Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Некоторые черты нового облика

Некоторые черты нового облика


3-03-2011, 13:53 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (5 317)

Суть начатых в 2008 году в России военных реформ заключается в трансформации Вооруженных сил РФ от традиционной мобилизационной системы к силам постоянной полной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация Вооруженных сил РФ «нового облика» на участие главным образом в ограниченных конфликтах.

 

Александр МиридоновЪ
Александр Миридонов\Ъ

Вооруженные силы должны быть гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и к задействованию в первую очередь в ограниченных по масштабу конфликтах на территории Российской Федерации и других государств бывшего СССР, а также на прилегающих территориях. Оборона России непосредственно от других великих держав (в первую очередь от США и НАТО) возлагается теперь в основном на стратегические ядерные силы.

 

Ныне начато осуществление кардинального реформирования Вооруженных сил Российской Федерации и их перехода к «новому облику». Начатые в 2008 году и продолжающиеся в настоящее время военные преобразования стали наиболее кардинальной трансформацией Вооруженных сил страны с момента создания Красной армии после революции 1917 года. Данная проблематика вызывает серьезный интерес в российском обществе, а необычная глубина и радикальность военной реформы вызвали массу крайне противоречивых суждений со стороны общественности, средств массовой информации и самих военнослужащих. Можно даже говорить о расколе общественного мнения России по вопросу об отношении к военной реформе.

 

Напомним, что основными реформистскими мероприятиями, осуществляемыми с 2008 года в Вооруженных силах России, являются:

 

• ускорение сокращения численности Вооруженных сил России до 1 млн человек уже к 2012 году;
• сокращение численности офицеров (с 335 тыс. офицерских должностей до 150 тыс.) и реструктуризация состава офицерского корпуса;
• централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в десять «системных» военных вузов;
• реорганизация и сокращение органов центрального военного управления, включая Министерство обороны и Генеральный штаб, со значительным сокращением роли командований видами Вооруженных сил и родами войск;
• создание вместо прежних традиционных военных округов четыре новых «больших» военных округов, являющихся одновременно Объединенными стратегическими командованиями, в подчинение которых передаются основные группировки всех видов Вооруженных сил и родов войск;
• «огражданивание» и коммерциализация системы обеспечения и обслуживания Вооруженных сил;
• ликвидация кадрированных соединений Сухопутных войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности;
• реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов;
• переход к смешанной системе комплектования Вооруженных сил — с рядовыми-призывниками (призываемыми всего на один год) и старшинами-контрактниками (вместо прежней системы параллельного существования частей, комплектуемых по контракту или по призыву);
• резкое сокращение количества частей и соединений Вооруженных сил, гарнизонов и военных баз;
• перевод Сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного и полкового звена, с последующим переходом бригад на принципиально новую структуру;
• реорганизация Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны;
• реорганизация Военно-морского флота.

 

Предыдущие попытки реформирования Вооруженных сил

 

Следует отметить, что с момента своего создания в 1992 году Вооруженные силы РФ несколько раз подвергались реформированию — фактически с приходом каждого нового министра обороны РФ планировались и проводились новые реформы. Это связано с тем, что еще при создании Вооруженных сил РФ обозначился ряд фундаментальных проблем, доставшихся в наследство от Советской армии:

 

1. Армия сохраняла мобилизационную структуру, требующую обязательного мобилизационного развертывания для участия в практически любых формах боевых действий. В результате имелась сложная система мобилизационного развертывания, ориентированная на широкомасштабную войну со странами НАТО в Европе и с Китаем на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Мобилизационная система предусматривала мобилизацию в угрожаемый период на военную службу до 5 млн человек в очень сжатые сроки.

 

2. Отсутствие в Вооруженных силах полностью укомплектованных частей и соединений. Так или иначе, все части и соединения требовали в случае начала боевых действий (даже локальных) их доукомплектования личным составом. При этом основу Сухопутных войск составляли части и соединения сокращенного состава (то есть укомплектованные на 50% личным составом), а также части и соединения «кадр» — кадрированные (то есть укомплектованные на 10—20 %).

 

3. Из-за сложной мобилизационной схемы вся система военного управления была ориентирована не столько на управление войсками, сколько на обеспечение мобилизационного развертывания. Учитывая, что 70—80% частей и соединений были кадрированными или сокращенного состава, получалось, что над ними нависала огромная надстройка штабов различных уровней.

 

4. Огромное количество различных штатов подразделений и частей. Такая ситуация была во многом обусловлена тем, что оборонно-промышленный комплекс СССР производил большое количество разнообразного вооружения и военной техники, образцы которого дублировали друг друга. К тому же даже мощный оборонно-промышленный комплекс, который был создан в СССР, не мог обеспечить новейшим вооружением огромное количество частей и соединений Советской армии. Поэтому сохранялись и устаревшие образцы вооружения и военной техники.

 

5. Из-за большого количества разнообразного вооружения и военной техники, а также из-за ориентированности Вооруженных сил на мобилизацию, армия была вынуждена хранить огромное количество различных запасов материальных средств, а также вооружения и военной техники. Обеспечение этого хранения поглощало значительную часть личного состава (более 30%).

