Согласно исторической практике отечественного судпрома, перед переходом к строительству субмарин следующего поколения верфь, которой дано соответствующее задание, проводит серьезную реновацию производства. Именно в таком аспекте следует рассматривать пресс-релиз АО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск) о подготовке к внедрению так называемой блочно-модульной технологии создания атомных подводных лодок. Северодвинск – единственный город в нашей стране, где строят атомные субмарины. Всего за свою историю «Севмаш» передал военным морякам 133 атомохода, еще четыре (включая стратегический крейсер «Князь Олег») проходят испытания перед сдачей главному заказчику.
Большую модернизацию «Севмаш» прошел в 1970-е годы под строительство подводных лодок третьего поколения. Специально под огромные по размерам стратегические ракетоносцы проекта 941 был построен новый стапельный цех под номером 55 с расширенными пролетами. Много технологических новинок и оборудования было внедрено по программе строительства многоцелевых АПЛ проекта 971.
Однако развал СССР приостановил процесс технического перевооружения, так что сегодня необходимо двигаться динамичнее, чтобы наверстать накопленное технологическое отставание от Запада. В том числе – в части использования блочно-модульного способа строительства, по которому строятся атомные субмарины типа «Вирджиния» (США), «Астьют» (Великобритания) и «Сюфрень» (Франция).
Блочно-модульная технология предполагает новый прогрессивный метод сборки кораблей из крупных блоков, насыщенных оборудованием.
Инициировано генеральным
«Использование блочно-модульной технологии позволит снизить трудоемкость и сроки строительства атомных подводных лодок», – подчеркивается в вышеупомянутом документе. Пока что северодвинские судостроители применяют модульно-агрегатный метод, внедренный в период строительства атомоходов третьего поколения. К ним, в частности, относятся упомянутые выше АПЛ проектов 971 и 941.
Согласно описанному ранее методу, готовые, но еще не прошедшие испытания блок-секции будущей подлодки поступают из корпусно-сварочного производства на стапель. Там из них формируют блоки и подвергают их гидравлическим испытаниям, а затем – снова разъединяют. В конце советского периода подобная технология считалась передовой. С тех пор научно-технический прогресс в судостроении прошел большой путь, на основе его достижений представляется возможным сделать очередной шаг вперед. Уменьшить сроки и производственные затраты поможет блочно-модульный метод. Благодаря ему сократится стапельный период строительства корабля, поскольку огромный объем работ по корпусному насыщению переносится в специализированные цеха.
Согласно пресс-релизу, инициатива разработки и внедрения этого прогрессивного подхода принадлежит Михаилу Будниченко. Он пришел на «Севмаш» в 1977 году, в последние восемь лет занимает должность генерального директора. По словам руководителя проекта, начальника отдела проектно-конструкторского бюро Севмаша Александра Спиридонова, проработки по данной теме идут с 2016 года, когда сформировали соответствующую рабочую группу. Помимо специалистов «Севмаша» в ее состав также включили представителей конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит», расположенных в Санкт-Петербурге. Как известно, сегодня все новые проекты атомных подводных лодок силами российских инженеров выполняются в стенах этих двух проектных организаций.
Вскоре тема вышла на новый уровень: Объединенная судостроительная корпорация открыла проект по созданию блочно-модульного метода и переходу к строительству субмарин следующего поколения с применением данной технологии.
Пресс-релиз также сообщает, что с целью внедрения нового метода строительства кораблей на предприятии модернизируются производственные мощности и создается новая инфраструктура. Также будет необходимо выстроить новую логистику поставок оборудования и услуг. «Сейчас проект по внедрению блочно-модульного метода проходит этап обсуждения в профильных ведомствах», – говорится в документе. Если они дадут «добро», «Севмаш» станет первым российским предприятием, где будет применена эта новаторская для России технология в подводном кораблестроении.
Исторический контекст
Нынешняя осень интересна круглыми датами истории отечественного «подплава». 65 лет тому назад, 16 сентября 1955 года, с борта опытовой подлодки Б-67 впервые был осуществлен пуск баллистической ракеты (Р-11ФМ), способной нести ядерную боеголовку. Пройдя очередную модернизацию, та же самая дизель-электрическая лодка осуществила первый пуск баллистической ракеты (Р-21) из-под воды. Это случилось 10 сентября 1960 года. А в ноябре в состав флота вошел первый отечественный атомный стратегический ракетоносец К-19.
