Появление исследования влиятельного американского аналитического центра RAND под названием «Границы возможного наступления РФ. Анализ потенциала и ограничений российских Сухопутных войск» является знаковым событием. Ничто не может лучше подтвердить тот факт, что вооруженные силы РФ таки вышли на новое качество в результате реформы и перевооружение, как доклад по заказу вооруженных сил США о том, как далеко могут зайти российские войска. Об этом пишет Лига.Новости.
Способность проектировать силу за пределы своих границ является одним из главных признаков мощности военного потенциала. Так США остаются супердержавой в военном плане именно через способность проектировать силу в глобальных масштабах - возможность в течение определенного времени сформировать и использовать в случае необходимости соответствующие группировки сил в любом регионе мира. После краха СССР российская армия переживала сложный период. Формальная победа над Грузией в августе 2008 года была по сути пирровой и показала всю остроту проблем. Восстановление потенциала РФ проектировать силу, как показали операции на Украине и в Сирии, является хорошим индикатором того, что частично ситуацию удалось исправить. Поэтому появление соответствующего исследования только фиксирует новое состояние дел.
Аналитики RAND четко определили, что экспедиционный потенциал армии РФ на сегодня составляет лишь 20-30% от того потенциала, который имел СССР на конец 1980-х годов. Так Сухопутные войска РФ составляют лишь 20% от потенциала Сухопутных войск СССР. В их распоряжении есть только до 100 самолетов транспортной авиации в противовес 500 самолетов в СССР. Количество десантных кораблей уменьшилось с 80 до 20, а количество танков, которые они могут перевозить уменьшилась с 603 до 203. Также показательно, что во всех шести сценариях по проектированию силы, которые анализируют специалисты RAND, РФ на различных этапах встречаться с теми или иными сложностями по созданию и поддержанию необходимого группировки.
Американские эксперты признают, что в районе ответственности Южного и Западного военных округов у РФ едва ли не наибольший потенциал перебрасывать соответствующие силы и потом их применять. Именно в зоне ответственности этих округов и находится Украина. Более того, по сравнению с началом украинского-российской войны РФ активно развивает военную инфраструктуру непосредственно на границе с Украиной. Если в конце февраля и в начале марта 2014 г. РФ на скорую руку создавала группировки на границах с Украиной численностью 75-80 батальонов, то теперь на постоянной основе здесь находятся 20-и 8-я общевойсковые армии, которые продолжают свое формирование. Также нельзя забывать о группировке в Крыму. И это только первый эшелон.
Это никоим ни сколько не означает, что гипотетическая широкомасштабная война против Украины будет легкой прогулкой для войск РФ. И здесь вопрос не только в потенциале ВСУ, а также в банальных ограничениях, которые будут сдерживать армию. Аналитики RAND напоминают о том, что призывники, которым и в дальнейшем почти 30% комплектуется армия РФ, являются менее надежными, чем контрактники.
Также специалисты RAND говорят о банальной безопасности линий коммуникаций, которая всегда является проблемой для наступающих сил, а также о способности обеспечивать всем необходимым наступающие подразделения подальше от постоянных пунктов базирования и ключевых логистических центров. Как один, так и другой фактор будут сдерживать эффективность наступления.
Тем самым, исходя из аналитики RAND, РФ в лучшем случае смогла восстановить свои позиции до уровня влиятельной региональной державы с очень ограниченным потенциалом проектировать силу в другие регионы, как показала операция в Сирии.
Кроме этого надо помнить еще несколько важных деталей. Имея возможность выставить до 215 батальонных тактических групп, РФ никогда не сможет бросить их все против Украины из-за необходимости защищать другие стратегические направления. В лучшем случае речь будет идти о 50-70% от этих сил. И даже если соответствующего группировки численностью 130-150 тысяч бойцов может хватить для нанесения значительного уровня потерь регулярным соединением и подразделениям ВСУ, то этого будет все равно мало для эффективной оккупации даже левобережной Украины. Чего потребует удержание контроля над городом-миллионником Харьковом в таком сценарии. Фактически, соответствующие российские силы растворятся в кратно большей украинском населении.
И это будет совсем не дружелюбно настроенное население к оккупационным войскам. Для россиян не прошли незамеченными уроки войн США в Ираке и Афганистане. Боевые действия в этих странах в 2000-х годах показали, что нанести поражение армии другой страны и занять соответствующие территории - это только начало. Далее встает вопрос их эффективного администрирования в условиях национально сознательного населения, которое быстро переходит к партизанской войне. Тем самым национализм украинского населения вместе с уменьшением эффективности военного инструмента воздействия, которое является устойчивой тенденцией последних 60-70 лет, также будут сдерживающими факторами того, чего на самом деле сможет достичь РФ в случае соответствующего решения на полномасштабное применение войск.
Такие факторы нисколько не означают, что Украина должна отказаться от курса на собственное эффективное военное строительство. Наоборот, силы обороны и безопасности при поддержке и активном содействии всего украинского народа должны быть способны, используя все имеющиеся ограничения, нанести непоправимый уровень потерь русским войскам. Никто не говорит о военной операции для захвата Москвы или полного уничтожения РФ. Приемлемой будет способность ВСУ полностью уничтожить две-три российских бригады, а еще двум-трем бригадам нанести непоправимый уровень потерь. Гипотетический общественный резонанс в таком случае внутри РФ будет мощным сдерживающим фактором от безрассудных шагов.
Поэтому исследование RAND о том, на что способны российские войска в наземных операциях, стоит внимания. С одной стороны, авторы соответствующего доклада правильно напоминают, что русской армией после 12 лет реформ и перевооружения нельзя полностью пренебрегать. С другой стороны, то, что российская армия усилилась, еще не значит, что она стала всесильной. Напротив, есть значительные ограничения относительно того, на что сегодня способна российская армия в наземных операциях.
Украине стоит помнить об этих ограничениях и уметь их эксплуатировать в рамках своего военного строительства. Чтобы, в том числе, не дать втянуть себя в изнурительную региональную гонку вооружений, которая поставит крест на будущем страны. Ведь хотя Украина и вынуждена жить в условиях перманентного угрозы с востока, противодействие этой угрозе не является и не должно быть самоцелью государственной политики. В рамках политики по противодействию российской военной угрозе нужно создать пространство для экономического и социального развития, а не принести все на алтарь борьбы с РФ. Источник: alternatio.org/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 5
комментария 2272
Рейтинг поста: