Одно дело спроектировать военный самолет, и совсем другое — построить его. Это истина, которую российский производитель ПАО «Компания «Сухой» усвоил давно, но теперь, когда компания выполняет заказ Кремля на производство 76 истребителей Су-57, ее смысл открывается с новых сторон.
«Сухой» строит двухмоторный Су-57 на Дальнем Востоке России, на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Ранее на заводе производили Су-35, многоцелевые истребители без антирадарного покрытия, и усвоили некоторые непростые уроки. И вот теперь, несколько лет спустя после постройки Су-35, менеджеры в Комсомольске-на-Амуре налаживают организацию производства Су-57 в цехе №45.
Первый полет опытного образца Су-57 состоялся еще в 2010 году, но разработка шла мучительно медленно из-за целого ряда технических и иных проблем. По состоянию на начало 2018 года десять опытных образцов нового истребителя обладали, по словам авиационного эксперта Тома Купера, «неэффективными и незавершенными датчиками, незаконченными системами управления огнем и активной защиты и ненадежными двигателями», а что касается оперативной интегрированной электроники, она «вообще отсутствовала».
В 2018 году, а затем еще раз в 2019-м Кремль направлял пары опытных образцов Су-57 в Сирию для того, чтобы провести, как утверждали официальные источники, боевые испытания. Впрочем, нет никаких подтвержденных данных о том, что новые истребители действительно выполняли там боевые вылеты.
Вскоре после развертывания в 2018 году, Кремль остановил производство Су-57, фактически аннулировав программу. Но в середине 2019 года президент России Владимир Путин решительно возобновил ее, объявив о плане закупки дополнительных 48 истребителей нового поколения.
Первоначально «Компания «Сухой» планировала передать ВКС первые две серийных машины в конце 2019 года и еще две в 2020-м. Но авария, произошедшая с одним из самолетов в декабре 2019 года, вынудила компанию вновь приостановить работу над программой.
Теперь оказывается, что компания намерена осуществить передачу всех четырех истребителей до конца 2020 года. Как говорится, это легче сказать, чем сделать. «Это задачи исключительной сложности, которые потребуют он нас максимальной мобилизации сил», – заявил в конце 2019 года в интервью государственным СМИ Сергей Чемезов, генеральный директор головной компании «Сухой».
В ходе строительства Су-35, рабочие компании сталкивались с проблемами, возникавшими из-за имеющихся узких мест в производственном процессе. «Возникли сложности с секциями для сборки отсеков носовой части и нижней части кабины, сборки фюзеляжа, регулировки и сдачи продукта», – сообщал заводской журнал».
Менеджеры модернизировали стыковочные рампы и усовершенствовали установки для строительства воздухозаборников и гондол двигателей. Они также перенесли работы над фюзеляжем из цеха №7 в цех № 45, разместив как можно больше сборочных участков Су-57 в одном месте. «До этого имели место колоссальные потери времени», – сказал Артем Ощепков, начальник цеха №45.
Сейчас работники «Сухого» настроены оптимистично по поводу сдачи многоцелевых истребителей Су-57 в установленный срок. «Новый самолет очень сложный», – сказал заместитель начальника цеха Виктор Пассар, упомянув «композитную оболочку, новейшие технологии, сверхвысокие требования к качеству». «Но у нас в цехе есть кадры самой высокой квалификации», – добавил он.
Когда речь идет о строительстве истребителей, технологические процессы на производстве приобретают огромное значение. Конструкция двухмоторного самолета F-15EX, который компания Boeing BA строит для ВВС США, была создана более 50 лет назад, но Boeing использует для сборки новейшие производственные процессы.
Снаружи корпус самолета F-15EX идентичен более старым версиям F-15. Однако, вице-президент Boeing по производственным программам F-15 Прат Кумар сказал в интервью репортеру журнала Air & Space Престону Лернеру, что он будет более качественным. «Самая большая проблема, как всегда, будет состоять в том, чтобы все компоненты, а речь идет о 400 тысячах деталей, поставляемых поставщиками со всего мира, безупречно совмещались при сборке», – сказал Лернер.
Boeing оцифровал все компоненты, с тем, чтобы их можно было изготавливать на станках с числовым программным управлением. Детали, выходящие с такой технологической линии, выполнены с микронной точностью, поэтому компания ввела новый процесс автоматической доводки и сборки с помощью роботизированной техники, без единой ручной манипуляции.
«Мы собираем их подобно конструкторам Lego, – сказал Кумар. – Это увеличивает скорость и придает процессу известную гибкость. Кроме того, самолет становится более ремонтопригодным. И, наконец, более доступным по цене».
Компания «Сухой» явно надеется, что ее новые Су-57 будут соответствовать столь же высоким стандартам.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 831
Рейтинг поста: