Найроби. События, разворачивающиеся в Сомали в последний месяц, выглядят почти как продолжение фильма «Падение Чёрного ястреба» – мучительной истории о том, как плохо закончилась непродуманная операция элитного подразделения американских сил специального назначения.
Прошло 18 лет с тех пор, как последний американский солдат покинул Сомали. Африка, наконец, согласилась разобраться с бардаком в регионе Африканского Рога, в стране, которая находится во власти кровожадной террористической группировки, среди лидеров и рядовых членов которой полно малолетних солдат и подростков.
Уганда и Бурунди – единственные страны, предоставляющие в настоящее время войска для миротворческой миссии в этом конфликте, который стал неразрешимым из-за внутренней политики и полевых командиров, получающих выгоду от военной экономики, и из-за интересов региональных держав.
«Аль-Шабаб», главная группировка боевиков-повстанцев, теперь регулярно угрожает мировым морским путям и ключевому узкому проходу, через который перевозится 70% всего мирового нефтяного экспорта.
Она налаживает важные связи с «Аль-Каидой», глобальной террористической организацией.
К настоящему времени она успешно осуществила два теракта за границей – в Кампале и Найроби.
В то же время балканизация Сомали набирает обороты из-за становления Сомалиленда, Пунтленда и вскоре Джубаленда в качестве мирных, полу-автономных анклавов, которые стремятся сегодня к международному признанию в качестве независимых государств.
Президент США Барак Обама также представил недавно весьма ожидаемую, так называемую «параллельную» политику в отношении Сомали, которая стремится поддерживать как слабое и крайне коррумпированное переходное федеральное правительство (ПФП), полномочия которого истекают в июле 2011 года, так и полу-автономные государства, которые хотят стать свободными.
Точно такое же решение продвигала Кения с её Инициативой в отношении Джубаленда.
И вот в этой обстановке бывший специальный советник по военным преступлениям бывшего президента Джорджа У. Буша, Пьер Проспер, и бывший заместитель начальника резидентуры ЦРУ в Могадишо Майкл Шенклин установили контакт с младшим братом президента Йовери Мусевени (президент Уганды – прим. mixednews), который также является угандийским генералом в отставке (Калеб Акванданао, по прозвищу Салим Салех).
Г-н Салех является инвестором в компании Saracen International, частной военной компании, базирующейся в Уганде.
Есть даже «покровитель-финансист», которым, по слухам, является загадочное ближневосточное правительство, финансирующее всю эту операцию.
Их план состоит в том, чтобы добиться того, чего не смогли сделать армии единственной мировой супердержавы и стран Африканского Союза: поддержать полу-автономное государство Пунтленд, чтобы создать силы самообороны для отражения атак пиратов и закрепить их монополию на использование силы на всей территории.
План также будет включать подготовку президентской охраны для ПФП. Если эти два пилотных проекта сработают, то появится возможность реализовать их в масштабе всего Сомали.
Согласно экспертам по вопросам безопасности, план на бумаге мог бы сработать, но в реальности многое может пойти совсем не так, как надо, вызвав ещё более ужасную волну насилия. Здесь есть большие затруднения.
Во-первых, участие частной военной компании (ЧВК) – не говоря уже о том, что она связана с братом президента страны, которая выделила наибольшее количество войск – не было одобрено Африканским Союзом.
Это может встревожить страны-члены Африканского Союза, и может привести в ярость, например, Сомалиленд, который теперь считает, что его сосед – Пунтленд – ему угрожает, и это может привести в ярость «Аль-Шабаб» и сомалийское население, которое истолкует присутствие Салима Салеха и Уганды в их стране как желание извлечь выгоду из этой войны.
Издание «EastAfrican» получило конфиденциальную информацию о том, что Saracen International начала обучать ополченцев в Пунтленде без одобрения АС, что делает её действия параллельными мандату миссии Африканского Союза в Сомали, Amisom, и является спорным.
Во-вторых, эти события также поднимают вопрос о том, каким образом организованная ООН и АС миротворческая миссия будет сосуществовать вместе с частными военными компаниями.
