Пара B-52H в полете над Балтийским морем, 23 октября 2019 г.
Несмотря на рекордный возраст, дальние бомбардировщики Boeing B-52H Stratofortress остаются основой стратегической
авиации США. Более того, они будут сохранять такой статус в течение нескольких следующих десятилетий. Нынешние планы ВВС предусматривают продолжение эксплуатации такой техники, но для этого требуется принимать различные меры.
Будущее дальней авиации
В конце февраля на слушаниях в Конгрессе выступил замначальника штаба ВВС США по планированию генерал-лейтенант Дэвид Наом. Он рассказал о текущем положении дел в стратегической авиации, а также раскрыл актуальные планы в этой области. Согласно им, строительство совершенно новых самолетов не исключает продолжение эксплуатации рекордно старых.
В отдаленной перспективе ВВС США планируют построить смешанный парк дальних бомбардировщиков. Важнейшей его составляющей по-прежнему будут B-52H, которые следует в очередной раз модернизировать. Также запланировано производство новых самолетов Northrop Grumman B-21 Raider, которым предстоит полностью заменить технику двух типов. В ближайшее время начнется процесс списания устаревших B-1B, а малозаметные B-2A пока останутся в строю.
По словам Д. Наома, имеющиеся в ВВС 76 самолетов B-52H все еще имеют достаточный ресурс и могут продолжать службу. Отдельные самолеты будут оставаться в частях до своего столетия. Однако для этого необходима своевременная модернизация техники. Нужно обновить радиоэлектронное оборудование, силовую установку и т.д.
Долгожданные двигатели
Строевые B-52H имеют по восемь турбореактивных двигателей Pratt & Whitney TF33-P-103. Эти изделия разрабатывались с конца пятидесятых годов по технологиям того времени. Был создан запас готовых двигателей и запчастей, позволяющий продолжать эксплуатацию до сих пор. Еще в семидесятых такие моторы признали устаревшими и требующими замены. Тогда же запустили первый проект ремоторизации. Однако по экономическим и иным причинам эти работы не завершили. В дальнейшем предпринимались новые безуспешные попытки осовременить силовую установку.
В прошлом году стартовал очередной подобный проект – B-52 Commercial Engine Replacement Program («Программа замены двигателей на коммерческие»). ВВС обратились к компаниям General Electric, Rolls-Royce и Pratt & Whitney с предложением о разработке предварительных проектов. В мае этого года разослали официальный запрос предложений, ответы на который ожидаются к 22 июля. Следующие месяцы уйдут на оценку проектов, а в июне следующего года ВВС планируют подписать контракт на поставку серийных моторов.
Пока технический персонал работает с двигателями Pratt & Whitney TF33-P-103, но через несколько лет придется осваивать новые изделия
По условиям программы B-52 CERP, бомбардировщики должны получить двигатели с тягой не менее 8-9 т и высокими показателями экономичности. Предлагается сохранить четыре двухдвигательные моттогондолы, что позволит обойтись без переработки планера. Для дополнительного удешевления ремоторизации предлагается использовать двигатели «коммерческих» типов. Компании-участники предлагают три варианта моторов: один готовый и две перспективные модификации серийных изделий.
ВВС собираются обновить все 76 бомбардировщиков B-52H боевого состава и резерва. Для этого требуется более 600 двигателей, также будет создан запас готовых изделий и запчастей. Проектные работы по CERP продлятся до 2023-24 гг., после чего начнется производство и установка новых моторов. Непосредственную модернизацию самолетов выполнит компания «Боинг». Модернизация всего парка завершится в 2035 г.
Новое вооружение
За несколько десятилетий эксплуатации B-52H успел сменить несколько наборов целевого оборудования и ряд поколений авиационного вооружения. Сейчас осуществляется новая модернизация такого рода, по результатам которой самолет улучшит свои боевые возможности.