 

Эти структурные проблемы, характерные для облика мобилизационной армии, стали особенно острыми в связи с тем, что уже на закате перестройки, а тем более в постсоветский период, выявилась политическая невозможность осуществления мобилизационных мероприятий для участия во внутренних или локальных конфликтах. Именно это и стало главным кризисным моментом для Советской и Российской армии с конца восьмидесятых годов, поскольку вся структура армии была заточена на мобилизационное развертывание. Когда такое развертывание оказалось невозможным, получилась ситуация, когда в армии, при большой номинальной численности, боеготовых частей нет и в охвативших территорию бывшего СССР (а затем и самой РФ) конфликтах «воевать некому».

 

Reuters
Reuters

Выходом из этого положения уже в начале девяностых годов виделось создание частей постоянной готовности со 100-процентной укомплектованностью в мирное время, способных к немедленному задействованию в конфликтах. Поэтому уже в первом проекте реформирования в то время министр обороны РФ П.С. Грачев и Генеральный штаб выступили с предложением о создании так называемых Мобильных сил. Мобильные силы должны состоять из нескольких отдельных мотострелковых бригад, укомплектованных по штату военного времени (на 95—100% личным составом, вооружением и военной техникой). Также планировался постепенный переход от армии, комплектуемой призывниками, к армии, комплектуемой по смешанному принципу, когда бы в ней проходили службу военнослужащие и по призыву, и по контракту. А в дальнейшем намечалось полностью отказаться от призыва и перейти на контрактный способ комплектования.

 

Но реалии тогдашней экономической и политической ситуации в стране не позволили реализовать такие далеко идущие планы. Вместо планировавшихся для Мобильных сил пяти отдельных мотострелковых бригад в 1993 году были созданы только три бригады.

 

Поэтому в условиях начавшейся в 1994 году первой чеченской войны, когда потребовалось создать группировку для ведения боевых действий, командование, не располагая боеготовыми частями и не имея возможности осуществить мобилизацию, выходило из положения, организуя сводные части, комплектуя одни части за счет других, привлекая части и соединения со всех военных округов и доукомплектовывая их личным составом с баз хранения и складов и т. п. Все это, по сути, вело к раздергиванию армии.

 

По окончании первой чеченской войны в 1996 году начался новый этап реформирования, целью которого должно было стать исправление ошибок и недостатков, которые выявила война в Чечне. Первым шагом по инициативе нового министра обороны И.С. Родионова тогда стало снова создание сил постоянной готовности — полностью укомплектованных частей и соединений и с однотипными штатами. Фактически осуществлял эту реформу в качестве министра обороны уже генерал армии (с 1997 года первый и единственный пока маршал Российской Федерации) И.Д. Сергеев.

 

В ходе соответствующей реорганизации и перехода Вооруженных сил на новые штаты в 1997—1998 гг. в каждой дивизии было развернуто по одному полку до штата военного времени, переведены на штат военного времени отдельные мотострелковые бригады и ряд частей боевого обеспечения, а также все дивизии и бригады Воздушно-десантных войск. Также некоторые части и соединения сокращенного состава и «кадра» были расформированы, а их личный состав был обращен на увеличение численности личного состава в частях и соединениях постоянной готовности. На основе частей «кадра» были созданы базы хранения вооружения и военной техники (БХВТ), личного состава в них стало гораздо меньше, чем в частях сокращенного состава. Кроме того, произошло укрепление баз хранения вооружения и военной техники. Были созданы центральные базы резерва (ЦБР), которые хранили вооружение и военную технику по специализации.

 

Но все же эти реформы так и не смогли избавить Вооруженные силы РФ от основных проблем. Осталось мобилизационное развертывание, система управления сохранилась такой же, как и была (Генеральный штаб — военный округ — армия — дивизия или бригада). Несмотря на то, что в составе Вооруженных сил РФ наконец появились полностью развернутые части, все же большое количество частей и соединений остались в сокращенном штате, либо в штате БХВТ, или кадрированными. В составе Вооруженных сил РФ так и осталось большое количество складов с различным имуществом, которым по-прежнему требовался личный состав для хранения и освежения запасов.

 

При этом численный и организационный состав Сухопутных войск РФ после сокращений и реорганизаций 1997—1999 гг. стабилизировался и оставался относительно неизменным почти десятилетие — до начала реформ 2008 года.

 

Проверкой эффективности мероприятий реформирования в эпоху Родионова и Сергеева стала начавшаяся в 1999 году вторая война в Чечне. Основу группировки федеральных сил в 1999 году составили войсковые части и соединения постоянной готовности, а также части и подразделения из состава Воздушно-десантных войск. Однако встала проблема восполнения потерь частей постоянной готовности. Поэтому из состава частей постоянной готовности в состав новой объединенной группировки войск выделялось лишь по одной батальонной тактической группе, в составе усиленных танковыми, артиллерийскими, инженерными подразделениями мотострелковых батальонов, а за счет оставшихся в пунктах постоянной дислокации остальных подразделений данных соединений восполнялись потери воевавших в Чечне подразделений. Затем к восполнению потерь были привлечены и части и соединения сокращенного состава, а также БХВТ, ЦБР, кадрированные части и соединения.

