флот вмс сша

Военные корабли НАТО и США не прекращают попыток приблизиться к Черноморскому побережью России, и прежде всего к Крыму. Однако каждый раз, получив по «электронным мозгам», западные суда-разведчики шарахаются в сторону, подальше от полуострова.

Самым громким примером «оплеухи», полученной от российских РЭБ, стал инцидент с американским эсминцем «Дональд Кук» в 2014 году, когда бомбардировщик Су-24 ВКС России, использовав авиакомплекс ВЭП «Хибин», полностью отключил всю противовоздушную аппаратуру военного судна, заставив его уйти в Румынию, в порт Констанца.

Опыт был для американцев горький, но мало чему их тогда научил: корабли США и других стран НАТО не оставили своих попыток и продолжают время от времени вести разведку у наших черноморских границ, чтобы просканировать частоты работы наших радиотехнических средств, возможности связи.

Однако жёстко отреагировать русская армия не может: корабли НАТО не заходят в территориальные воды России. Поэтому отвечают средствами радиоэлектронной борьбы, устраивают облёты самолётами — разведчиками и ударными.

Конечно, «вырубить» все приборы на кораблях непрошеных гостей системы радиоэлектронного противодействия не могут, но выполняют главную задачу — делают бесполезными все технические средства разведки противника. Поэтому кораблям альянса не остаётся ничего другого, как развернуться и отправиться восвояси, поняв, что российские РЭБ приступили к обработке их собственных сигналов.

«Русские сбивают с толку»

При этом нередко движения судов со стороны выглядят довольно хаотичными, словно экипажи кораблей «теряют ориентацию в пространстве». Именно поэтому они теперь стараются не приближаться, понимая, что находятся «под прицелом», уверен военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец.

«Я внимательно слежу за тем, что говорят американцы. Буквально несколько месяцев назад один из американских генералов сказал, что нам в сирийском небе невозможно работать в том регионе. Потому что русские создали такую агрессивную, как он сказал, среду, что у них выключается аппаратура и они не могут получить точные координаты, а американские самолёты «русские корабли и ракеты сбивают с толку», — напомнил Баранец в беседе с Царьградом.

Военный эксперт перечислил некоторые из имеющихся у России средств радиоэлектронного противодействия — как авиационные и корабельные, так и сухопутные, среди них «Хибины», «Порубщик» и «Москва». Главным же, по словам Баранца, являет тот факт, что вся эта техника постоянно совершенствуется.

«Не останавливаться на достигнутом»

По мнению Баранца, несмотря на все успехи, не стоит успокаиваться и «говорить взахлёб, какие мы крутые». Просто Россия надёжно охраняет свои границы благодаря средствам, которые «сбивают противника с панталыку», заставляя его чувствовать серьёзный дискомфорт». У российских военных, добавил эксперт, есть «огромный букет издевательств», которым они встречают непрошеных гостей.

«Однако нам нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь в любом случае американцы получают какой-то определённый пакет информации, которую потом передают разработчикам Пентагона. Речь идёт о том, чтобы найти возможность повлиять на электронный мозг российских кораблей, самолётов и вертолётов. Захваливают нас американцы тоже не просто так, а для того, чтобы мы потеряли бдительность, возгордились и перестали разрабатывать новую аппаратуру. Это такая многовекторная игра американцев», — уверен Виктор Баранец.

Все возможности РЭБ противнику не известны
Военный эксперт Алексей Хлопотов, отвечая на вопросы Царьграда, предположил, что российские военные едва ли демонстрируют противнику всё то, на что способны наши системы радиоэлектронного противодействия.

«Не думаю, что наши специалисты врубают в качестве противодействия всё и вся. Поэтому, как правило, значительная часть радиотехнических средств и их возможности остаются скрыты и неизвестны для противника», — заявил эксперт.

«НАТО «прощупывает» самые слабые места России»

Поведение же кораблей альянса создаёт ощущение, что НАТО «прощупывает» самые слабые места России. Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов объяснил, для чего это делается.

«Есть конвенция Монтрё, что они могут в Чёрном море быть ограниченное количество времени. То есть они заходят, они подходят, ведут разведку, скажем так. У них многие виды разведки: визуальная разведка, и радиоразведка, и радиотехническая разведка. То есть проверяют, насколько, в каких местах наши средства радиосвязи, радиолокации позволяют их контролировать, — пояснил военный эксперт. — Для чего? Для того, чтобы определить десантовозможные места, где мы наиболее слабыми являемся».

Он также подтвердил, что «подходить надо, чтобы изучать силу нашей обороны», и не исключил того, что «все слабые места они (корабли-разведчики НАТО. — Ред.) передают украинцам для того, чтобы они могли высаживать террористические группы там, где у нас наиболее слабые места».