Наблюдатели, связанные с Сирийской обсерваторией по правам человека, сообщают, что ночью 20 октября колонны с военным персоналом и техникой были замечены в тот момент, когда они покидали базу Морек, один из 12 наблюдательных постов, созданных Анкарой в регионе для мониторинга неустойчивого прекращения огня сирийской северо-восточной провинции Идлиб.
В 2019 году база Морек была окружена силами, лояльными сирийскому президенту Башару аль-Асаду, действующими при поддержке России. По данным агентства Reuters, турецкие войска в настоящий момент (сообщение поступило в понедельник) укрепляют свои позиции на оставшихся наблюдательных постах в регионе, хотя аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем могут быть оставлены еще несколько подобных баз.
Координатор исследований стран Леванта в Центре ближневосточных исследований в Анкаре Ойтун Орхан сказал, что после того, как территориальные завоевания правительственных войск Асада оставили базу Морек и еще несколько таких объектов изолированными за границей зоны контроля сирийского режима, они уже не могли служить своей первоначальной цели, то есть использоваться для наблюдения за нарушениями режима прекращения огня.
«Россия и сирийский режим пытаются оттеснить Турцию на север, или, как минимум, эвакуировать эти наблюдательные посты, – заявил Орхан изданию Al-Monitor. – Очевидно, обе стороны достигли какого-то соглашения, в соответствии с которым Турция ликвидирует четыре из них». Он также добавил: «Это не приведет к критическим изменениям обстановки на местах. Напротив, наблюдается наращивание турецкого военного присутствия в районе, поэтому я не ожидаю какого-либо масштабного вывода турецких военнослужащих».
Провинция Идлиб остается одним из последних районов Сирии, удерживаемых повстанческими силами, где продолжают действовать оппозиционные группировки, поддерживаемые Турцией, хотя боевые действия в основном утихли после соглашения о прекращении огня, достигнутого 5 марта при посредничестве России и Турции.
Согласно условиям этого соглашения, российские и турецкие войска должны были создать коридор безопасности по обе стороны шоссе М4, которое пересекает провинцию Идлиб с востока на запад. Военное командование двух стран договорилось о проведении совместного патрулирования на этой автотрассе, хотя фактически эти операции неоднократно срывались и переносились.
На данный момент от 10 до 15 тысяч турецких военнослужащих дислоцированы в Идлибе, где Анкара обязалась взять на себя разоружение повстанцев, связанных с экстремистскими вооруженными группировками, которые остаются в регионе. Согласно сообщениям турецких государственных СМИ, конвои военной техники продолжают поддерживать позиции Анкары в Идлибе, но, как отметил Орхан, усилия по снабжению наблюдательных постов, оказавшихся на территории, контролируемой силами режима, в последние месяцы, вероятно, усложнилось.
«Скорее всего, Россия не давала каких-либо гарантий по обеспечению безопасности турецких конвоев, доставляющих все необходимое персоналу этих наблюдательных постов», – сказал Орхан, и добавил, что турецкие операции по доставке грузов в районах, контролируемых сирийским режимом, требуют российского эскорта.
Все эти события происходят после переговоров, которые турецкая и российская делегация провели в сентябре по поводу продолжающихся кризисов в Идлибе и Ливии, где две страны поддерживают противоборствующие стороны конфликтов. Российские официальные лица, согласно некоторым сообщениям, в ходе этих переговоров высказали пожелание, чтобы турецкие войска покинули некоторые из наблюдательных постов.
Директор немецкого фонда Маршалла в Анкаре Озгур Унлухисарчикли заявил, что вывод войск из Морека во вторник, скорее всего, следует воспринимать, как попытку Турции защитить военнослужащих на случай возобновления столкновений с сирийским режимом. «Это признак дальнейшего ослабления временного соглашения между Турцией и Россией по Сирии», – сказал Унлухисарчикли в интервью Al-Monitor.
Нынешним событиям предшествовала также череда акций протеста в Идлибе против продолжающегося турецкого военного присутствия в Мореке и Сурмане, которые, по утверждениям турецких государственных СМИ, были организованы сирийским режимом.
Наконец, необходимо отметить, что в последнее время усилилось дипломатическое давление на Анкару в связи с ее вмешательством в Сирии со стороны некоторых лидеров Европейского Союза. Так, в августе 68 членов Европейского парламента потребовали, чтобы турецкие вооруженные силы и подконтрольные им оппозиционные группировки «прекратили свою незаконную оккупацию» на севере Сирии и отступили из региона. Это требование было изложено в письме, представленном Совету по правам человека ООН после доклада международной комиссии по расследованию ситуации в Сирии.
Подписавшиеся депутаты Европарламента потребовали от турецкого правительства прекратить «политическую, экономическую и военную поддержку всех группировок», которые принимают участие в «систематических нарушениях прав человека», описанных в докладе, представленном ООН.
Позднее министр иностранных дел Турции Мевлет Чавушоглу осудил заявления своей шведской коллеги Анн Линде, которая также считает, что Турция должна покинуть северные районы Сирии. «Мы всегда подчеркиваем, что находимся здесь, прежде всего, для того, чтобы защитить территориальную целостность Сирии, – заявил Чавушоглу 13 октября в ходе совместной пресс-конференции с Линде. – Мы не хотим раздела Сирии».
Между тем, Соединенные Штаты продолжают антитеррористические операции в Идлибе, где 16 октября в результате удара американского беспилотника были убиты два представителя группировки «Аль-Каида». В октябре прошлого года военная операция США в Идлибе завершилась уничтожением Бакра аль-Багдади, бывшего лидера самопровозглашенного «Исламского государства» (террористической организации ДАИШ).
По данным ООН, на северо-западе Сирии проживает на сегодняшний день около четырех миллионов человек, из которых 2,7 миллиона — перемещенные лица, оказавшиеся в этом районе в результате конфликта.