 

Результаты боевых действий во второй чеченской войне показали, что проведенные изменения плодотворно сказались на Вооруженных силах. Но как показал опыт боевых действий, замещение выбывших из строя военнослужащих военнослужащими другой части привело к тому, что части, из которых забирали военнослужащих на восполнение боевых потерь, оказывались ослабленными.

 

В 2003 году при министре обороны РФ С.Б. Иванове, ставшем первым в нашей стране за длительное время невоенным руководителем оборонного ведомства, был предложен новый план реформирования Вооруженных сил РФ, по своему замыслу повторявший те предложения, которые были выдвинуты еще в 1993 году при П.С. Грачеве. Планировалось все части и соединения постоянной готовности перевести на контрактный способ комплектования.

 

Остальные же части и соединения, базы хранения, центральные базы резерва, а также военные учреждения комплектовать военнослужащими по призыву.

 

Но при этом система мобилизационного развертывания так и оставалась без изменений. Программа же полного перевода частей постоянной готовности на контракт была сорвана из-за нехватки ресурсов.

 

«Сердюковская» реформа Вооруженных сил


Когда в феврале 2007 года министром обороны РФ был назначен подчеркнуто штатский А.Э. Сердюков, Вооруженные силы РФ находились в сложном положении. С одной стороны, военные реформы шли непрерывно начиная с 1992 года, и были достигнуты определенные положительные результаты. Но при этом ни одна реформа так и не была доведена до логического завершения, все основные проблемы, которые остались от Советской армии, так и не были решены, а помимо них добавились еще и новые в лице невыполненной программы по контрактному комплектованию. Сегодня уже очевидно, что Э.А. Сердюков был выдвинут высшим руководством России на эту должность специально для осуществления кардинальной военной реформы как лицо не связанное с традиционным военным истеблишментом и представляющее принципиально новый для российской военной системы «менеджерский подход» к организации Вооруженных сил.

 

Ускорению реформистских мероприятий в Вооруженных силах РФ способствовала произошедшая в августе 2008 года пятидневная война с Грузией. Хотя Российская армия смогла быстро сокрушить сопротивление вооруженных сил Грузии, обратив их в бегство, однако, как совершенно ясно, опыт применения Российских Вооруженных сил в конфликте был сочтен военно-политическим руководством России в целом достаточно противоречивым. Поэтому уже в конце августа 2008 года были приняты не оглашавшиеся тогда директивные решения Президента и Правительства РФ об осуществлении нового этапа радикальной военной реформы, имеющего целью ускоренное приведение Вооруженных сил РФ к «новому облику», ориентированному именно прежде всего на участие в локальных конфликтах на территории бывшего СССР. Открыто о начале реализации мероприятий по коренному реформированию российской военной системы было объявлено министром обороны РФ 14 октября 2008 года по завершении коллегии Министерства обороны.

 

Наличие частей постоянной готовности при одновременном сохранении основной массы «традиционной» мобилизационной армии порождало проблему существования, по сути, двух параллельных армий, причем в условиях нехватки ресурсов. Поэтому вопросом времени было, когда российское руководство решится на отмену традиционной мобилизационной армии и оставит только силы постоянной готовности. Именно в этом, по сути, и состоял замысел реформы 2008 года. Было решено, что теперь Вооруженные силы РФ должны переориентироваться с задачи участия в масштабной войне с несколькими противниками на возможное участие в локальных конфликтах на границах России, на территории стран СНГ и ближнего зарубежья (наподобие обеих чеченских войн, пятидневной войны с Грузией и т. д.). В связи с переоценкой вероятности участия в крупномасштабной войне было решено отказаться и от мобилизационной системы, которая в своем существовавшем виде являлась анахронизмом, доставшимся в наследие от Советской армии.

 

Тем не менее необходимость сохранения резервной компоненты привела к поиску ряда решений, включая формирование баз хранения и ремонта вооружения и военной техники (БХиРВТ) бригадного состава, а также планов формирования в случае мобилизации частей на основе территориальных учебных центров и военных учебных заведений и формирования территориальных резервных частей.

 

Система управления Вооруженными силами, по замыслу, должна быть упрощена, ликвидированы промежуточные звенья управления. В первую очередь сокращаются те системы управления, которые отвечали за мобилизационное развертывание. В связи с отказом от участия в масштабных боевых действиях и переориентацией на участие в локальных конфликтах было решено отказаться от громоздких структур дивизий и полков, а создать более мобильные структуры в виде отдельных бригад. Бригады намечалось создавать на основе уже существующих частей и соединений постоянной боевой готовности, доукомплектовывая их за счет расформирования частей и соединений сокращенного состава, кадрированных частей и соединений, а также БХВТ. После формирования новых бригад и изменения в системе управления Вооруженных сил РФ система управления должна была состоять из трех звеньев «Генеральный штаб — Региональное командование — бригада». За счет развертывания новых бригад их количество значительно превышало количество ранее существующих частей и соединений постоянной боевой готовности.

