Иракские истребители F-16, приобретённые у США, спустя всего лишь несколько лет эксплуатации оказались не способны выполнять боевые задачи и годятся лишь для того, чтобы радовать публику на военных парадах.
Истребители без доверия
Об этом сообщает польское издание Defence24, указывая, что основные причины деградации парка F-16 кроются в недостатке финансов и повсеместной коррупции, затронувшей в том числе авиабазу Балад, на которой расположены машины.
В настоящее время на вооружении иракских ВВС состоят 34 F-16, поставленные в 2014-2017 годах по контракту 2011 года (2 ед. потеряны в авиакатастрофах).
Самолеты F-16IQ теоретически соответствуют стандарту F-16C/D Block 52+, но их боевые возможности были урезаны американцами. Это относится, в частности, к доступному для использования
оружию: Ирак получил не новейшие ракеты малой дальности AIM-9X Sidewinder или стандартные ракеты средней дистанции AIM-120C AMRAAM, а гораздо более старые AIM-7M-F1 / H Sparrow и AIM-9L. Что касается вооружения для поражения наземных целей, то в арсенал входят гравитационные бомбы и управляемые снаряды Paveway II / III старого поколения, а также ракеты AGM-65D / G / H / K Maverick.
Понятно, что Ирак не пользуется полным доверием американской администрации и не может рассчитывать на новейшее вооружение, но поставляемого оборудования будет достаточно для выполнения задач, а именно борьбы с ИГИЛ [запрещено в РФ]. Однако иракским F-16 не получается адекватно справиться и с этой угрозой
- пишет польское издание, указывая, что уже в середине прошедшего года появилась информация о пригодности к полётам не более 20% машин. Как минимум 10 F-16IQ постоянно пребывали на земле, а у остальных имелись проблемы с запчастями, особенно с ключевыми элементами авионики и радаров.
Полный паралич парка
Это самые сложные и дорогостоящие компоненты, и иракский персонал плохо справляется с их обслуживанием
- отмечает пресса.
В декабре 2020 года иракские F-16 полностью прекратили выполнять задачи в рамках международной коалиции против ИГИЛ. Как утверждается в иракских отчётах, в боевой готовности «без серьезного риска [применения]» находится не более семи машин, однако их дальнейшая эксплуатация потребует изъятия недостающих деталей у других машин.
На этом фоне 6 января текущего года в военном параде приняли участие 24 F-16IQ, то есть 2/3 всего парка. Однако, как пишет Defence24, большинство из них не имели исправных систем вооружения, радаров, а иногда и модулей авионики. Некоторые при полёте задействовали резервные системы вместо основных. В итоге делается вывод, что они не представляют из себя полноценные боевые единицы и годятся лишь для парадов и торжеству.
Главный источник этого - коррупция в Ираке, отсутствие поддержки со стороны США и плохая подготовка
- указывает издание, отмечая, что в январе 2020 года после убийства генерала Сулеймани Lockheed Martin вывел свой персонал из Ирака, который в течение нескольких лет тренировал и поддерживал иракцев в обращении с F-16.