От тех памятных событий нас отделяют шесть десятилетий, но сохранилось главное – атомные подводные крейсера продолжают составлять основу морской группировки отечественных сил ядерного сдерживания. Сегодня подводная компонента Триады целиком состоит из кораблей, созданных северодвинскими судостроителями. Среди них «Рязань» – единственный сохранившийся на флоте «стратег» второго поколения, шесть подводных крейсеров проекта 667БДРМ и четыре новейших «Борея», в том числе «Князь Владимир», построенный по улучшенному проекту «Борей-А».
Беседуя с журналистами в декабре 2015 года, сразу после торжественной процедуры закладки подводного крейсера «Император Александр III (седьмого по счету «Борея») генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит сказал: «Цикл создания подводных лодок, особенно атомных, достаточно длительный, начиная от постановки задачи, осмысления требований, которые могут выдвигаться к новому поколению кораблей, интеграция этих требований. Понимание, что новое может дать промышленность к какому-то году – это тоже занимает достаточное количество времени. Сегодня, когда строится современная серия АПРК «Борей-А», конструкторское бюро, конечно, ведет соответствующие проектные проработки по следующей серии. Такая работа у нас ведется в тесном контакте с институтами Военно-морского флота. Мы уже работаем над новым проектом, вместе с флотом формулируем требования и пути реализации этих требований на будущем корабле. Работы носят закрытый характер. В соответствии с циклом строительства, эксплуатации и вывода из строя кораблей подобная работа распланирована, проработки по ней уже ведутся».
Как можно догадаться со слов Вильнита, речь шла о подводной лодке пятого поколения, строительство которой начнется после завершения серии из трех кораблей проекта «Борей» и пяти улучшенных «Борей-А». Как известно, близкие по назначению и составу оружия субмарины имеются у США. «У наших стратегических крейсеров есть свои преимущества. Мы стараемся развивать их так, чтобы развитие шло в паритете с иностранными аналогами», – пояснил Игорь Владимирович.
Поддержать паритет
Американскими инженерами на смену существующему семейству подводных ракетоносцев «Огайо» разрабатывается новый тип – «Колумбия». Строительство головного корабля начнется в следующем году. Он будет отличаться рядом прогрессивных черт, включая срок службы в 42 года без перезагрузки реакторного топлива. Согласно задумке заокеанских стратегов, «Колумбия» обеспечит Вашингтону превосходство в морских вооружениях. А для этого необходимо выйти на технический уровень выше того, что заложен в «Борей». Поскольку Москва стремится к паритету с США по силам ядерного сдерживания, нам необходимо реагировать соответствующим образом и дальше вести совершенствование подводных крейсеров. В этом смысле внедрение блочно-модульной технологии на «Севмаше» – один из шагов в данном направлении.
Следующее актуальное направление – минимизация количества проектов подводных лодок, для того чтобы провести максимальную унификацию оборудования, характеристик, процедур подготовки экипажей и т.д. При этом по ходу серийного строительства в каждом проекте будут выполняться так называемые серии кораблей. Подобный подход можно проиллюстрировать на примере заказов «Борей». Сначала был построен головной корпус – «Юрий Долгорукий».
Его заложили в 1996 году и вывели из стапельного цеха в 2007-м. Затем по образцу головного корабля построили серийные «Александр Невский» и «Владимир Мономах», всего – три корабля по проекту 955.
«Далее была внедрена небольшая модификация «Борей-А», кораблю были приданы некие новые качества», – отметил Вильнит. Внесение изменений он объяснил тем, что с момента начала проектирования прошло достаточно большое время. «Оборудование, которое заложено в эти корабли, изготавливается уже достаточно долго. Пришло время часть его заменить на новое – более современное и качественное. Это, собственно, и внедрено в проект «Борей-А», что определяет его отличие от первоначального варианта. По своим свойствам и характеристикам он аналогичен проекту «Борей».
Посещая Северодвинск летом 2012 года, президент России присутствовал при закладке «Князя Владимира» – нового подводного крейсера улучшенного проекта 955А. Тогда Владимир Путин сказал, что морской компонент ядерных сил сдерживания «будет существенно обновлен за счет ввода восьми новых атомных подводных крейсеров проекта «Борей». К настоящему времени все они либо на плаву, либо находятся в высокой степени готовности на стапелях цеха № 55.
Дополнительные заказы
Некоторое время назад Министерство обороны стояло перед выбором: продолжать дальнейшее строительство улучшенных кораблей или же заказать конструкторам полностью новый проект? Судя по нескольким признакам, принципиальное решение скорее всего принято. Об этом косвенно свидетельствует и октябрьский пресс-релиз «Севмаша», в котором говорится буквально следующее: «В рамках ОСК открыли проект по созданию блочно-модульного метода и переходу к строительству лодок нового поколения с применением этой технологии».