 

По итогам пятидневной войны 2008 года Министерство обороны РФ пришло к выводу, что части и соединения постоянной готовности недостаточно быстро выходят по тревоге. Поэтому было решено, что норматив подъема по тревоге мотострелковой бригады и ее выхода должен составить один час.

 

В условиях, когда программа набора контрактников и так не выполнялась даже для не слишком многочисленных «старых» частей постоянной готовности», а теперь уже и вся армия становилась «силами постоянной готовности», Министерство обороны приняло решение отказаться от частей и соединений, полностью укомплектованных военнослужащими по контракту. Часть контрактников решено было уволить, а часть распределить между войсками на сержантские и старшинские должности. Бригады «нового облика» должны комплектоваться военнослужащими срочной службы на должностях рядового состава, а военнослужащими по контракту на должностях сержантского состава (старшинами). Также решено было отказаться от такой категории военнослужащих, как прапорщики. Переформирование на новые штаты подразделений и бригад, сокращение штатов штабов, а также расформирование кадрированных частей и соединений привели к резкому сокращению численности и офицеров. Министерство обороны РФ решило проблему радикально, приняв решение уволить «лишних» офицеров по различным статьям.

 

Переход сухопутных войск к «новому облику» и бригадной структуре организации был произведен в чрезвычайно сжатые сроки — уже к 1 декабря 2009 года. В 2010 году начали претворяться в жизнь планы по изменению военно-административного деления и оперативной подчиненности войск (сил) Вооруженных сил РФ. Первоначально решено было отказаться от промежуточных единиц управления и перейти сразу к системе «Генеральный штаб — Оперативное командование — бригада», но проведенные командно-штабные учения показали, что без штабов и управлений армий не обойтись. Поэтому оперативные командования так и не формировались, а были сохранены управления армий, и в 2010 году сформированы штабы еще трех армий, что довело их количество до десяти.

 

Согласно указу Президента РФ от 20 сентября 2010 года было изменено военно-административное деление России — упразднены все шесть существовавших военных округов и взамен их сформированы четыре укрупненных военных округа (Объединенных стратегических командования): Западный, Южный, Центральный и Восточный, причем под управление новых округов передаются также силы ВВС и ПВО и флоты. Можно ожидать, что в 2011 году Главкоматы родов и видов войск будут сокращены до управлений с последующей передачей этих управлений в состав центрального аппарата Министерства обороны.

Некоторые промежуточные количественные итоги реформирования Сухопутных войск России

 

До начала перехода на «новый облик» на 2008 год в составе Сухопутных войск РФ (без Воздушно-десантных войск) находились 24 дивизии (три танковые, 16 мотострелковые и пять пулеметно-артиллерийские) и 12 отдельных мотострелковых и стрелковых бригад плюс две военные базы дивизионного состава (в Армении и Таджикистане). Реально из этих 24 дивизий и двух военных баз более или менее полностью развернутыми по личному составу были лишь пять мотострелковых дивизий и 201-я военная база в Таджикистане. Фактически лишь 13% частей Сухопутных войск относилось к частям постоянной готовности.

 

В течение 2009 года 23 дивизии были расформированы, а взамен к 1 декабря 2009 года были созданы 40 развернутых бригад и военных баз бригадного состава — четыре танковые бригады, 35 мотострелковых бригад и одна бригада прикрытия (по сути, укрепрайон). Из соединений дивизионного уровня в 2009 году были сохранены только два (двухполкового состава) — 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия на Южных Курилах и 201-я военная база в Таджикистане. При этом все четыре новые танковые бригады были сформированы на основе танковых дивизий. Из 35 мотострелковых бригад десять являлись бригадами, существовавшими до 2008 года, 21 была сформирована на основе мотострелковых дивизий, а еще четыре развернуты из баз хранения.

 

Всего на начало 2010 года в ходе реформирования было создано 85 бригад всех типов (включая восемь ракетных, девять артиллерийских, четыре ракетно-артиллерийские, девять зенитных ракетных, одну инженерную, и др.). Однако в дальнейшем в конце 2009 года и в 2010 году происходило дальнейшее изменение количества уже сформированных бригад. Так, 102-я военная база в Армении, первоначально сформированная как двухбригадного состава, в итоге стала однобригадной. В базу однобригадного состава была переформирована и 201-я военная база в Таджикистане. Две отдельные мотострелковые и одна артиллерийская бригады были расформированы на Дальнем Востоке. В 2011 году в мотострелковую бригаду решено переформировать и последнюю остающуюся 18-ю пулеметно-артиллерийскую дивизию.

 

Особое положение сохраняют в Сухопутных войсках три десантно-штурмовые бригады (причем их число планировалось увеличить) и семь бригад спецназа.

 

В качестве экспериментального соединения в Моздоке на Северном Кавказе была создана разведывательная бригада, а затем в разведывательную бригаду переформирована также одна из двух горных мотострелковых бригад. В ходе переформирования шести военных округов в четыре новых округа имели место дополнительные изменения количества бригад. При этом в 2010 году сообщалось о планах формирования дополнительно еще шести мотострелковых бригад, а также минимум одной инженерной и одной зенитной ракетной бригады.

