Наверное, ни для кого не секрет, что в США все поголовно уверены в том, что морские пехотинцы – самые лютые вояки в мире. Если не брать спецуру и почивший в истории советский стройбат, в принципе, так оно и может быть.
Логан Най из «We are the Mighty» (это звучит как «Мы могущественные», а чего еще ждать от американского СМИ?), дал обзор различий между пехотой обычной и морской. И нашел целых пять различий.
Най для сравнения руководствовался пехотным руководством для стрелкового взвода и аналогичным документом для стрелкового взвода Корпуса морской пехоты и отделений в составах этих взводов.
Понятно, что доктрина доктриной, но полевые реалии имеют свои нюансы в применении морской и обычной пехоты.
Организационно стрелковые взводы армии и морской пехоты имеют много общих элементов. Основной элемент отделения – стрелок, каждое отделение разбито на два мини-отделения, или fireteams (боевые команды «Альфа» и «Браво» с одинаковым набором: командир, пулеметчик, гранатометчик, стрелок). Плюс каждый взвод имеет радиста и медика.
Дальше идет различие.
Взвод морской пехоты имеет в своем составе ТРИ отделения, каждое из которых состоит из трех боевых команд. Командир взвода – лейтенант. Командир группы (обычно сержант) выполняет по совместительству функции гранатометчика (М203), с ним пулеметный расчет из двух человек (пулеметчик и его помощник) и еще один стрелок.
Так называемого тяжелого вооружения во взводе нет, но в составе роты КМП есть взвод оружия (weapons platoon) морской пехоты, которым командует еще один лейтенант. Оружейный взвод является весьма серьезной боевой единицей и состоит из:
— миномётного отделения (3 60-мм миномёта M224);
— пулемётного отделения (3 пулемёта M240);
— гранатометного отделения (6 ручных гранатомётов SMAW).
В составе этого взвода также находятся два специалиста: это взводный специалист по вооружению (gunnery sergeant) и медик.
Армейские взводы состоят из двух отделений. Командиром армейского стрелкового отделения обычно является сержант или старший сержант, который возглавляет две огневые группы из четырех человек.
Каждая армейская огневая группа состоит из командира группы (капрала), пулеметчика, гранатометчика и стрелка.
Здесь тоже есть разница, у пулеметчика нет второго номера, а с командира снята обязанность по отстрелу мелких гранат. На стрелка, который у морпехов выполняет роль второго номера, обычно возлагают обязанности стрелка отряда или марксмена, который должен поражать цели на большом расстоянии. Не совсем снайпер, но что-то такое.
И, в отличие от КМП, пехотный взвод имеет свое отделение с тяжелым оружием. Отделение оружия обычно возглавляет самый опытный сержант. Отделение также состоит из двух групп и имеет на вооружении два пулемета М240 и два ПТРК «Джавелин».
Очевидно, что взвод КМП получается более мобильным именно за счет того, что все тяжелое оружие сконцентрировано в отдельном взводе, быстрота реагирования которого целиком и полностью является головной болью ротного командования.
Однако оружейный взвод КМП является более серьезной боевой единицей, чем два отделения вооружения с одной стороны, за счет минометной батареи, пусть и небольшого калибра, да и пулеметов в нем больше.
Однако каждому танку — его поле боя. Оружейный взвод КМП может создать значительный перевес и усиление на том участке, куда будет брошен согласно приказа командования. Наличие же в составе каждого стрелкового взвода пехотной роты армии США отделения вооружения позволяет более сбалансированно оказывать поддержку пехотному отделению как в обороне, так и в наступлении.
Естественно, при принятии соответствующих решений на батальонном уровне любому подразделению может быть придано дополнительное усиление в виде минометов, пулеметов и ракетных комплексов. Это одинаково и для армии США, и для КМП.
Морские пехотинцы жалуются, что все новинки сперва получает армия. Например, та же винтовка М4 попала в КМП почти на полтора года позже, чем в сухопутные силы. То же самое в отношении таких полезных вещей, как оптические прицелы, ЛЦУ, тактические рукоятки и прочие столь милые сердцу каждого солдата «примочки», которые морпех получает изрядно позже, чем его сухопутный коллега.