"Раскладка" вооружений
12 апреля 2019 г. ВВС и Boeing подписали очередной контракт на модернизацию комплекса вооружений бомбардировщиков B-52H и B-1B. Работы будут продолжаться ровно 10 лет, их стоимость – 14,3 млрд долл. В официальных сообщениях упоминалось, что проект выполнят по «гибкой схеме» Flexible Acquisition & Sustainment Tool. Речь идет о повышении боевой устойчивости, расширению боевых возможностей и повышении боеготовности.
Однако другие подробности не приводились, и ключевые особенности проекта остаются неизвестными. Более поздние сообщения официальных лиц в целом не изменили ситуацию, и пока приходится полагаться только на отрывочные сообщения, оценки и т.д.
Дозвуковые с гиперзвуком
В обозримом будущем на вооружение дальней авиации США должны поступить перспективные образцы, в т.ч. новых классов. Очевидно, что их эксплуатация не обойдется без B-52H. Более того, от старых самолетов зависят даже разработка и испытания новых изделий.
Год назад, 12 июня 2019 г. один из наличных B-52H стал летающей лабораторией для предварительных испытаний перспективной гиперзвуковой аэробаллистической ракеты AGM-183A ARRW. На тот момент речь шла всего лишь о вывозке макетного образца, но в ближайшем будущем бомбардировщик начнет пуски полноценных прототипов.
Крылатые ракеты AGM-86B ALCM на внешней подвеске
Новые сведения на этот счет появились в майском номере журнала Air Force Magazine в интервью с главой Стратегического командования США. Генерал Тимоти Рэй рассказал, что войсковые самолеты B-52H пройдут модернизацию, которая обеспечит применение гиперзвуковых вооружений. В настоящее время такие возможности имеют лишь два бомбардировщика, используемые на авиабазе Эдвардс для испытаний. В ближайшем будущем к ним присоединится еще шесть.
Рост численности летающих лабораторий связан со спецификой назначенной программы испытаний. Она отличается «агрессивностью», из-за чего требует привлечения дополнительных самолетов и увеличения численности личного состава. Такие процессы будут продолжаться ок. 3-5 лет, до окончания опытно-конструкторских работ.
Служба продолжается
Таким образом, ВВС США по-прежнему не собираются отказываться от своих старейших боевых самолетов и намерены сохранять их в строю в течение максимально возможного времени. Предлагаются очередные программы модернизации B-52H Stratofortress, и вновь звучат оценки о возможном столетнем юбилее на службе.
Продержатся ли B-52H в строю до пятидесятых-шестидесятых годов, неизвестно, но шансы на это достаточно велики. Так, программа ремоторизации B-52 CERP будет выполняться до 2035 г. и позволит заметно продлить сроки службы. И вряд ли Пентагон решит отказаться от улучшенных экономичных бомбардировщиков в течение 10-15 лет после завершения CERP.
Первый вывозной полет ракеты AGM-183A
Также необходимо отметить другой аспект программы CERP. Предыдущие проекты такого рода не дали реальных результатов, но на них потратили время и деньги. Очередная неудача в этой области будет серьезным ударом по имиджу авиастроителей, ВВС и дальней авиации. В первую очередь, это приведет к дополнительным трудностям для Стратегического командования при «выбивании» финансирования для новых программ.
При модернизации B-52H, в дополнение к росту летно-технических и экономических характеристик ожидается наращивание боевых качеств – за счет новой бортовой аппаратуры и вооружения. Несмотря на дозвуковую скорость, высокую заметность для РЛС и иные недостатки, B-52H останется удобной и эффективной платформой для вооружений, в т.ч. перспективных гиперзвуковых ракет.
Благодаря этому B-52H будут продолжать службу еще в течение нескольких десятилетий. До конца двадцатых к ним присоединятся первые серийные B-21, и к тому времени начнется списание прочих бомбардировщиков. Несмотря на солидный возраст, B-52H еще не устарел – но для поддержания требуемого состояния и потенциала требуются самые разные усилия и проекты модернизации.