Буквально на днях стало известно о том, что в России продолжается разработка неатомной подлодки «Калина», которая должна стать настоящей революцией на нашем флоте. Причём не только на нашем, но и вообще. Что это за ПЛ и что в ней такого особенного мы сейчас и расскажем.
На фото ПЛ проекта 636.3. "Калина" является её прямым продолжением, но назвать проекты похожими категорически нельзя.
Проект «Калина» находится в разработке около 7 лет и в СМИ неоднократно поднимали тему якобы остановки проекта. Опровергать эту информацию приходилось руководству ОСК. В 2013 году КБ «Рубин» начали прорабатывать проект неатомной подводной лодки, которая должна заменить все имеющиеся «Варшавянки», а в перспективе даже новенькие «Лады» (хотя они будут ходить ещё очень долго). Кстати, эти проекты тоже разработки «Рубина», так что опыта у КБ не просто достаточно, а очень даже много. Взять тот же проект 636.3, который строится в рекордные сроки, считается одной из лучших дизельных подлодок на данный момент (не без минусов, конечно же). Однако у КБ опыт распространяется ещё и на атомоходы - это стратегические «Бореи» и подлодки предыдущих поколений. В общем всё самое сложное и ответственное доверяют конкретно им. Именно поэтому такой амбициозный проект и доверили «Рубину». Почему же «Калина» так важна для флота? Всё просто - это воздухонезависимый двигатель. Далеко не секрет, что наша страна давно пытается обуздать эту технологию на современном уровне. Да, опыт есть, но на двигателях несколько иного типа, не самых безопасных. Сейчас же всё иначе.
На фото проект 677 "Лада". Именно эта ПЛ должна была стать первой обладательницей ВНЭУ, но возникло множество трудностей.
Можно долго спорить о том, какой же тип ПЛ лучше для России - атомные или дизельные. У каждого есть свои преимущества. Так вот, «Калина» должна вобрать в себе свойства и тех, и других. Какое главное отличие ВНЭУ от обычной «дизелюхи»? Достаточно продолжительный период в подводном положении. Например, японские «Сорю» являются рекордсменами и могут находится под водой до 2-х недель! По сравнению с классическими ПЛ, этот срок всего несколько дней - затем всплывать за новой порцией воздуха для дизеля и заряда аккумуляторов. В закрытых морях, по типу Чёрного, продолжительное время под водой было бы отличным преимуществом. И тут раскрывается главный секрет «Калины» - она сможет находится под водой практически месяц, что ставит имеющиеся рекорды под вопрос. Всё это становится возможным благодаря электрохимическому генератору, создание которого и является основной сложностью. Такими темпами скоро и атомоходы не понадобятся (это шутка, конечно же). Причём «упакована» ВНЭУ в достаточно малый корпус - водоизмещение «Калины» не превышает 1500 тонн, что делает её на треть меньше, чем, например, проект 636.3.
А размеры важны для скрытности, в первую очередь. Также это банально дешевле и проще в строительстве.
На фото японская "Сорю". Считается одной из лучших в своём классе. Японцы на данный момент лидируют в сфере ВНЭУ, но мы готовимся их обойти.
Немаловажной деталью, упущенной на фоне такого продвинутого двигателя, является модульность подлодки. Точно сказать, как именно будет реализован данный принцип конкретно в этом проекте, на данный момент нельзя. Но вот у главного конкурента, П-750Б от «Малахита», будет дополнительный отсек, в который встраивается вооружение в зависимости от задач. И это помимо классических торпедных аппаратов. Кстати о П-750Б - это практически аналогичный проект, но от другого КБ. Заявленные характеристики те же, что и у «Калины», но уровень исполнения гораздо сложнее. Там и отсек для десанта на 16 человек, и вертикальные пусковые установки, и ВНЭУ. В общем всё, что только можно в таком же объёме. Сдаётся, сделано это для конкурентной среды, чтобы получить на выходе один, но очень приличный продукт в виде ПЛ с долгожданной ВНЭУ. Кстати, и про «Лады» не забыли - с 6-ой по списку будут устанавливаться аналогичные энергоустановки. Пару слов о вооружении 777А проекта. Это весь спектр имеющихся ракет, и, безусловно, «Циркон». Боекомплект, вероятно, стандартный, не превышающий 20 единиц, что достаточно в современных реалиях.
Одно из немногих достоверных фото главного конкурента "Калины" - проекта П-750Б от "Малахита".
Как мы можем судить, ставка флота сделана именно на ВНЭУ и сейчас идёт жёсткая конкурентная борьба между КБ. И это правильное решение, которое неоднократно себя оправдывало. Ожидается что первую «Калину» заложат до 2025 года, а построена она будет в эту ГПВ. Хотя возможно выиграет П-750Б - время покажет.
Источник
Рейтинг публикации:
|