Важный дисклеймер: целью данного хит-парада не является задача доказать, какая слабая и низкотехнологичная американская армия, и какая сильная и продвинутая по сравнению с ней российская. Цель его - показать что нельзя некритически относиться к американским военным потугам, как часто делается у нас с лозунгом "американцы ведь не дураки!" и слепо копировать все, что они делают. Вредно так же преувеличивать их боевые возможности и технологии. Потому что тупого вранья, пиления бюджетов и технологических провалов у них хватает и в этой области.
Итак, речь пойдет о самом главном, основном самолете ВВС США на ближайшие десятилетия. Становом хребте военной авиации.
Поскольку он должен заменить сразу большую массу нескольких типов, до сих пор стоявших на вооружении – легкий ударный истребитель F-16, палубный истребитель/штурмовик F-18, штурмовик непосредственной поддержки А-10 и штурмовик с вертикальным взлетом/посадкой АV-8B.
Идея была в том, чтоб на замену всего вышеперечисленного произвести очень много продвинутых самолетов, которые будут лучше чем предшественники и при этом окажутся не сильно дороже благодаря массовости производства. Изначальные планы были наклепать более 3000 штук, из которых 2600 для ВВС США, сейчас планы урезали до 1700 и это тоже очень много.
Хотя даже быстрый взгляд показывает что заменяемые самолеты (на фото ниже А-10 F-16 соответственно) - ну очень разные внешне, с совершенно разными характеристиками и функциями.
У штурмовика A-10 есть броня, большие крылья, два разнесенных двигателя для надежности, мощная скорострельная пушка в носу с большим боезапасом (это основное оружие!), он летает низко и медленно для того чтоб точечно, хирургически уничтожать врага вблизи от дружественных войск.
А у ударного легкого истребителя всего один движок, относительно маленькие крылья, высокий скоростной полет и куча ракет с бомбами.
Не говоря о палубном штурмовике с вертикальным взлетом, там практически другая конструкция.
Даже обычный палубный истребитель/штурмовик с виду очень похож, но существенно отличается от "сухопутного" собрата - у него увеличенные крылья (причем зачастую складные), усиленное шасси и конструкция, тормозной крюк (гак), т.е он заточен для посадки на палубу в ущерб другим ТТХ.
В общем задача та еще - сделать так чтоб новичок был и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Как будто мало этого, новый супер самолёт должен еще максимально соответствовать характеристикам 5-го поколения, т.е. быть малозаметным в радиодиапазоне, иметь повышенную маневренность, скорость и продвинутую авионику. Здесь проблема в том, что эти требования больше актуальны для чистого перехватчика, для завоевания господства в воздухе, но противоречат, мешают созданию эффективного ударного самолета (кроме требований по авионике). Именно так провалился проект "летающего гоблина-невидимки" F-117 90-х годов, который был позорно сбит в Югославии и снят с вооружения в очень короткие сроки.
Как же быть?
Производитель "Локхид Мартин" не растерялся и предложил сделать три модификации F-35 (А, B,С), которые в основном унифицированы, но в то же время имеют необходимые отличия - систему вертикального взлета у версии B и увеличенные крылья у версии С. Частично это сняло проблему несовместимости требований, но конечно это повлекло соответствующее удорожание.
Хотя в принципе уже здесь ясно, что как ни извращайся - всегда универсальное решение будет хуже специализированного. Вопрос лишь насколько.
Итак, что в целом получилось (рассматриваем лучшую модификацию А):
Получился довольно странный самолет с необычно толстым фюзеляжем, относительно маленькими крыльями и всего одним слабоватым для такой тушки движком.
Неслучайно к нему приклеилось прозвище - "пингвин"
Для сравнения так выглядит наиболее близкий к нему, тоже однодвигательный и легкий F-16
Очень заметно что старичок F-16 намного более "поджарый" и "крыластый".
Соответственно, летные характеристики F-35 вышли посредственные и немного уступают даже самолетам 4-го поколения.
Тяговооруженность и максимальная скорость у него меньше, чем у F-16 (не говоря уж о нашем Су-35). Маневренность же хуже чем у любого современного истребителя из-за необычно высокой удельной нагрузки на крыло (грубо говоря, его крылья слишком малы для того, чтоб круто поворачивать). Ни о какой броне вообще речь не идет! Пушка - с обычным, небольшим боезапасом, 180 выстрелов.