В-третьих, что является, возможно, наиболее тревожным, это пересечение глобальной энергетической политики, религии и корпоративной армии в Сомали, и так уже взрывоопасном конфликте.
Пунтленд богат нефтью и природным газом, и есть предположения, что участие Saracen International осуществляется в обмен на концессии на разведку и добычу нефти.
Е. Д. Хогендорн, базирующийся в Найроби аналитик Международной кризисной группы, сказал «Ассошиэйтед Пресс»: «Мы не знаем, действует ли эта неизвестная организация в интересах сомалийцев, или у них есть личный интерес. Если это компания, то там должна быть услуга за услугу в плане концессий на [нефть и газ]. Если это правительство, то они заинтересованы в изменении соотношения сил».
Учитывая что мандат Переходного федерального правительства заканчивается в июле 2011 года, появление вооружённых формирований в Сомали является источником беспокойства за стабильность Африканского Рога.
Сочетание слабого государства, ценных природных ресурсов и военной компании, заинтересованной в извлечении прибыли, является сценарием, который уже разворачивался ранее на африканском континенте с разрушительными последствиями, и история грозит повториться вновь в Пунтленде.
С момента падения Берлинской стены частные военные компании и оборонные подрядчики играют растущую роль в поддержке государственных вооружённых сил и в стратегиях многостороннего восстановления, как, например, в сегодняшнем Ираке.
Такого рода компании также важны в повышении и поддержании уровня безопасности в нестабильных, но экономически стратегических регионах мира.
Многие государства, которые ранее извлекали пользу из военной помощи, оказались в ситуации непрочной безопасности в конце «холодной войны», что заставляет их использовать ЧВК для поддержания своих вооружённых сил.
Эти контракты в прошлом финансировались за счёт часто спорной добычи природных ископаемых.
Наёмники или ЧВК?
Существует тонкая грань между ЧВК и наёмниками. С той поры как люди стали вести войны, всегда существовали солдаты удачи, готовые продать свои услуги.
Как и в случае пиратов, идеалы наёмников связаны с аурой приключений, загадочности и опасности, они часто появляются в массовой культуре, где их часто называют спекулянтами, авантюристами, флибустьерами, бандитами или мечтателями.
Эти сотрудники служб безопасности предпочитают сегодня именоваться частными военными корпорациями, частными компаниями по предоставлению услуг безопасности или компаниями по предоставлению услуг военного характера.
Эти компании называют свою деятельность частной военной индустрией, чтобы избежать негативного клейма, которое часто ассоциируется со словом «наёмники».
В 20-м веке наёмники и ЧВК были широко вовлечены в конфликты в Африке.
В некоторых случаях их участие способствовало быстрому окончанию гражданских войн посредством полного поражения сил повстанцев.
В 1960 г., когда провинция Катанга объявила о своей независимости от Конго, слабо организованные банды наёмных солдат незаконно атаковали миротворческие войска ООН.
Это вынудило Совет безопасности ООН одобрить использование силы посредством резолюции СБ ООН 161 и потребовать немедленного вывода всех иностранных участников конфликта.
Некоторое количество наёмников покинули Конго, но большинство остались воевать с сепаратистами Катанги.
Фактор наёмников в Конго продолжает действовать до настоящего времени, где частные военные компании, которые также используются как горнодобывающие и разрабатывающие месторождения структуры или работают совместно с ними, продолжают воевать ради захвата природных ресурсов.
Нехватка обученных войск, эффективного материально-технического обеспечения и международной поддержки ослабила способность Monuc (миссия ООН в ДРК) реализовать её полномочия.
Как можно представить, это отсутствие эффективных международных действий может заставить частный сектор создать частную миротворческую миссию при поддержке горнодобывающих компаний, чтобы защитить их инвестиции в стране.
«Executive Outcomes» (EO), более не существующая южноафриканская ЧВК, известна на континенте своим прямым военным участием в Анголе и Сьерра-Леоне.
