Недавно в СМИ прошла информация о том, что Россия приступила к созданию «суперподлодки». Высокопоставленный представитель Главного штаба Военно-Морского флота, в чине адмирала, сообщил в частности следующее: «Идет разработка принципиально нового подводного корабля для действий в ближней морской зоне с неатомной энергетической установкой замкнутого цикла. Такие подлодки смогут в автономном режиме, без всплытия, находиться под водой до нескольких недель».
Очевидно, что говорил адмирал о дальнейшем развитии дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). Надо отметить, что до недавних пор бесспорными лидерами в области строительства подлодок такого типа являлись два государства, имеющие вековой опыт в этом вопросе – Германия и СССР. Так например, за это время советскими и российскими конструкторами было разработано, создано и поставлено на конвейер более трехсот проектов ДЭПЛ. Самым удачным отечественным образцом стала ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877/636 «Варшавянка» и ее экспортные варианты.
Экспортный вариант субмарины "Варшавянка" проект 877
США в технологической гонке в этом направлении участия не принимали, так, как все океанские операции Америка собирается вести вдали от своих брегов. Необходимая для подобных операций скрытность и дальность плавания для ДЭПЛ попросту недостижима. Именно поэтому в состав ВМС США входят только атомные подводные лодки.
Но так было до недавнего времени, сейчас взгляды американцев на ДЭПЛ существенно поменялись. На данный момент развитие неатомных подводных лодок привело к тому, что последние, самые современные ДЭПЛ по некоторым параметрам ТТХ не уступают атомоходам и даже превосходят их. Так в 2003 году шведская подводная лодка 4-го поколения Halland вышла победителем из дуэльной ситуации с французским атомоходом. Позже эта же лодка в учебном бою «торпедировала» на этот раз американский атомоход Huston. Также еще одним неоспоримым достоинством ДЭПЛ является их малая по сравнению с атомными лодками цена, они почти в 4,5 раза дешевле. Кстати не так давно США взяли у шведов в лизинг одну из таких лодок 4-го поколения.
Долгое время развитие неатомных подводных кораблей сдерживало одно обстоятельство, которое считалось неустранимым: находиться под водой ДЭПЛ могли максимум 3-4 суток, для подзарядки аккумуляторных батарей лодкам необходимо периодически всплывать. Соответственно в часы зарядки батарей лодка теряла свое главное преимущество – возможность уходить под воду и становилась для противника легкой добычей. Конструкторы начали работу над устранением этого тактического недостатка задолго до появления атомных реакторов.
В СССР такая работа началась в 1935 году, под руководством конструктора С. Базилевского. Он предложил для обеспечения работы двигателя использовать хранившийся в отсеке при температуре минус 180 градусов жидкий кислород. Для эксперимента переоборудовали подлодку С-92 (Р-1 после 1940 года). В 1939 году на испытаниях дизель этой лодки смог проработать без атмосферного воздуха пять с половиной часов. Но, как оказалось в последствии, жидкий кислород на подлодках привел конструкторов в тупик.
Чуть позже, в годы Второй мировой войны эту проблему попытались решить немцы. Они создали подлодку серии XXVI у которой двигатели использовали для работы перекись водорода. Но перекись заканчивалась довольно быстро и приходилось снова качать кислород. Немецкие подлодки серии XXVI поучаствовать в войне не успели, но оказались ценными трофеями для союзников. На базе этих подлодок были созданы так называемые анаэробные энергетические установки для подводных лодок.
Первые серийные подлодки проекта А615 с анаэробными энергетическими установками появились в СССР в 1955-1958 гг. Моряки дали им говорящее прозвище «зажигалки», лодки получились очень неудачными и часто горели.