Всего один двигатель лишает самолета запаса надежности что при эксплуатации, что при боевом воздействии.
Штурмовик из такого самолета тоже как из бабки балерина, поэтому древний как говно мамонта А-10 уже передумали отправлять в отставку.
В чем собсно прикол? F-35 стелс и поэтому у него такой "надутый" фюзеляж , который собсно и не дает ему нормально летать, у него слишком большое сечение.
Он такой толстый чтоб спрятать все оружие, бомбы и баки строго внутри. Но много ли там помещается? - всего две бомбы по тонне. Подвеска же снаружи сразу приведет к потере "невидимости". Получается довольно условная малозаметность, которая достигается лишь путем резкого снижения боевой нагрузки, но при этом всегда и гарантированно ухудшает летные характеристики.
Самое смешное, что несмотря на этот раздутый фюзеляж - туда не смогли запихнуть встроенную пушку для палубных версий В и С, иначе те вообще не вписались бы в ключевые характеристики. Пушка есть только в версии А, а остальным версиям приходится подвешивать контейнер снаружи с потерей малозаметности, скорости и так далее.
Все это конечно широко всегда обсуждалось и претензии разработчикам предъявлялись, но они отмазываются тем, что его фишка не в летных качествах, а в супер-пупер авионике и программном обеспечении.
Якобы новое оборудование и софт позволит пилотам видеть полностью всю окружающую воздушную и наземную обстановку, полностью видеть все цели вокруг, включая ракеты, самолеты, танки и зенитки и уничтожать их чуть ли не взглядом. То есть нехватка оружия будет компенсирована большей эффективностью его применения.
Все это звучит действительно многообещающе, но дьявол кроется в деталях.
Итак, на F-35 помимо привычного радара стоит шесть инфракрасных камер высокого разрешения, обеспечивающих автоматическое обнаружение любых воздушных целей и угроз во всех направлениях по сфере (AAQ-37). А для обнаружения и поражения наземных целей есть отдельная всеракурсная камера с прицельным лазером внизу передней части фюзеляжа (AAQ-40). Кроме того, F-35 умеют автоматически обмениваться между собой информацией о целях по специальному каналу связи. И все это вместе с окружающей местностью выводится на визор в "умном" шлеме, так что обеспечивается эффект "прозрачного" самолета.
Но гладко и круто это все выглядит лишь теоретически и на рекламных демонстрациях.
Даже просто перечисление всех проблем (зачастую фактически нерешаемых), которые вылезли на практике, займет несколько страниц. В июне 2018 года GAO (Контрольный офис Конгресса) выпустил отчет, где констатировал наличие 966 неразрешенных проблем F-35, из которых 111 имеют категорию 1, то есть угрожают безопасности полетов. Ожидается что 180 проблем не могут быть разрешены даже после выхода на полномасштабное производство и будут допиливаться уже в ходе модернизации за отдельные деньги
Вот лишь некоторые из серьезных косяков:
1) Чтобы реально воевать, используя вышеобозначенные технологии, F-35 обязательно требует загрузки MDL - файлов, в которых содержится карта местности, цифровые сигнатуры целей и их данные, данные о дружеских юнитах, с которыми может встретиться летчик на данном театре военных действий, иначе система их просто не распознает. Эти файлы готовит единственная лаборатория, причем крайне неспешно, больше года на один MDL. В том числе потому, что им просто неоткуда взять эти самые сигнатуры, для этого по-хорошему нужны рабочие образцы военной техники противника (так он их и предоставил, ага). Впрочем, они даже условные имитаторы целей, т.е генераторы сигналов корректно завести в файлы никак не могут, причем в мирное время.
Потому что они просто зашились в огромном объеме данных, которые крутятся в огромных простынях сложнейшего кода F-35 - 8 миллионов строк, что в четыре раза больше чем в коде F-22. Все это постоянно глючит и требует тестирования и отладки. Так что Директор программы испытаний пишет в официальном отчете, что пока даже до 2020 года они не ожидают, что заработает весь комплекс ПО (включая тренажерный) последней версии 3F вместе с отлаженным MDL.
Непонятно как они собираются выходить из положения если вдруг начнутся реальные бои, где нужно будет постоянно вносить и вносить новые данные о новых целях и угрозах, и снова это все отлаживать. Пока все выглядит так, что они столкнулись с нарастающим комом софтовых багов, которые цепляются один за другой и годами уже не могут с этим справиться. В принципе такая ситуация вовсе не уникальна, если вспомнить что происходит c гражданским Boeing 737 MAX который уже угробился два раза благодаря своему сверхумному автопилоту.
