Политика иногда порождает весьма странные альянсы. В прошлом месяце российское Министерство иностранных дел объявило о подписании совместной декларации с Республикой Бурунди, в которой обе стороны взяли на себя обязательство не размещать «первыми» оружие в космосе. Спустя две недели Россия провела испытание противоспутниковой ракеты, использовав для этого свою систему противоракетной обороны А-235 «Нудоль». Само по себе это не является нарушением соглашения, поскольку А-235 является оружием наземного базирования, однако этот факт является напоминанием о том, что не все космические вооружения необходимо «размещать» в космосе.
Освещение в средствах массовой информации недавнего испытания, уже десятого для этой системы, как оказалось, было скорее сфокусировано на реакции недавно созданных Космических сил США, чем на самом испытании.
Почти немедленно Объединённое космическое командование ВС США выпустило заявление, в котором выразило готовность отреагировать на любые факты агрессии и защитить интересы США и их союзников в космосе. Генерал Джон Рэймонд, глава космического командования, сказал, что эти испытания демонстрируют «лицемерие российской пропаганды предложений по контролю над космическими вооружениями… в то время как на самом деле Москва не имеет никаких намерений прекращать свои программы разработки противоспутниковых вооружений».
Предложения по контролю над космическими вооружениями, о которых говорил Рэймонд, являются предметом постоянных дебатов в ООН с восьмидесятых годов. Они регулярно включаются в повестку дня Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН и Конференции по разоружению. В течение более трех десятилетий страны никак не могут заключить договор о предотвращении гонки вооружений в космосе или прийти к какой-либо приемлемой для всех альтернативе.
В последний раз страны достигли соглашения по вопросу о контроле над вооружениями в космосе в 1967 году, в результате чего был подписан так называемый Договор о космосе (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела). Этот документ, который служит основой международного космического права, прежде всего, касаеься сохранения мирного характера освоения космического пространства. В абсолютно недвусмысленных формулировках он устанавливает запрет на размещение или развертывание «ядерного оружия или любых других видов оружия массового поражения» в космическом пространстве». К сожалению, в этом соглашении ничего не сказано о конвенциональных вооружениях, таких как баллистические ракеты.
Это означает, что в настоящее время не существует никаких ограничений в отношении разработки, применения или испытаний обычных вооружений в космическом пространстве, а также систем защиты против космического оружия, таких как противоспутниковые ракеты (ASAT).
Россия далеко не одинока в своих амбициях в области разработки и испытания противоспутниковых систем. В настоящее время, согласно докладу «Противоспутниковые возможности-2020», выпущенному фондом «За безопасный мир», в четырех странах – России, Китае, США и Индии – достигнут прогресс в разработке вооружений этого типа. Из четырех названных стран Россия – единственная, которая не уничтожала спутник с помощью наземной системы.
По меньшей мере отчасти недавние российские испытания являются, вероятно, ответом на американскую программу противокосмической обороны, создание Космических сил США и недавние заявления высокопоставленных чиновников, объявивших космос «такой же сферой военных действий, как суша, воздушное пространство и море», а также подтвердивших, что Соединенные Штаты «готовы отразить растущие угрозы на этом новом поле боя».
И тем не менее, несмотря на все эти разговоры о новых угрозах, на самом деле космические державы уже на протяжении многих десятилетий соперничают друг с другом в борьбе за стратегическое превосходство в космосе. Это особенно актуально, если учесть, насколько важную роль играют космические активы в наземных военных операциях, предоставляя вооруженным силам необходимую информацию для своевременного и эффективного проведения операций.
До тех пор, пока космическое пространство будет оставаться потенциальным полем сражения, при отсутствии контроля над вооружениями, способного предотвратить применение и размещение оружия в космосе, все космические державы будут продолжать разрабатывать и испытывать противоспутниковые системы.
Тем не менее, нет никакой необходимости в том, чтобы рассматривать космос как потенциальное поле боя. В интересах обеспечения безопасности, стабильности и успешного освоения околоземного пространства, следует отметить низкую вероятность применения ASAT в реальном вооруженном конфликте. Уже сейчас предпринимаются попытки отойти от соперничества в сфере противоспутниковых возможностей, которые являются физически деструктивными и необратимыми. Как отмечает директор проекта «Стратегическое ядерное вооружение России» Павел Подвиг, старший научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения, с точки зрения военного потенциала и стратегического преимущества противоспутниковые системы не имеют большого значения.
Более того, потенциальная цепная реакция, вызванная образованием огромного количества космического мусора после любой такой атаки, будет пагубной для всех участников противостояния, а также для нейтральных стран, коммерческих структур и международного гражданского общества. Учитывая, что космический мусор порождает новый космический мусор, любой, казалось бы, разовый инцидент, может угрожать всем космическим объектам на земной орбите и наземной инфраструктуре, которую они поддерживают, на долгие годы вперед. Достаточно принять во внимание ущерб, нанесенный космическому пространству испытаниями противоспутниковых вооружений Индией в прошлом году, когда в результате образовалось не менее 400 единиц космического мусора. А в 2007 году, когда Китай уничтожил ракетой один из своих устаревших метеорологических спутников, образовалось 3 тысячи единиц космического мусора.
Рабочая группа Комиссии по разоружению ООН подготовила для своего цикла 2018-2020 гг. ряд рекомендаций, направленных на содействие практическому осуществлению мер транспарентности и укрепления доверия в сфере освоения космоса. Хотя такие меры являются шагом в правильном направлении, их не следует рассматривать как панацею. Необходимы дополнительные усилия для того, чтобы космос оставался доступным и мог использоваться как в военных, так и в гражданских целях.
Превращение космического пространства в поле битвы не является неизбежным, но «вы сами можете сделать его таким», предостерегает эксперт по национальной безопасности Военно-морского колледжа в Ньюпорте Джоан Джонсон-Фриз. Пока что только Франция и Соединенные Штаты признали вероятность вооруженного конфликта в космическом пространстве, но недостаточно жесткие ограничения дали таким странам как Россия, Китай и Индия возможность продолжать разработку и испытания своих противокосмических возможностей.
Возможно, следующим шагом будет проведение политики «стратегической сдержанности», как предлагает Джонсон-Фриз, а также использования мер по обеспечению прозрачности и укреплению доверия в качестве основы для разработки верифицируемого и юридически обязательного запрета на любые действия, наносящие вред или необратимый ущерб космическим активам. В конце концов, ведь мы все проигрываем в этой гонке космических вооружений.