Проект А615 «зажигалка»
Вместе с тем, в Ленинградском ЦКБ-18 шли работы над созданием другой лодки названной впоследствии проектом 617, по сути это было копирование немецкой подлодки XXVI серии. Первую лодку C-99 заложили в 1951 году. Силовой агрегат получившейся лодки мог в течение 6 часов удерживать под водой скорость до 20 узлов. Весной 1959 года в турбинном отсеке этой лодки на восьмидесятиметровой глубине прогремел взрыв, но она смогла дойти до базы своим ходом. В ходе проведенной проверки была выяснена причина аварии, причиной стало разложение перекиси при контакте с попавшей в клапан грязью.
К тому времени, в СССР шла активная работа по созданию первых атомных подводных лодок. И об анаэробных энергетических установках надолго забыли.
Возобновилась работа только в 70-х годах. Экспериментальную энергоустановку с электрохимическим генератором получила самая массовая советская ДЭПЛ проекта 613. Она получила название «Катран» и в 1988 году успешно прошла государственные испытания. А дальше СССР развалился и дело встало.
ДПЛ С-273 проекта 613ЭХГ "Катран"
Ну а конкуренты, как водится, все это время активно работали и ушли далеко вперед. Основным принципиальным отличием неатомных подводных кораблей четвертого поколения является наличие на них анаэробных энергоустановок, повышающих длительность непрерывного подводного плавания до 700–1000 часов. У нас же лучшей ДЭПЛ является упомянутая выше «Варшавянка», которая была создана в 70-е годы, но эти лодки относятся к третьему поколению ДЭПЛ.
Первыми лодки четвертого поколения построили немцы. Компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и Thyssen Nordseewerke GmbH (TNSW) спроектировали и построили 4 подлодки четвертого поколения проекта 212 (экспортный вариант – проект 214). Анаэробные энергоустановки, этих подлодок также, как и в конце войны работают на основе водорода. В 2012-2013 годах к уже существующим четырем лодкам добавятся еще две.
Type U-212
Вторыми в этой технологической гонке стали шведы. Они пошли своим путем и практически отказались от водорода, оснастив свои новейшие подводные корабли типа Gotland, так называемыми двигателями Стирлинга. Основной принцип работы этих двигателей основан на постоянно чередуемых нагревании и охлаждении рабочего тела в закрытом цилиндре. В роли рабочего тела в основном выступает воздух, но также используются гелий и водород. Решение шведов оправдало себя полностью, именно шведские ДЭПЛ на сегодняшний день считаются лучшими в мире.
Gotland
В России первой попыткой создать подлодку четвертого поколения стала лодка проекта 677 «Лада». ЦКБ «Рубин» начал ее разработку в 1989 году. И вот спустя всего лишь восемь лет… 26 декабря 1997 года, на закрытом стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Питере была заложена первая российская неатомная подлодка 4-го поколения, названная «Санкт-Петербург». А еще через 9 лет в 2006 году лодка была спущена на воду, но флоту она не передана до сих пор.
По сравнению с двухкорпусной «Варшавянкой» надводное водоизмещение «Лады» было снижено с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Состав экипажа уменьшен с 52 до 36 подводников, длительность непрерывного подводного плавания увеличена до 45 суток. Также предполагалось что лодка «Санкт-Петербург» будет оснащена анаэробной установкой российского производства на основе все того же водорода. Но по видимому, что-то, как всегда пошло не так, как планировали и на испытания в 2007 году году «Санкт-Петербург» вышел без анаэробной установки.
Военные эксперты считают недавнее заявление Главного штаба Военно-Морского флота лукавством, ничего принципиально нового создавать не придется. Просто будем догонять ушедших вперед конкурентов, судя по всему возможности для этого есть. По появившейся в печати и в Интернете информации стало известно, что скорее всего российские подлодки четвертого поколения будут оснащены отечественными двигателями Стирлинга, основным достоинством которых будет являться возможность, как подводного, так и надводного хода. На сегодняшний день двигателей с такой возможностью нет ни у одной страны. Шведы и японцы активно работают в этом направлении, будем надеяться на то, что Россия будет первой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+