Аналитики американского журнала National Interest похвалили проект истребителя F-15EX компании Boeing. Они считают, что новая машина может составить серьезную конкуренцию российским Су-57. Военный эксперт Владимир Попов уверен — специалисты из США значительно преувеличивают возможности быстроустаревающего самолета.
Аналитики американского журнала National Interest похвалили проект истребителя F-15EX компании Boeing. Они считают, что новая машина может составить серьезную конкуренцию российским Су-57. Военный эксперт Владимир Попов уверен — специалисты из США значительно преувеличивают возможности быстроустаревающего самолета.
Старое новое поколение
В этом году ВВС США заключили с Boeing сделку на 1,2 млрд долларов. Она предусматривает создание и поставку самолетов F-15EX. Первые два истребителя, согласно контракту, Пентагон должен получить уже в 2021-м, еще шесть — к 2026 году.
F-15EX — это модернизированная версия истребителя F-15, который был создан еще в 80-х годах прошлого века и относится к четвертому поколению. Тем не менее конструкторы уверяют — данная машина не только боеспособна, но и смертоносна. Американские военные надеются, что новые технологии и потенциал к дальнейшей модернизации продлят истребителю жизнь.
Сам F-15EX напоминает оригинальную модель. При этом он обладает некоторыми модификациями, в числе которых усиление крыла и фюзеляжа. Управление полетом теперь основано не на гидромеханике, а на электронике. Это, по мнению экспертов NI, позволит обеспечить автономность самолету.
Кроме того, самолет получит новую вычислительную систему, способную проводить до 87 миллиардов операций в секунду. Это позволит оперативно использовать библиотеку файлов, касающихся поставленной задачи, в том числе информацию о потенциальных угрозах. Также авионика будет обрабатывать данные систем радиоэлектронной борьбы и идентифицировать конкретные вражеские цели.
Новый истребитель будет обладать повышенной тягой, что позволит повысить способность нести оружие. Разработчики уверены — F-15EX теперь может нести 12 ракет и элементы своего стандартного арсенала, в числе которых снаряды AIM-120D, AIM-9x JDAMs. Тем не менее это не означает, что он сравним с истребителем пятого поколения. Его преимущество в том, что он дешевле, его легче производить. Аналитики NI отмечают — было бы интересно посмотреть, как F-15EX действовал бы в бою против российского или китайского самолета пятого поколения.
Запутались в поколениях
Как отметил в комментарии "ПолитЭксперту" заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама" заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов, перед самолетами четвертого поколения не ставилась принципиальная задача быть невидимками, быть малозаметными в воздушном или визуальном пространстве. А для самолетов пятого поколения этот элемент был в обязательном перечне.
"Для нас, например, самолеты Су-30СМ, Су-32, Су-34, Су-57 тем более. Последний — пятого поколения, а до этого я называл самолеты 4+ поколения или 4++ поколения. Они могут позиционировать свой самолет F-15 глубокой модернизации, как они заявляют, только самолетами 4+ или 4++ поколения. Он никак не может стоять в одном ряду с американскими F-22 "Раптор" и F-35, а также нашим Су-57", — пояснил эксперт.
Поэтому даже если F-15EX пройдет глубокую модернизацию прицельно-навигационного комплекса, боевой потенциал увеличивается, но он все-таки остается по классификации на ступень ниже самолета пятого поколения. Эксперт поясняет, что и российские истребители, такие как Су-30, Су-32 и Су-35, могут спокойно выступить против F-35 и F-22. Но это самолеты 4++ поколения, которые по определению не могут полностью отвечать пятому.
"Недавно американцы уже говорили о самолетах шестого поколения, которые полетят, так сказать, в железе уже в конце этого или начале следующего года и будут продемонстрированы всему миру, а мы возвращаемся к разговору о самолетах четвертого поколения, которые якобы глубокой модернизации и будут полностью противостоять, переплюнут российский самолет пятого поколения Су-57. Так тогда получается, что он превзойдет и американские F-35 и F-22? Получается так?" — отмечает Владимир Попов.
Источник: wikipedia.org - Rulexip / CC BY-SA 3.0
Маневренность против скрытности
Военный летчик отметил, что самолеты пятого поколения немного отличаются аэродинамически и значительно общей компоновкой. Если предыдущее поколение F-15, F-16 обладало ярко выраженным фюзеляжем, кабиной, стыком крыльев с корпусом, то более старшие, переходные, уже больше походили на современные за счет раздельных двигателей и плавным переходом между частями самолета.
Читайте по теме: Военный летчик объяснил ущербность F-35 в сравнении с российским Су-57
Самолеты пятого поколения же иные. Интегральная схема размещена отдельно, ярко выражена кабина, которая интегрируется с передней частью уже толстых крыльев. В них расположены системы управления, топливные баки и даже бомбовая нагрузка прячется в ниши, которые закрываются, как бомболюки. У F-15 снаряды находятся на внешних подвесках на крыле.
"Усиление крыла у F-15, о котором говорили американские журналисты, внутреннее. Иначе не подвесишь на пилоны дополнительные ракеты или бомбы. Эта подвеска и обеспечивает необходимость усилить лонжероны, стрингеры, силовые элементы крыла и части фюзеляжа, центроплана так называемого. У модернизации F-15 улучшаются качества, он приближается к самолетам пятого поколения, но он ни в коем случае их не превзойдет. Это однозначно уже. Тем более наш самолет", — подчеркнул Попов.
Если сравнивать F-35 и F-22 американские и российский Су-57, то самолеты США все равно в по своей маневренности в полете, особенно в ближнем воздушном бое, будут уступать самолету РФ. Это признают и американские эксперты, и специальные расчеты. Напрямую такой дуэльной схватки не было, но расчеты, математические модели показали, что возможности F-22 и F-35 в сравнении с Су-57 несколько ниже, подчеркнул Попов.
Источник: flickr.com - U.S. Air Force Photo by Staff Sgt. Elizabeth Rissmiller
Эксперт отметил, что для США главной в идеологии создания самолетов пятого поколения была невидимость или малозаметность, а маневренность уже стоит на третьей позиции. Они делали ставку на внезапность появления и умные ракеты, которые бы поражали Су-57, когда F-35 уже скроется. Однако эти расчеты не соответствуют полной действительности.
"Наши силы и средства ПВО начинают их видеть задолго до того, как они рассчитывали. Элемент внезапности не всегда отвечает требованиям американской стороны. А российские самолеты пятого поколения позиционируются таким образом, что на первое место выходит маневренность истребителей или даже сверхманевренность, далее боевой потенциал, и только на третьем месте стелс-технологии. Потому что мы еще включаем систему малозаметности плюс рэбовскую систему, о которой они начали только сейчас говорить", — заключил военный летчик.