С начала сентября ВВС Израиля нанесли уже четыре авиационных удара по территории суверенной Сирии. Парадоксальным образом возросшую частоту воздушных атак некоторые военные эксперты связывают с усилением системы ПВО САР. Как же такое оказалось возможным?
Как известно, Тель-Авив последовательно и жестоко выжигает любое присутствие иранской военной инфраструктуры, а также иранских «прокси», находящихся неподалеку от его границ. В этом месяце израильская авиация отбомбилась по позициям шиитских группировок, союзных Тегерану, в провинции Дэйр-эз-Зор, по авиабазе Т-4 в Хомсе и по окрестностям города Алеппо. Под Алеппо был уничтожен некий завод, производивший вооружения. Всего были убиты и получили ранения десятки бойцов. То есть, удары нанесены как на западе Сирии, так и на востоке, и при этом заметно участились. Военные эксперты обращают внимание на изменившийся характер действий ВВС Израиля.
Во-первых, пилоты ЦАХАЛ теперь предпочитают не летать без особой нужды прежней проторенной дорогой со стороны Ливана. Это связывают с тем, что при помощи России Дамаск смог создать более эффективную систему ПВО на своей западной границе. Соответственно, возросли имиджевые риски, что «непобедимые израильские летчики» на американских самолетах могут быть сбиты даже «криворукими сирийским зенитчиками». Тель-Авив благоразумно получил разрешение использовать воздушное пространство Иордании и частично Ирака, откуда теперь и осуществляются вылеты с востока и юга САР, где ПВО пока слаба.
Во-вторых, Израиль на правах регионального союзника усердно выполняет работу за «гегемона». Самим США, где сейчас идет нешуточная внутриполитическая схватка за власть, сейчас не до потерь. Президент Трамп поставил задачу вывести американские войска из Сирии. Если там начнут гибнуть «их ребята», это будет использовано соперниками против главы Белого дома. Считается, что Тель-Авив направил на авиабазы в Ираке и Кувейте Пентагона свой авиаполк. Точнее оценить проблематично, поскольку пилоты ЦАХАЛ летают с выключенными транспондерами. Для самого Израиля это неплохая возможность показать свою близость к «гегемону» и значимость другим региональным игрокам.
Изменение военной обстановки требует и нового подхода к обороне со стороны сирийцев и россиян. На правах союзника Москва может помочь Дамаску в укреплении системы ПВО на юге и востоке страны. Недавно глава нашего внешнеполитического ведомства посещал САР. Вполне возможно, что в ближайшее время будет принято решение передать сирийцам некоторые образцы отечественных вооружений, например, комплексы ПВО «Бук-М1», «Тор-М1» и С-300. Системы противовоздушной обороны не самые новые, но, благодаря проведенной модернизации, свое дело они сделают. Для России, где идет процесс перевооружения, комплексы уже не актуальны, для сирийских условий – самое то. Понятное дело, что передача должна происходить не бесплатно.