Китай внимательно следит за работой механизма в области безопасности, созданного Японией, США, Австралией и Индией, под названием QUAD (Четырехсторонний диалог по безопасности).
В ноябре QUAD вышел на уровень военного сотрудничества — военные учения «Малабар-2020», начавшиеся 3 ноября в Бенгальском заливе. В этих маневрах приняли участие ВМС США, Австралии и Индии, а также военно-морские силы самообороны Японии.
ВМС США и Индии начали проводить в Бенгальском заливе совместные военные учения в 1992 году. В 2015 году к ним присоединились военно-морские силы самообороны Японии. В этом году были также приглашены ВМС Австралии, которые в последний раз принимали участие в этих учениях в 2007 году. Таким образом, маневры с участием четырех стран прошли впервые.
Наиболее авторитетная газета в Индии The Hindu, которая издается на английском языке, привела комментарий министра обороны Австралии Линды Рейнолдс: «Учения в Малабаре — это важный шанс для нас реализовать сотрудничество со странами, с которыми у нас одинаковые цели, а также поддержать идею безопасного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
Военные учения состоят из двух этапов — в Бенгальском заливе, а также в северной части Аравийского моря. Последние стартовали 17 ноября. Издание The Hindu также опубликовало заявление министерства обороны Австралии: «ВМС четырех стран проведут различные продвинутые учения: воздушная оборона, операции против подводных лодок, маневры в воздухе, информационное взаимодействие, а также снабжение кораблей».
Идея свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, предложенная бывшим премьер-министром Японии Синдзо Абэ
Китай называет QUAD «четырехсторонним механизмом». Он внимательно наблюдает за действиями этого союза. Коммунистическая газета «Хуаньцю шибао» подчеркнула: «„Малабар-2020" — это новое начинание четырехстороннего союза». Она освещала эти военные учения с самого начала.
«Хуаньцю шибао» упомянула о концепции четырехстороннего союза с учетом существования идеи свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона.
Эту идею предложил бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Он ее озвучил в 2016 году в ходе выступления в Кении на форуме по развитию Африки. Многие эксперты склонны полагать, что эта идея противопоставляется китайскому «Одному поясу, одному пути», однако она появилась намного раньше китайской идеи — в 2007 году премьер Абэ коснулся ее в ходе выступления в индийском парламенте.
Во время того выступления японский лидер подчеркнул важность точки слияния Индийского и Тихого океанов.
В соответствии с идеей открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона, Япония, США, Австралия и Индия, самые могущественные демократические страны в этом регионе, должны развивать свободный и открытый морской порядок в качестве международных общественных благ, обеспечить странам и региону стабильность, мир и процветание, укрепить власть закона, гарантировать свободу передвижений и торговли, а также способствовать поддержанию мира и стабильности.
Тем не менее многие уверены, что цель этой идеи заключается также и в том, чтобы ослабить влияние Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Поэтому в последние годы Пекин относится к этой инициативе весьма настороженно.
Индии не интересен «Один пояс, один путь»
Индия начала придавать особое значение концепции Индо-Тихоокеанского региона только в последние годы. В статье ученого из Пекинского университета Вана Лина «Оценка Индо-Тихоокеанской стратегии правительством Нарендра Моди» говорится, что «правительство Индии стало официально говорить о концепции Индо-Тихоокеанского региона в 2011 году».
«Один пояс, один путь», объявленный Китаем в 2013 году, рассматривает Индию в качестве важной части этой инициативы. Тем не менее Моди, пришедший к власти в 2014 году, начал активно предпринимать собственные шаги для поддержания мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе.
В ноябре 2014 года премьер-министр Моди посетил Австралию. Это первый визит индийского премьера за последние 28 лет. Моди подписал контракт с австралийскими войсками, касающийся укрепления оборонных отношений, включая проведение совместных военно-морских учений.
