19 мая 2020 года пилот истребителя-«невидимки» F-35A Lightning II после обычного ночного учебного вылета столкнулся с огромным количеством проблем перед тем, как успел катапультироваться из самолета, который разбился при приземлении на авиабазе «Эглин» в Вальпараисо (штат Флорида). Боевая машина, приписанная к 58-й истребительной эскадрильи «Гориллы», входящей в 33-й истребительный авиаполк ВВС США, всеми способами пыталась «убить» пилота до крушения, пишет американское онлайн-издание The Drive.
Незадолго до этого, 15 мая, там же потерпел катастрофу F-22 Raptor. Эти два происшествия привели к «паузе безопасности» при выполнении полетов на базе.
Согласно опубликованному отчету, высокая посадочная скорость стала главной причиной крушения F-35A (номер 12-005053). Председатель Совета по расследованию авиационных происшествий полковник Брайан Т. Каллахан уточнил, что к потере самолета привели не менее шести факторов, включая проблемы со шлемом пилота, кислородной аппаратурой и программным обеспечением электронной системы управления полетом. Все они способствовали аварии.
Управлял самолетом ночью квалифицированный инструктор, который перед крушением руководил учебным вылетом пары истребителей. В ходе полета в уникальной кислородной системе F-35A возникли неполадки, после чего у пилота наступило переутомление, которое привело к «когнитивной деградации». Неполадки были спровоцированы «по требованию» «умного» самолета.
Одновременно с этим, возникло смещение нашлемного дисплея (HMD) по отношению к горизонту. Помимо перекоса, пилот боролся с чрезмерной яркостью, которая затрудняла фокусировку. В результате повышенной яркости проекции, в кабине возник эффект «зеленого свечения». Пилот сообщил, что ему приходится существенно напрягать зрение, чтобы различать сигналы на взлетно-посадочной полосе.
Корректное отображение проекции и смещение нашлемного дисплея по отношению к горизонту
Это говорит о том, что пилот был серьезно отвлечен в самый критический момент. Он действительно хотел посадить истребитель на чрезмерной скорости и допустил множество ошибок, пытаясь разобраться в правильности тех или иных показаний систем. В отчете смещение HMD было определено как «критический сбивающий с толку элемент, который в конечном итоге привел к перенасыщению» пилота информацией, запутав его.
При посадке хвост самолета перестал отвечать из-за внезапно возникших проблем в системе управления полетом. Набор высоты был также невозможен из-за полностью отклоненных стабилизаторов, которые удерживали нос самолета опущенным. В итоге самолет, стоимость которого в отчете об аварии оценивается почти в $176 млн., «загорелся и был полностью разрушен», оставив обломки на ВПП. Пилот успешно катапультировался.