 

В качестве резервных частей были созданы 15 БХиРВТ бригадного состава, а также целый ряд территориальных формирований. Вместе с тем вопрос адекватности и достаточности резервных формирований и в целом системы мобилизации и пополнения остается одним из наиболее спорных моментов нынешнего реформирования.


Сама бригадная реорганизация Сухопутных войск России разбита на два этапа. На первом этапе, в основном завершенном к 1 декабря 2009 года, были сформированы новые бригады по достаточно компромиссным штатам на основе имеющегося вооружения и боевой техники. В дальнейшем к 2015 году намечается осуществить реорганизацию ныне сформированных бригад в бригады трех типов по новым штатам — «тяжелые», «средние» и «легкие».

 

«Тяжелая» бригада должна являться основным соединением Сухопутных войск постоянной готовности и оснащаться гусеничной техникой. «Средняя» («мобильная») бригада должна оснащаться полностью колесной бронетехникой и служить средством быстрого реагирования. «Легкая» бригада должна быть высокомобильным соединением и передвигаться на легких бронированных машинах. Испытания штатов экспериментальных бригад были начаты в 2010 году.

 

Данная статья представляет собой краткое изложение одной из частей выпущенного Центром анализа стратегий и технологий сборника материалов «Новая армия России». В статьях сборника содержится характеристика реформирования Сухопутных войск Российской Федерации, реформирования и современного состояния Воздушно-десантных войск, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, Военно-морского флота России. В других материалах сборника вопросы военного реформирования и военного строительства в Российской Федерации рассматриваются в связи с основными положениями новой Военной доктрины России, утвержденной в феврале 2010 года, а также в контексте современного мирового опыта военного реформирования.

 

Продолжение. Начало в «Однако» №4 от 21.02.2011

В первой части статьи рассказывалось о предыдущих реформах Вооруженных сил РФ и некоторых промежуточных итогах реформирования Сухопутных войск России.

 

Воздушно-десантные войска


PHOTOXPRESS
PHOTOXPRESS

Реформа российских Воз¬душно-десантных войск (ВДВ) предшествовала нынешнему об-щему реформированию Вооруженных сил России. Точкой отсчета начала реформирования ВДВ можно принять 2006 г., когда была принята Программа развития ВДВ на период 2006—2010 гг. В ней предусматривался полный перевод четырех из пяти соединений ВДВ на контрактный способ комплектования, а также перевооружение ВДВ на новую технику.

Помимо перехода на контрактную основу, еще одним серьезным новшеством реформы стала специализация соединений на парашютно-десантные и десантно-штурмовые. Па¬ра¬шют¬но-десантными остались 98-я (Ива¬новская) и 106-я (Тульская) гвардейские дивизии. На новый десантно-штурмовой штат перевели 7-ю (Новороссийскую) и 76-ю (Псковскую) гвардейские дивизии и 31-ю гвардейскую бригаду (Ульяновскую); 7-я десантно-штурмовая дивизия, расположенная недалеко от «горячего» Кавказа, получила дополнительно горную специализацию.

Главным отличием новых десантно-штурмовых соединений стала ориентация их на десантирование посадочным способом, на аэродромах. Фактически это обозначило отказ от применения этих соединений для крупных парашютных десантов и переход к концепции их аэромобильности. Десантно-штурмовые части рассматриваются скорее как элитная высокомобильная пехота, которая может быть оперативно переброшена на любой аэродром, способный принимать самолеты военно-транспортной авиации.

PHOTOXPRESS
PHOTOXPRESS

Первые итоги реформирования ВДВ прошли проверку боевыми действиями против Грузии в августе 2008 г. В этой кампании в полной мере проявились достоинства новой системы комплектования и подготовки. Десантники выгодно выделялись на фоне коллег из Сухопутных войск лучшей экипировкой и дисциплиной, тактической и огневой подготовкой, смелыми и инициативными действиями. Действия ВДВ в конфликте были высоко оценены руководством страны и командованием. По словам министра обороны Анатолия Сердюкова, «операция по принуждению Грузии к миру продемонстрировала, что наиболее эффективно действовали мобильные части ВДВ».

В целом успешное участие в боевых действиях с Грузией позволило командованию ВДВ защитить необходимость сохранения существующей структуры ВДВ. В итоге в ходе перевода армии к «новому облику» ВДВ претерпели меньшие изменения по сравнению с Сухопутными войсками. Были отменены и планы перевода ВДВ с дивизионной на бригадную структуру, а также остановлено начавшееся расформирование 106-й воздушно-десантной дивизии в Туле.

Тем не менее преобразования ВДВ в период после 2008 г. оказались существенными — было сокращено 26 воинских частей и 40% офицерского состава, а также осуществлен возврат к преимущественному комплектованию ВДВ солдатами срочной службы. Авиация ВДВ была передана в состав ВВС. Одновременно осуществлены и некоторые организационные мероприятия по изменению структуры частей (в частности, формирование в составе всех четырех дивизий ВДВ зенитных ракетных полков). Весьма активно идет техническое перевооружение частей ВДВ.

