или выбором места службы. А Вы…! Осенью будете призваны!
На медицинской комиссии я впервые у окулиста увидел книгу Рабкина. Дали команду читать ее, а там кроме символов и геометрических фигур ничего не было.
Что читать-то? Врач поставила диагноз «дальтонизм» и моя будущая служба мгновенно сузилась до войск пехоты, артиллерии и стройбата. Хотя других отклонений в здоровье у меня выявлено не было.
Я с детства увлекался радиоделом. Ходил в радиокружок. Еще в школе выполнил норматив первого разряда по приему-передаче радиограмм. Имел индивидуальную коротковолновую радиостанцию и первый разряд по радиосвязи на коротких волнах.
Аппаратуру собрал собственными руками по схеме из журнала «Радио».
Окончил политехнический институт – конструктор-технолог радиоаппаратуры.
Вопрос: в каких войсках я мог бы быть более полезен армии – в связи или в упомянутых стройбате, пехоте и т.д.? Решение призывной комиссии – в артиллерии!
2. Начало службы. Служил я на Дальнем Востоке в Приморье.
Начинал в артиллерийской учебке. В нашем взводе готовили оптических разведчиков – корректировщиков огня. Все 25 человек были с высшим образованием после окончания институтов, в которых не было военной кафедры.
После курса молодого бойца, принятия присяги начались плановые занятия. По спецподготовке нам выдали Наставления по работе корректировщиков огня. Говоря сегодняшним языком – это книжица формата А5 в 150 страниц. Мы, вчерашние студенты, такие книги перед экзаменом осиливали за сутки – двое, успев понять прочитанное и с честью сдавали экзамены. Когда заявили об этом командиру взвода, он горестно улыбнулся – дай Бог ее осилить к концу учебки, т.е. через 6 месяцев.
Смысл его слов мы поняли позднее, когда бесконечно ходили в караулы и наряды, «качались» на спортгородке, денно и ношно маршировали и ходили торжественным маршем, зубрили Уставы, в снегопад до подъема чистили и так заснеженную дорогу до гарнизона в 7км и т.д. Только вот для учебы, спецподготовки и практических занятий оставалось все меньше времени.
Результаты стали ясны на итоговых стрельбах. Когда по нашим расчетам корректировщиков цели поражались с 3-5 команды. А иногда минометчики вообще разворачивали свои полусекретные тогда «Васильки» в противоположную от цели сторону.
Не помню все подробности, но отличных оценок было не более 3-4 из 25. Зато взвод прекрасно сдал выпускные экзамены по физо, строевой подготовке, уставам и т.п.
Вопрос: Нужны армии профессионалы своего дела?
Отступление: Я с благодарностью вспоминаю командиров учебных взвода, батареи, дивизиона за полученные знания и доброжелательное отношение к новобранцам.
По Уставу мы без обид и амбиций отдавали честь проходившему ефрейтору, как правило, моложе нас. Считали это уважением к более опытному воину.
Никакой дедовщины у нас в части не было! Считаю, это - решаемый вопрос. Все зависит от командира взвода, роты, батальона, части. Если они не хотят или не могут командовать личным составом, это право занимают «старики». Изменить что-либо в этой ситуации одному офицеру практически невозможно.
3.Распределение. Показав отличные знания на выпускных экзаменах, у меня было право выбора дальнейшего места службы - города Уссурийск, Спасск-Дальний, Лесозаводск и др.
Но случилось чудо. В часть за пополнением приехал прапорщик-связист. Его эмблемы всколыхнули меня и я упросил взять меня с собой, надеясь все уладить на новом месте службы. Он отговаривал меня, что там не лучшие места – неспокойная граница, Укрепрайон.
Дальнейшая служба проходила в Хасанском районе в знаменитом 20 Укрепрайоне, вросшим в землю для защиты Владивостока от тогдашнего вероятного противника Китая.
После непродолжительной беседы с начальником штаба и командиром отдельной роты связи УРа, я был зачислен в ее штат начальником мастерской связи Укрепрайона.
Вопросы. 1.Как оказался ненужным армии, скажу без скромности, неплохой специалист артиллерии? Это после института годами разыскивали не прибывшего по распределению на работу молодого специалиста, а тут спокойно без него обошлись. Значит, что-то неправильное было в планировании и подготовке младших командиров и специалистов.
2. Как получилось, что меня приняли в роту связи с таким здоровьем? Кто и где был не прав?
3. Зачем государство потратило деньги на мою подготовку как артиллериста, если я оказался хорошо востребованным в армии со знаниями в области связи, полученными мною на «гражданке»?
Служба в войсках. В Укрепрайон я пришел младшим сержантом с шестимесячным сроком службы. Элементы дедовщины в части были. Но, как правило, это было связано с укрощением строптивых, не желающих подчиняться уставам, сержантам, командирам. До унижения личностей дело не доходило.
Были нелепые факты со стороны офицерского состава. Так, летом на один из разводов командир Укрепрайона въехал на танке и траками крушил бетонный плац.
Этим он высказывал свое недовольство качеством работы заливщиков бетона.
Ранней весной он же на разводе устроил строевой смотр. На морозе при сильном приморском ветре несколько часов лично осматривал каждого бойца. Горе тому, у кого что-то было ушито, загнуто, обрезано и т.д. Этим кичились, как правило, старослужащие. Командир части заставил все нестандартное снять и сложить в центре плаца. Его помощник принес пару канистр солярки и все долго смотрели на огромный костер, пожирающий немудреные солдатские пожитки, владельцы которых стояли рядом в строю кто в портянках, кто в нижнем белье. Долго потом его материли и солдаты и офицеры. Особенно прапорщики-старшины, оставшиеся практически без подменного фонда обмундирования. Это привело к тому, что дембеля стали таскать «парадки» у молодых.
Сборы офицеров запаса. Последние два с половиной месяца я служил в 40 мсд в Смоляниново. Там для сержантов с высшим образованием на базе отдельного батальона связи были организованы курсы пор подготовке офицеров запаса.
Командиром нашего учебного взвода был начальник связи танкового батальона. В первый учебный день он рассказал нам про структуру мотострелковой дивизии и организацию связи в ней.
На второй день отвел нас в дивизионный тир, показал, как пользоваться пистолетом ПМ и дал возможность вдоволь пострелять.
Оставшиеся до дембеля 2 месяца мы видели своего командира только утром на батальонном разводе. Потом он уводил нас в сопки, где весеннее солнце позволяло нам отлеживаться и заниматься своими делами. Я записался в гарнизонную библиотеку и смею заверить, что за это время прочитал художественных книг больше, чем за все 5 лет учебы в институте.
Устав от чтения и безделья, мы вышли на командира нашего батальона связи, который с радостью воспользовался нашим опытом – ремонтировали автотехнику, средства связи, строили боксы в гараже и т.д. Взамен начальник штаба дал нам возможность на законных основаниях каждому небольшими группами съездить во Владивосток, Уссурийск и Находку.
7 мая в День радио весь взвод был доставлен на военный аэродром Воздвиженка и литерными рейсами Аэрофлота мы вернулись домой.
Вопрос: Кому нужны такие офицеры запаса?
Уважаемый Виктор Николаевич!
Я не пытаюсь очернить нашу армию. И тем более не пою ей дифирамбы. Лично у меня она оставила приятные впечатления. Какие-то неприятные моменты давно забылись.
Судя по Вашей статье, все старые нерешенные вопросы остались. Добавились новые – демократия и коммерциализация армии сделали свое дело. И до тех пор, пока у руля Минобороны будет мужчина, не служивший ни одного дня в действующей армии, пока в его свите будут сытые самодовольные коррумпированные генералы, а не боевые командиры дивизий, бригад, полков и батальонов, улучшения не будет.
Спасибо Вам за откровенную, но печальную статью о сегодняшнем состоянии наших вооруженных сил.
С уважением, ст. л-т запаса Сергей Чемоданов.