Первоначально «Executive Outcomes» занимались обучением и позднее воевали от имени правительства Анголы против движения повстанцев «Унита» после того, как «Унита» отказалась признать результаты выборов в Анголе в 1992 году.
Южноафриканские СМИ обвиняли эту компанию в попытке убить лидера повстанцев «Унита» Джонаса Савимби, в результате чего ЕО оказались под постоянной атакой со стороны «Унита».
ЕО была затем официально признана Ангольскими вооружёнными силами (FAA) и впоследствии получила контракт на подготовку армии.
За короткий срок «Унита» потерпела поражение на поле боя и запросила мира. Ангольское правительство под нажимом ООН и США было вынуждено прекратить действие контракта с «ЕО». «Еxecutive Оutcomes» была заменена на миротворческие силы ООН.
В 1995 году после той рекламы, что «ЕО» получила в Анголе, компания была нанята правительством Сьерра-Леоне за 15 миллионов долларов, чтобы остановить повстанцев Революционного объединённого фронта (RUF), контролировавших природные ресурсы страны и двигавшихся на столицу Фритаун.
Через несколько месяцев после вступления в конфликт компания заставила повстанцев отойти, взяла под контроль алмазные копи и заставила начать мирные переговоры.
Спаситель правительства
И в Анголе, и в Сьерра-Леоне компании «Еxecutive Оutcomes» приписывают спасение легитимных правительств от дестабилизирующих сил.
В Анголе это привело к прекращению огня и подписанию Протокола Лусаки, который завершил гражданскую войну в Анголе – пусть и всего на несколько лет.
Компания известна своей способностью предоставлять все виды высокообученной современной армии для менее профессиональных правительственных сил Сьерра-Леоне и Анголы.
Например, в Сьерра-Леоне «Executive Outcomes» вводила в бой не только профессиональных солдат, но и бронетанковую и авиационную поддержку.
Примечательно, что у «Executive Outcomes» были контракты с такими транснациональными корпорациями как «De Beers», «Chevron», «Rio Tinto Zinc» и «Texaco».
Основатель «ЕО» Тони Бакингэм также был основателем и директором горнодобывающей компании «Branch Heritage», которая была продана «Diamond Works» в 1996 году.
«Branch Heritage» приобрела концессии по добыче алмазов в Сьерра-Леоне, а также оплачивала счета «ЕО» за её деятельность в этой стране.
«ЕО» была не первой частной военной компанией, которая участвовала в конфликте в Сьерра-Леоне.
Ей предшествовала «Gurkha Security Guards», а её преемником стала «Sandline International».
«Sandline» называла себя ЧВК, которая занималась военной подготовкой, предоставляла «оперативное обеспечение» (закупка боевой техники и вооружений и ограниченные прямые военные действия), занималась сбором разведданных и услугами по связям с общественностью для правительств и корпораций.
«Sandline» имела контракт со смещённым президентом Сьерра-Леоне Ахмедом Теджаном Каббой, а также с повстанцами в Либерии в 2003 г., когда те попытались изгнать тогдашнего президента Чарльза Тейлора ближе к концу гражданской войны.
«Sandline» прекратила свою деятельность 16 апреля 2004 г. На веб-сайте компании приводится объяснение закрытия компании: «Общее отсутствие поддержки правительством частных военных компаний, желающих завершить вооружённые конфликты в таких местах как Африка, при отсутствии эффективного международного вмешательства являются причиной этого решения. Без такой поддержки способность «Sandline» положительно влиять на ситуацию в странах, где существует широко распространённая жестокость и направленное на геноцид поведение, было существенно ослаблено».
Ходили слухи, что некоторые их сотрудников «Sandline» являются теперь частью «Aegis Defence Services», британской частной военной компании, которая активно действует в Афганистане и Ираке.
Эти видимые успехи ЧВК пропагандируют идею о том, что эти компании могут быстрее и дешевле достичь мира, чем миротворцы ООН.
Однако оглядываясь назад, присутствие ЧВК на самом деле привело к потоку оружия в зоны конфликта, ослабило экономику и создало базу для дальнейшего конфликта, как это было в случае с участием «ЕО» в Анголе.