2) Изображения, которые передают наружные камеры на шлем - тормозят и трясутся. Ведь камеры идеально воспринимают все вибрации самолета, и никакая стабилизация не может полностью снять этот эффект. Шлем даже за 400 тыс долларов не может полностью имитировать человеческое зрение, поэтому при резких поворотах головы и интенсивных маневрвах пилоты жалуются на головокружение. А еще и камеры эти запотевают и могут ни с того ни с сего ослепить летчика.
3) и конечно же шлем этот получился довольно тяжелым, что усугубляет забавный эффект - при взлете с палубы самолет дергает катапульта, и головы пилотов трясутся и иногда даже бьются о кокпит. Шлем сдвигается перед глазами и чуть ли не слетает, не давая считывать важные показания приборов.
4) Отметки целей, которые определяют камеры, постоянно двоятся и троятся, или наоборот произвольно пропадают. И этого тоже не избежать - одна и та же цель может быть засечена сразу несколькими сенсорами нескольких самолетов и разобраться в ситуации может только человек, а не компьютер. Представим, что система обнаружила в одном месте сразу несколько вражеских танков вплотную и вывела их на дисплей летчику. Как это интерпретировать? Это глюк, ложное умножение целей или реально там несколько танков?
Решение может зависеть от кучи факторов, которые не заведешь в компьютер. С кем мы воюем - если это папуасы, которые не учат уставов и боевых наставлений, то видимо там и правда танки сбились в кучку, а если высокоорганизованная регулярная армия - то скорее всего ложное умножение одного танка. Но зависит от того, что они делают - может заправляются ( а может ли там быть организована заправка танков?) А может там рельеф такой, что колонна скопилась из-за поломки, или один застрял в болоте, а другие его вытаскивают?
Опытный летчик такие ситуации может распознавать мгновенно и чтоб заменить его в этом плане - нужно фактически создать не уступающий человеку самообучаемый искусственный интеллект. Но пока даже подходов к решению такой проблемы нет. Сейчас же, грубо говоря, никакая нейросеть даже собаку от кошки отличить уверенно не может в реальных, не искусственно упрощаемых тестовых условиях.
При этом даже на таком убогом, текущем уровне глубокая автоматизация и усложнение системы неизбежно уменьшает надежность ее функционирования и период разработки на какие-то уже бесконечные десятки лет.
На данный момент, начало 2019-го, самолет так до сих не пор и не прошел предварительных операционных оценочных испытаний (IOTE, примерно аналог наших войсковых испытаний), хотя первый полет прототипа состоялся аж в 2000 году. Ожидается, что они завершатся в конце 2019-го и предполагается что произведенные уже 300 с лишком самолетов будут еще доработаны по результатам. Если это вообще будет возможно. Ведь помимо софтовых косяков, F-35 страдает еще и от тяжелых проблем с "железом", как то:
1) Он практически не может точно стрелять из бортовой пушки. Потому что она скрыта лючком в целях стелсовости, и когда он открывается для стрельбы - самолет тащит вбок и очередь уходит от точки прицеливания;
2) При поворотах на трансзвуковых скоростях и больших углах атаки он неожиданно теряет управляемость (wing drop);
3) Как упомянуто выше - дикая тряска при взлете с катапультой на авианосце;
4) Общая надежность до сих пор под большим вопросом - сбоит движок, отваливаются детали в полете, подводит кислородная система, катапультируемые кресла и т.д. Отчего львиная часть самолетов не летает, а стоит в ангарах на ремонте и обслуживании.
Повторяю, это при том, что уже развернуто мелкосерийное производство - то есть они без зазрения совести тиражируют заведомо глючную, сырую и недоиспытанную технику, гарантированно обрекая летчиков на катастрофы и эксплуатантов на дикие расходы и простои.
Таким образом за безумные деньги ВВС США уже получили лишь огромную кучу малобоеспособного геморроя вместо суперистребителя. И на будущее я уверен нас ждет еще немало веселья по поводу сей птички.
Отдельно надо заметить, что американцы заранее втянули в эту эпопею кучу союзников, что как бы умножает развлекуху до глобальных масштабов...
https://gosh100.livejournal.co...
Рейтинг публикации:
|