Более того, в 2015 году Индия объявила новую морскую стратегию — Индийская стратегия безопасности на море. По словам Вана Лина, тогда правительство Индии впервые в официальном документе признало важность Индо-Тихоокеанского региона для обеспечения морской безопасности.
Между тем отношения между Индией и Китаем начали охладевать. В мае 2014 года администрация Моди вступила в полномочия, а в сентябре того же года глава КНР Си Цзиньпин посетил Индию. Си хотел привлечь Индию к «Одному поясу, одному пути», однако в совместном заявлении не было ни слова о большой китайской идее.
После этого Индия пропустила Международный форум «Одного пояса, одного пути», который прошел в Пекине в 2017 году. Таким образом, индо-китайские отношения продолжали остывать, и в мае 2020 года произошло вооруженное столкновение на границе между Китаем и Индией — в Ладакхе. Температура зимой в регионе опускается до минус 40 градусов. Снег выпадает уже в сентябре, и сейчас весь Ладакх укрыт белым снежным покрывалом. Местность высокогорная, из-за чего ощущается нехватка кислорода. Противостояние Индии и Китая, не желающих идти ни на какие уступки, приближается к пределу.
В ходе восьмых переговоров, прошедших 6 ноября, обсуждался вопрос отвода войск. Во время шестых переговоров стороны договорились прекратить наращивание военной мощи и одностороннее изменение статуса-кво.
За приграничным конфликтом Индии и Китая стоит тень США
Переговоры Индии и Китая зашли в тупик, однако стороны пытаются найти точки соприкосновения. Между тем глава Центра стратегических исследований при Университете Цинхуа Цянь Фэн полагает, что между странами может начаться битва на выносливость. Он признает причастность США, подчеркивая, что за индокитайскими переговорами виднеется тень Вашингтона.
27 октября США и Индия провели встречу на уровне министров иностранных дел и обороны в формате «два плюс два». Перед этим государственный секретарь США Майк Помпео и министр обороны США Марк Эспер посетили Индийский государственный мемориал войны, где похоронены солдаты, погибшие в долине Галван. «Если возникнет угроза для суверенитета и свободы Индии, США окажут содействие», — подчеркнули они. Этот визит и заявления освещала «Хуаньцю шибао».
По информации американской Military Times, в ходе переговоров стороны подписали соглашение о расширении обмена информацией, полученной военными спутниками. Тем самым они подчеркнули стратегическое партнерство Вашингтона и Нью-Дели, целью которого является противостояние Китаю. После этого 4 ноября индийские солдаты в Ладакхе получили теплую одежду из США.
Комментируя эту встречу в формате «два плюс два», Цянь Фэн отмечает, что Индия и США подчеркнули важность создания квазивоенного союза, и предупреждает, что он только усилит формирование «четырехстороннего механизма».
«Хуаньцю шибао» даже сравнила QUAD с НАТО, в котором главенствуют США.
США, Япония, Индия и Австралия начали демонстрировать тесное сотрудничество. 17 ноября премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга в ходе встречи с премьер-министром Австралии Скоттом Моррисоном, посетившим Японию, подтвердил укрепление взаимодействия в области безопасности.
По мнению «Хуаньцю шибао», Китаю сложно воспрепятствовать сплочению четырех стран при помощи дипломатического давления. В редакционной статье газеты даже не исключается возможность военных столкновений: QUAD может привести к неизбежным столкновениям, и с этим невозможно что-то сделать.
Конацу Химэда — независимый журналист. Председательствовал на форуме Asia Biz. Основал японский информационный журнал в Шанхае в конце 1998 года для освещения сотрудничества японских компаний с Китаем. Покинул должность главного редактора журнала летом 2008 года. После изучения китайского языка поступил в Школу управления государственной экономики Шанхайского финансово-экономического университета и закончил магистерскую программу (MPA).
С 2014 года он живет и работает в Токио. Среди его книг — «Победная стратегия в Китае для управления персоналом малых и средних предприятий» и «Ловушка импорта». Соавтор книги «Развивающиеся компании Бангладеша и их истинное лицо».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.