Возможно, наиболее дурной славой из всех ЧВК пользуется «Blackwater USA», которая изменила своё название на «Blackwater Worldwide», а сегодня известна как «Xe Services».
Эта компания была создана в 1997 г. Эриком Принцем в Северной Каролине (США).
В 2003 г. «Blackwater» получила свой первый, получивший широкую огласку контракт без конкурса на сумму 21 миллион долларов для охраны главы Временной администрации сил коалиции в Ираке, Л. Пола Бремера.
С 2004 г. «Blackwater» было заплачено более 320 миллионов долларов из пятилетнего бюджета в 1 миллиард долларов Госдепартамента на службу личной охраны, которая охраняет американских чиновников и некоторых иностранных чиновников в зонах конфликта.
Компания была замешана в нескольких случаях нарушений прав человека в Ираке.
Документы о войне в Ираке, опубликованные на сайте WikiLeaks, показали, что сотрудники «Blackwater» совершали серьёзные злоупотребления в Ираке, включая убийства гражданских лиц.
В целом документы раскрывают четырнадцать отдельных инцидентов со стрельбой с участием сил «Blackwater», которые привели к смерти десяти гражданских лиц и ранению семерых других, без учёта резни на площади Нисур в Багдаде, где были убиты семнадцать гражданских лиц.
Треть перестрелок случилась в то время, когда силы «Blackwater» охраняли американских дипломатов.
Согласно заявлениям федерального правительства обнародованные судебные документы показывают, что «Blackwater/Xe» сотни раз нарушала федеральные законы США.
В августе 2010 года компания согласилась заплатить 42 миллиона долларов штрафа, чтобы урегулировать обвинения, что она незаконно предоставила вооружения, военную технику и технологии за пределами страны.
Это внесудебное соглашение и штраф завершили расследование Госдепартамента США, которое началось в 2007 году.
Большинство из 288 нарушений законов об экспортном контроле включали нарушения законов США об экспортном контроле, обеспечение компанией «Blackwater/Xe» военной подготовки или обучения мерам безопасности для граждан иностранных государств или отсутствие надлежащей проверки анкетных данных тех, кого она обучала.
Таким образом последствия присутствия «Saracen International» в Сомали являются далеко идущими.
Часто изображалось, что ЧВК являются более дешёвыми и более эффективными, чем операции ООН по поддержанию мира, и поборники этой идеи приводят в качестве примеров Анголу и Сьерра-Леоне.
Однако полномочия ЧВК в этих двух конфликтах заключались в том, чтобы уничтожить сопротивление повстанцев, а не заниматься поддержанием мира.
Мандат миротворческих операций ООН и безусловно Amisom в Сомали не заключается в том, чтобы вести войну или уничтожать врага.
Уважение государственного суверенитета, необходимость самоопределения граждан и содействие международному миру и безопасности трудно совмещать последовательным образом в миротворческих операциях.
Но ЧВК не сталкиваются с такими дилеммами, и это та причина, по которой они кажутся более эффективными, чем миссии ООН.
Эти компании эффективны лишь в краткосрочный период, так как они не решают главные проблемы, а лишь временно отсрочивают возобновление боевых действий.
Подотчётность ЧВК также вызывает вопросы; эти компании теоретически должны быть подотчётны судебным системам своих стран, но их судебные решения часто не имеют силы за границей.
Ни один официальный орган не осуществляет контроль за их правилами применения вооружённой силы, так как они часто действуют в слабых государствах, которые не способны обеспечить твёрдую правовую базу для регулирования деятельности ЧВК.
Поэтому нужно внимательно наблюдать за ситуацией в Сомали.
Миротворческие операции, включая «анти-пиратские» миссии, не должны оставаться в руках частного сектора, особенно в такой нестабильной обстановке, как в Сомали. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статья - яркий пример того, как на основании в целом правильных (но искаженных и подредактированных в нужном свете) данных подвести читателя к "идеологически верной", но совершенно не отражающей реальной действительности мысли.