Пятый по счету корпус в серии «Борей-А» (восьмой в семействе «Бореев») – «Князь Пожарский» заложили в декабре 2016 года. С тех пор сообщений о начале практического строительства очередного «стратега» не поступало. Правда, год назад пожелавшие остаться непоименованными «источники в оборонно-промышленном комплексе» сообщали журналистам о якобы запланированной на май закладке девятого «Борея», а вскоре – и десятого. Обозначенные «источниками» сроки прошли, но ожидаемого события не состоялось.
Понятно, что без освоения новых технологий завод-производитель не может начинать работы по следующему поколению. Применительно к «Севмашу», предприятие достигнет необходимой степени готовности по практическому внедрению блочно-модульного метода и других прогрессивных задумок. Мы узнаем об этом из ленты новостей, когда речь пойдет о начале заготовки корпусных деталей к очередному «стратегу» для нашего флота.
Техническое перевооружение
Согласно ранее принятым планам, на заводе завершается предыдущая программа модернизации и обновления производства, запущенная в 2012 году. Ее цель – сделать «Севмаш» современной верфью, способной строить корабли любых классов и по техническому уровню сопоставимой с лучшими в Америке и Западной Европе.
Соответствующие мероприятия финансировались по нескольким федеральным целевым программам, включая таковые по радиационной безопасности и гражданскому морскому судостроению. Самые крупные средства выделялись по линии ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса. По ней, в частности, завод заменил все крановое оборудование, значительно обновил станочный парк и оборудование, связанное с метрологией и системами измерений. Освещение в цехах заменили на более эффективное и менее дорогое в использовании.
Полностью завершен ремонт Достроечной набережной. Обновлены соответствующие коммуникации, включая подачу энергетических средств (пар, сжатый воздух, вода, углекислота, кислород и другие газы всех видов) к местам проведения работ. Подводка выполнена прямо к рабочим местам, для обеспечения удобства работы специалистов. Кроме того, проложены кабели электропитания всех необходимых напряжений и частот.
Следующим в очереди на реновацию шел причальный передаточный комплекс. Сегодня он позволяет возить корпусные конструкции массой до 6 тыс. т, передавать их из цеха № 7 в цех № 50, от «Севмаша» на «Звездочку» и др. Помимо того, «Севмаш» выполнил еще целый ряд мероприятий с целью снизить затраты на строительство кораблей и минимизировать сроки. Включая специализацию цехов №№ 55, 50 и 42 под выпуск определенного вида конечной продукции.
Работы, проводимые в текущем году, включают внедрение принципов бережливого производства, передовых методов неразрушающего контроля и современную технологию нанесения маркировки на изделия при строительстве атомных подводных лодок. Проводятся мероприятия по повышению энергетической эффективности, запуску новой линии изготовления конструкций из композитных материалов.
Масштабная модернизация ведется в кузнечно-термическом цехе, где изготавливаются поковки и проходят термическую обработку детали будущих атомных подводных лодок. За два года здесь появилось 12 новых электропечей, модернизируются существующие, идет переоборудование кузнечно-прессового участка. В планах – установить автоматизированную электрическую печь для термической обработки и деталей из титановых сплавов для атомных подводных лодок.
Столь обширные мероприятия жизненно важны, поскольку в 90-е годы прошлого века завод вообще не модернизировался. По причине недостатка финансирования временной разрыв между программами обновления составил более 15 лет. Вот как об этом в декабре 2015 года говорил Михаил Будниченко: «Средства в модернизацию не вкладывались, что привело к моральному старению станочного парка. Точность старых станков не соответствовала современным требованиям. Были проблемы с обеспечением параметров механизмов и изделий, которые нам закладывают проектанты. Собственно, поэтому сейчас оборудование и обновляется. Цель – улучшить качество и точность изготовления систем и механизмов кораблей плюс оптимизация по трудоемкости».
С тех пор ситуация поменялась к лучшему, и сегодня «Севмаш» успешно реализует программу строительства двух основных типов атомных подлодок четвертого поколения – стратегической «Борей-А» и многоцелевой «Ясень-М». Помимо того, ведется ремонт с модернизацией крейсера «Адмирал Нахимов», а также ведутся работы по подводной технике специального назначения. Следующим логическим шагом в развитии предприятия станет освоение строительства атомных ракетоносцев нового поколения.