Совсем скоро, уже 18 октября, истекает срок действия эмбарго на поставки оружия Ирану. Это означает, что Тегеран может попытаться изменить баланс сил в регионе в свою пользу, закупив новейшие образцы вооружений у Китая и России. Теперь США призывают все «миролюбивые страны» отказаться от их продажи Ирану, который назван «самым отвратительным террористическим режимом в мире».
Кто на самом деле является таким «отъявленным террористом номер один в мире», тема для отдельного разговора. Наибольшую озабоченность у Вашингтона вызывает возможность покупки Тегераном тяжелых российских истребителей Су-30 в различных модификациях. Эта крылатая машина без преувеличения способна перевесить чашу весов на Ближнем Востоке в пользу Исламской Республики. Вот что заявил по этому поводу глава американского внешнеполитического ведомства Майк Помпео:
Если эмбарго на поставки оружия будет снято, Иран сможет свободно приобретать истребители российского производства, которые смогут нанести удар в радиусе до 3000 километров по таким городам, как Эр-Рияд, Нью-Дели, Рим и Варшава.
Насчет столицы Саудовской Аравии еще более или менее понятно, но причем тут Италия, Индия или Польша? Скажем прямо, главными противниками Ирана являются сами Соединенные Штаты, имеющие разветвленную сеть военных баз в регионе, и союзные им Израиль и Саудовская Аравия. У Вашингтона, Тель-Авива и Эр-Рияда есть как минимум две причины для беспокойства.
Во-первых, находящийся под режимом международных санкций Иран вынужден проводить ответную экспансионистскую политику. Тегеран активно действует через своих «прокси» в Сирии, Ливане и Йемене, планомерно пододвигая военную инфраструктуру поближе к границам потенциальных противников. На это Израиль отвечает регулярными авианалетами с нанесением ракетно-бомбовых ударов. При этом израильская авиация бесспорно доминирует в сирийском небе при нейтралитете со стороны российских систем ПВО.
Во-вторых, это иранская ядерная программа. В рамках «ядерной сделки» Тегеран отказался от реализации военной части своих разработок, отдав их под контроль МАГАТЭ. Но США в одностороннем порядке вышли из соглашения, фактически развалив его. Теперь иранское руководство считает себя свободным в вопросе создания собственного ядерного арсенала. Это страшно нервирует Тель-Авив, потому израильские спецслужбы в ответ проводят диверсии. Так, несколько дней назад на одном из ядерных объектов Исламской Республики произошел взрыв, о чем мы подробно рассказывали.
Нет никаких сомнений, что ЦАХАЛ попытается нанести сокрушительный превентивный авиаудар по всей иранской ядерной инфраструктуре, если разведка сочтет, что ядерная бомба у Тегерана вот-вот появится. Также можно не сомневаться, что устаревшие ВВС Ирана и фрагментированная система ПВО не будут способны отбиться от израильских асов. Несмотря на внушительную численность «на бумаге» в 350 боевых машин, иранские ВВС откровенно уступают противникам. Они состоят в основном из «пожилых» F-4, F-5, МиГ-29, Су-24, Су-25 и китайских J-7, копий советского МиГ-21. Также имеется несколько десятков боеспособных F-14 Tomcat. У израильтян и саудитов на вооружении состоят F-15, ударные F-15E, F-16 и «невидимки» F-35. Плюс американская авиация, дислоцированная в регионе. В общем, исход войны в воздухе практически предрешен.
Не только у нас, но и в западных специализированных изданиях регулярно пишут о том, что поставка большой партии истребителей Су-30 из России может радикально изменить ситуацию. Так, Military Watch считает, что по своим возможностям этот самолет превосходит израильские и саудовские F-15C. Приятным бонусом является его относительно скромная стоимость. Авторы The National Interest отмечают, что баланс сил на Ближнем Востоке будет изменен, если иранцы получат Су-30СМ и системы ПВО С-400. Стоимость так и не состоявшейся сделки от 2016 года по продаже самолетов Су-30 и Як-130, вертолетов Ми-8 и Ми-17, береговых комплексов «Бастион-П», фрегатов и ДЭПЛ оценивалась в 8 миллиардов долларов.
Другой вопрос, надо ли самой Москве или Пекину, чтобы Тегеран стал обладателем ядерного арсенала. Что надумают в Кремле, станет понятно уже в октябре.