Для повышения возможностей быстрого реагирования в каждом из пяти имеющихся соединений ВДВ (четырех дивизиях и 31-й бригаде) выделено по одному батальону немедленного реагирования. В этих батальонах сосредотачивается основное количество контрактников, зачастую имеющих реальный боевой опыт. В результате, в отличие от других батальонов, их доля в них достигает 70%. Это показывает, что командование ВДВ осознает несовершенство нынешней системы комплектования ВДВ преимущественно солдатами срочной службы.

Представляется, что отказ от полностью контрактного комплектования ВДВ, на переход к которому было затрачено столько сил и средств в предыдущие годы, является ошибкой. Это понижает уровень подготовки, уже достигнутый в ВДВ на 2008 г. Целесообразно было бы сохранить полностью контрактный способ комплектования ВДВ, хорошо проявивший себя в условиях реального конфликта. Выраженная сезонность уровня подготовки призывного личного состава, связанная с проведением двух призывов в год, неблагоприятно сказывается на боеготовности ВДВ. Это особенно негативно сказывается на них как на мобильной компоненте вооруженных сил, которая должна быть постоянно готова к боевому применению в любом конфликте.

 

Военно-воздушные силы и Противовоздушная оборона

Наряду с Сухопутными войсками Военно-воздушные силы России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования подверглись наиболее глубоким и масштабным преобразованиям. Главным образом, это является следствием большого количества застарелых проблем, накопившихся в этом виде вооруженных сил.

РИА «НОВОСТИ»
РИА «НОВОСТИ»

Сформировавшийся к началу реформ облик ВВС без значительных изменений просуществовал еще с конца прошлого века, когда в 1997—2000 гг. прошла предыдущая масштабная волна слияний и расформирований полков ВВС и ПВО, а сами ВВС и ПВО были объединены в единый вид Вооруженных сил РФ. Передача в состав ВВС армейской авиации в 2003 г. не повлияла существенно на их общий облик. К началу реформы осенью 2008 г. ВВС и ПВО России по-прежнему являлись чрезвычайно внушительной силой, по крайней мере на бумаге. В их составе числилось до 2800 самолетов и вертолетов и около 100 дивизионов комплексов ПВО.

Главнейшей проблемой ВВС РФ к 2008 г. являлось практически полное отсутствие закупок для них новой техники. Поставки новых самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и сошли на нет в 1994—1995 гг. Таким образом, даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15—20 лет. Основная же часть летательных аппаратов и комплексов ПВО имела и по-прежнему имеет еще больший возраст. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически и морально устарела, выработала свой ресурс. В целом для российских ВВС время как будто застыло на уровне середины восьмидесятых годов.

Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к «новому облику» стала коренная реформа их структуры. По своему масштабу она является беспрецедентной с девяностых годов прошлого века, когда шло сокращение избыточных сил ВВС, доставшихся России после распада Советского Союза. Практические мероприятия по реорганизации ВВС были начаты уже 1 декабря 2008 г. и в основной своей части были произведены всего за год — к 1 декабря 2009 г., хотя во многих аспектах процесс реструктуризации не был завершен и к 2011 году.

Прежде всего по замыслу реформирования ВВС и ПВО было принято решение отказаться от существовавшей структуры «воздушная армия — корпус (дивизия) — полк». На смену воздушным армиям пришли самостоятельные командования Военно-воздушных сил и ПВО, командования Дальней и Военно-транспортной авиации. Корпуса и дивизии ПВО сменили сформированные на их базе бригады воздушно-космической обороны. В сами командования теперь входят авиационные базы, бригады воздушно-космической обороны и более мелкие части обеспечения. В свою очередь, авиационные базы состоят из основной тактической единицы ВВС — эскадрилий, а бригады воздушно-космической обороны — из полков. Таким образом, осуществлен переход к трехзвенной структуре «командование — авиабаза (бригада) — эскадрилья (полк)».

По функциональному признаку на основе бывшей 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения) было сформировано Командование Дальней авиации, объединяющее все стратегические и дальние бомбардировщики и самолеты-заправщики.
На основе 61-й воздушной армии Верховного главнокомандования (Военно-транспортная авиация) создано Командование Военно-транспортной авиации.

На основе Командования специального назначения (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) создано обладающее особым повышенным статусом Оперативно-стратегическое ко¬ман¬дование воздушно-космической обороны, отвечающее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа.

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остается, однако в ряде случаев производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

1-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности Командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.

2-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).

3-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ).

4-е Командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО — 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трех бывших советских военных округов.

В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырех соответствующих созданных новых военных округов (объединенных стратегических командований): 1-е Командование ВВС и ПВО — в состав Западного военного округа, 2-е Командование ВВС и ПВО — в состав Центрального военного округа, 3-е Командование ВВС и ПВО — в состав Восточного военного округа, 4-е Командование ВВС и ПВО — в состав Южного военного округа.

Одним из основных мероприятий реформы ВВС России стал переход к авиационным базам, которые стали основным структурным подразделением ВВС, и бригадам воздушно-космической обороны в ПВО. В результате осуществлено упразднение существовавшей с 1938 г. полковой структуры авиационных частей. Сформированные на месте авиационных полков авиационные базы объединили в себе собственно авиаполки и вспомогательные части, обеспечивающие их функционирование, которые ранее были самостоятельными. В состав авиабаз были включены ранее отдельные батальоны аэродромного обеспечения, а также батальоны связи и радиотехнического обеспечения.

Такое переподчинение позволило обеспечить принцип единоначалия в рамках авиабазы. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. За счет ликвидации статуса отдельных частей в них были значительно сокращены управленческие структуры и сокращено количество командного персонала.

Многие сформированные авиабазы существенно возросли в численности по сравнению с прежними авиаполками. Они были укрупнены за счет расформирования части имевшихся на начало реформы авиаполков и отдельных эскадрилий и передачи их техники и личного состава в формируемые авиабазы. В результате оценочно общая численность техники авиабазы может достигать ста самолетов и вертолетов. Базы подобного масштаба являются базами первого разряда. В подчинении у них могут находиться одновременно несколько аэродромов, на каждом из которых постоянно базируется авиагруппа, включающая одну или более эскадрилий, организационно входящих в состав авиационной базы. Таким образом, авиационная база первого разряда фактически эквивалентна прежней авиационной дивизии.

Существуют вновь сформированные базы и меньшего размера (второго разряда), по численности техники примерно соответствующие бывшим полкам, как правило, базирующиеся на одном аэродроме.


Количество планируемых к формированию в ходе реформы авиационных баз неоднократно сокращалось. В итоге небольшое количество новых авиабаз заменило насчитывавшиеся в ВВС на 2008 г. суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов. Согласно заявлению Главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А.Н. Зелина, на ноябрь 2010 г. российские ВВС и ПВО состояли из семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединенных стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Общая численность личного состава ВВС — около 170 тыс. человек личного состава. В том числе офицеров — 40 тыс., военнослужащих контрактной службы — около 30 тысяч.

В рамках проводящейся реформы все полки зенитных ракетных и радиотехнических войск были преобразованы в части постоянной готовности и вошли в состав 13 образованных бригад воздушно-космической обороны. Структурно эти бригады воздушно-космической обороны объединяют зенитные ракетные полки и радиотехнические полки.

В состав ВВС из состава Cухопутных войск России еще в 2007 г. были переданы зенитные ракетные бригады, оснащенные ЗРК С-300В и частично ЗРК «Бук», а в ходе последующего реформирования семь этих бригад были переформированы в зенитные ракетные полки, а еще две расформированы. При этом основная часть ЗРК «Бук» тем не менее остается в Cухопутных войсках. Суммарно в ВВС России после реформирования намечалось сохранить 45 зенитных ракетных полков (в том числе семь переформированных из зенитных ракетных бригад Cухопутных войск). Радиотехнические полки и бригады, обеспечивающие контроль воздушного пространства, переформированы в 18 радиотехнических полков, также входящих в состав бригад воздушно-космической обороны. При этом в 2009 г. осуществлено значительное сокращение техники оставляемых в боевом составе зенитных ракетных и радиотехнических полков.

В период 2010—2015 гг. для ВВС и армейской авиации России планируется поставить свыше 500 единиц новых вертолетов и самолетов. Это позволит обновить их авиационный парк в среднем на 30%. После 2015 г. закупки будут продолжены, и к 2020 г. стоит задача иметь в ВВС 80% новой техники. Планируется также быстрое обновление зенитных ракетных войск. К сожалению, опыт реализации длительных программ вооружения показывает, что к указанным в них параметрам надо относиться осторожно. Если перспективы ВВС на период до 2015 г. ясны и вряд ли будут пересмотрены в сторону уменьшения, то реалистичность перспективных планов на 2015—2020 гг. станет ясна лишь через несколько лет.

Военно-морской флот

Военно-морской флот Российской Федерации не остался в стороне от общего процесса реформирования Вооруженных сил РФ. В то же время изменения в ВМФ до настоящего времени оставались в некоторой степени в тени реформирования других видов вооруженных сил и гораздо в меньшей степени освещались в средствах массовой информации.

PHOTOXPRESS
PHOTOXPRESS

Между тем в 2010 г. реформирование ВМФ, как и в целом Вооруженных сил России (создание «нового облика» вооруженных сил), вступило в свою очередную фазу. Наиболее важным мероприятием нового этапа в вооруженных силах стало создание четырех оперативно-стратегических командований (военных округов нового вида).

 

Сформированы Западный, Центральный, Южный и Восточный округа. При этом происходит переподчинение флотских структур из-под управления Главнокомандующего ВМФ к командующим новыми созданными округами (в состав Центрального военного округа флотские структуры не входят). Однако фактически основные организационные изменения в ВМФ России на уровне флотов еще только предстоят, и будут проходить в 2011—2013 годах.