И выбор в пехоте поразнообразнее, чем в КМП. Если пехотинцу требуется шарахнуть по врагу чем-то посущественнее, чем пуля, в его распоряжении такая вкусная штуковина, как М320. А в распоряжении морпеха все еще только М203.
Нет, конечно, М203 все еще актуален и неплох, но все-таки он родом из 60-х годов прошлого века, а потому лишен удобства М320 и таких полезных вещей, как прибор ночного видения и ручной лазерный дальномер. Все-таки М203 — это очень старая модель. А М320 можно использовать и без крепления на автомат, что тоже большое достоинство.
Армия очень быстро перевооружается на М320, а вот почему морская пехота погрязла в таком консерватизме, сказать очень сложно. Для мобильного морского пехотинца М320, который можно использовать как автономное оружие, – весьма хорошее подспорье в бою.
Если же ситуация совсем выходит из-под контроля, но еще не требует вызова небесной кавалерии в виде «Апачей», то и тут у армии превосходство. Надо применить ракету или гранату помощнее, чем из подствольника? Не вопрос!
Пехотинцы могут использовать SMAW, AT-4 или «Джавелин». А для морских пехотинцев на низших уровнях доступен только SMAW. Да, если морпехи будут громко орать, то батальонное командование может прислать на помощь «Джавелины», они есть в КМП, но в роте тяжелого вооружение батальонного подчинения.
Сами понимаете, в бою до батальонного командования запросто можно не доораться.
То же самое характерно и для обычной пехоты, но уровень насыщения тяжелым вооружением у них и повыше будет, и размазано оно более равномерно по взводам и ротам.
Очевидно, что пехотные подразделения обеих сил не являются полностью самостоятельными на поле боя. И морские пехотинцы, и армейские стрелковые подразделения обращаются за помощью в случае, если складывается неприятная ситуация в бою.
Как морская пехота, так и армейские роты могут получить минометную, крупнокалиберную пулеметную и ракетно-гранатометную поддержку от своего батальона, в случае, если ротные средства исчерпаны, либо их просто не хватает.
И да, на уровне бригады у пехотинцев уже присутствует поддержка собственной артиллерией и авиацией.
И тут тоже есть различия. Морская пехота поддерживается своей собственной артиллерией, которая высаживается в составе десантной группы, а воздушную поддержку могут осуществлять как сухопутная авиация, авиация флота либо авиация КМП. Кто ближе окажется.
Воздушную поддержку пехотинцам, естественно, будет оказывать только ВВС сухопутных войск.
Специальности. Очень интересный момент.
Конечно, обычный и морской пехотинец сильно различаются в плане подготовки. Это, возможно, самое глубокое различие между ними.
Понятно, что все морские пехотинцы готовятся к десантным операциям, и необязательно с кораблей. Сухопутным пехотинцам это вообще не нужно, потому ради повышения квалификации многие предпочитают получать специализацию по типу местности или методу ведения боевых действий. Это воздушные десантники, рейнджеры, горная или механизированная пехота.
Очень ценятся и уважаются рейнджеры, как самая трудная из этих специальностей. Но не менее почетно, чем морпех, а потому многие стараются освоить эту специальность.
В Корпусе морской пехоты все иначе, там классифицируют своих солдат по системам вооружения и тактике, а не по специальностям, как у пехотинцев. Тут дело в том, что совсем непонятно, где завтра будет воевать морпех, потому узкая специализация здесь совершенно ни к чему.
Так что у морпехов нет такого разделения, есть только стрелки, пулеметчики, мортармены-снайперы, штурмовики и ракетчики.
Зато в рамках воинской профессии нет пределов для совершенствования. И любой морпех, который хочет продвижения по карьерной лестнице наверх, может выйти за рамки специализации стандартного пехотного подразделения КМП и получить спецификацию иного плана, например, разведчика.
В целом же, несмотря на схожесть, различие КМП и пехотных частей заключается в способах применения. КМП – это наконечник стрелы, призванный неотвратимо и смертоносно уничтожить противника на любом театре военных действий, от Арктики до тропических джунглей. Это мобильный и гибкий инструмент воздействия на противника.
Пехота сухопутной армии – это более специализированный под конкретный театр военных действий, но не менее смертоносный инструмент.
Главное в современной стратегии – это точно знать, где более эффективно можно применить эти войска. И тогда победа будет неизбежна.
Источник: 5 differences between Army and Marine Corps infantry.