Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Авиасалон Aero India-2009, открывшийся в Бангалоре 11 февраля, завершился. В ходе форума не состоялось сенсаций – вроде объявления самолета-победителя тендера ВВС Индии на поставку 126 истребителей, однако прошедшее мероприятие было вполне результативным, и дает возможность отчасти прогнозировать дальнейшее развитие отношений между Россией и Индией в военно-технической сфере.
11-миллиардный тендер, результаты которого могут быть объявлены уже в этом году, в любом случае стал главной интригой салона. Страны-участники тендера стремились показать товар лицом, демонстрируя возможности своих машин как в ходе салона, так и до его начала. Так, европейский кандидат – Eurofighter Typhoon – по пути в Бангалор проделал близкий к рекордному для истребителя по продолжительности авиаперелет из Германии в ОАЭ. Российские представители сделали ставку на демонстрацию возможностей МиГ-35 в ходе показательных полетов, где машина ожидаемо продемонстрировала чудеса высшего пилотажа. Кроме того, в воздух на российском истребителе поднимались и граждане Индии – первым на новой машине «прокатили» маршала ВВС в отставке Хариша Масанда, а два дня спустя в передней кабине оказалась индийская женщина-летчик Суман Шарма. И Масанд, и Шарма высоко оценили летные характеристики и оборудование самолета.
Официальных заявлений о перспективах победы в тендере той или иной машины индийские представители на авиасалоне не делали, однако некоторые прогнозы можно сделать исходя из сообщений о других сделках. Так, в ходе авиасалона стало известно о том, что ММП имени Чернышева – производитель двигателей для самолетов семейства МиГ-29 – поставило уже 16 турбин для 8 из числа строящихся по индийскому заказу самолетов МиГ-29К. Все 16 заказанных Индией машин должны быть поставлены в течение этого года.
Также подтвердилась информация о строительстве в Индии сервисных центров для обслуживания истребителей семейства «Су» и «МиГ». Аналогичные центры уже строятся в Малайзии, также использующей в своих ВВС истребители российского производства.
Учитывая общие со многими азиатскими странами особенности Индии, ждать официального заявления по поводу перспектив тех или иных машин не стоит до самого последнего момента – азиатские тендеры как правило отличает неторопливость и неопределенность на всем протяжении. Тем не менее, создание центра обслуживания машин 29-го семейства, а также заказ машин этого типа для морской авиации, повышает шансы технологически близкого МиГ-35 в борьбе за индийский контракт.
Испытания самолетов в рамках тендера начнутся весной этого года. Россия предоставит два образца – одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д. В ходе испытаний будут проверяться не только летные, но и боевые возможности самолета – планируется провести пуски ракет.
Помимо МиГов Индия и Россия взаимодействуют и в других авиационных проектах. Так, в ближайшее время Индия должна получить первый из заказанных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения на базе военно-транспортной машины Ил-76 с израильским радиоэлектронным оборудованием.
Кроме самолетов, большой популярностью в Индии с 60-х годов прошлого века пользуются вертолеты советского/российского производства. В ходе Aero India-2009 было объявлено о возможности организации сборки российских вертолетов в Индии и Китае.
Представители «Рособоронэкспорта» уже назвали бангалорский авиафорум успешным с точки зрения продвижения продукции российской авиакосмической промышленности на рынки региона. Учитывая значение этой отрасли промышленности для российской экономики, хочется надеяться, что результаты салона обернутся реальными заказами для российских заводов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Рейтинг публикации:
|