Можно выделить следующие основные направления реформирования ВМФ и приведения его к «новому облику», планировавшиеся в 2008 г.:

максимальное сокращение численности управленческих структур, сокращение или снижение статуса второстепенных формирований боевого и тылового обеспечения;


перевод частей Береговых и Сухопутных войск ВМФ на полностью развернутые штаты и перераспределение сил в соответствии с современными реалиями угроз;


переформирование структур морской авиации флотов в авиабазы (аналогично структуре реформированных ВВС) и передача ряда частей в состав ВВС;
создание разного рода командований ВМФ (по сути, новых управленческих структур);


создание комплексных баз материально-технического обеспечения, объединенных баз оружия;

 

включение сил флотов в созданные оперативно-стратегические командования (новые военные округа).

 

Помимо этого реформированию подлежат военно-учебные структуры, готовящие кадры для ВМФ, система Главного штаба ВМФ, части центрального подчинения, структуры тылового и технического обеспечения.

Кроме того, реформирование должно создать предпосылки для перевооружения ВМФ новой материальной частью, в первую очередь корабельным составом. В настоящее время проходит утверждение новой Государственной программы вооружений на 2011—2020 гг., в которой, как ожидается, большое внимание будет уделено новому кораблестроению.

В ходе реформирования в период 2008—2009 гг. морская авиация ВМФ была перестроена по авиабазовому принципу. Значительные сокращения и реформы были осуществлены в морской пехоте: единственная в ВМФ 55-я дивизия морской пехоты во Владивостоке была переформирована в бригаду;

 

расформирована бригада морской пехоты на Каспии; три бригады морской пехоты (на Балтийском и Северном флотах и на Камчатке) переформированы в полки. На Черноморском флоте, наоборот, 810-й полк морской пехоты был развернут в бригаду.

Среди корабельных формирований основной упор в ходе реформирования был сделан на понижение их статуса (с бригады до дивизиона или с дивизиона до группы) и на расформирование второстепенных подразделений боевого и тылового обеспечения.

На Северном и Тихоокеанском флотах наиболее важными организационными мероприятиями стало создание в 2010 г. единых командований подводными силами, вобравшими в себя все формирования подводных лодок на том и другом флотах.

В дальнейшем аналогичное реформирование по функциональному признаку на основе создания единых командований должны пройти и другие структуры флотов. В результате по итогам реформирования к 2013 г. Тихоокеанский флот, предположительно, должен будет включать:


оперативное командование подводными силами;
оперативное командование в дальней морской зоне;
оперативное командование надводных сил на северо-востоке РФ (на Камчатке);
оперативное командование в Японском море;
оперативное командование специальных операций;
оперативное командование береговых войск;
командование морской авиации;
структуру тылового обеспечения.

Видимо, схожий облик будет иметь и организация Северного флота (с той лишь разницей, что будет иметься оперативное командование морских сил в Баренцевом море). На Балтийском флоте можно ожидать создания оперативного командования в Северной Атлантике. На Черном море и Каспии до 2012 г. ожидается создание единого командования морскими силами с его интеграцией в состав Южного военного округа. При этом в составе Черноморского флота будет создано оперативное командование в дальней морской зоне и отдельное оперативное командование в Черном море.


С целью обновления устаревшего корабельного состава ВМФ России в последние годы активизировано строительство новых кораблей. Ведется строительство атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955 (типа «Юрий Долгорукий», атомных многоцелевых подводных лодок проекта 885 (типа «Северодвинск»), дизель-электрических подводных лодок проекта 677 (типа «Санкт-Петербург»), фрегатов проекта 22350 (типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков»), корветов проекта 20380 и его модификаций (типа «Стерегущий»), малых ракетных кораблей проекта 21631 (типа «Град Свияжск»), больших десантных кораблей проекта 11711 (типа «Адмирал Грен»), десантных катеров, вспомогательных судов. С Францией в начале 2011 г. подписан контракт на постройку и получение лицензии на строительство универсальных десантных кораблей типа Mistral. Планируется закупка новых самолетов (в том числе корабельных МиГ-29К) и вертолетов для морской авиации.

В 2010 г. была анонсирована впечатляющая программа обновления корабельных сил Черноморского флота. В октябре 2010 г. было сообщено, что перспективами развития Черноморского флота намечено получение в период до 2020 г. 18 новых кораблей, в том числе шести новых фрегатов модернизированного проекта 11356М (типа «Адмирал Григорович»), шести дизель-электрических подвод¬ных лодок проекта 06363 (типа «Новороссийск») и двух больших десантных кораблей проекта 11711, причем головные корабли должны войти в состав флота в 2013—2014 гг. (и были заложены уже в 2010 г.) В 2009—2010 гг. Черноморский флот получил новейшие береговые подвижные противокорабельные ракетные комплексы «Бастион-П».

 

* Данный материал является кратким изложением ряда фрагментов выпущенного Центром анализа стратегий и технологий сборника статей «Новая армия России». Вопросы военного реформирования в Российской Федерации рассматриваются в связи с основными положениями новой Военной доктрины России, утвержденной в феврале 2010 г., а также в контексте современного мирового опыта военного реформирования.


(Михаил Барабанов, главный редактор Moscow Defence Brief)

 

 

Автор: Михаил БАРАБАНОВ



Источник: odnakoj.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map