В декабре 1972 года в ответ на строительство в США подводных лодок стратегического назначения «третьего поколения» типа Огайо, правительство СССР запустило проект по созданию аналогичных подводных крейсеров. Руководить конструкторскими работами поручили Сергею Никитичу Ковалеву.
Параллельно для новых подводных лодок создавалась твердотопливная баллистическая ракета Р-39, которая на выходе оказалась лучше американского аналога «Трайдент I».
Советская ракета оказалась на 55% длинней и на 200% тяжелее американской «ракетки». Учитывая параметры ракет Р-39, новой подводной лодке предстояло иметь королевские размеры. Габариты подводных ракетных крейсеров «проекта 941» удивляют до сих пор:
Длина корпуса наибольшая – 172,8 метра; Ширина корпуса наибольшая – 23,3 метра;
Надводное водоизмещение – 23 200 тонн;
Подводное водоизмещение – 48 000 тонн.
29 сентября 1980 года на «Севмаше» состоялся спуск первого тяжелого атомного ракетного крейсера «ТК-208» (сегодня Дмитрий Донской).
Планировалось построить еще девять лодок «проекта 941» но до начала предательства Горбачевым интересов страны удалось спустить со стапелей шесть крейсеров.
Перед спуском прибывшие на «Севмаш» высокопоставленные гости увидели, что на корпусе крейсера ниже ватерлинии красочно нарисованная акула обвила трезубец Посейдона. Главные конструктор сказал, что инженеры и рабочие давно окрестили лодку «Акулой. Так же назвали все крейсера «проекта 941», экипажи которых носили нашивки в виде гигантской акулы.
В декабре 1981 года «ТК-208» Акула вступила в состав ВМФ СССР, отстав от американской конкурентки USS Ohio (SSGN-726) на один месяц.
Подводный тяжелый крейсер «Акула» был вооружен 20-ю трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант» оснащенных 10-ю боеголовками по 100 килотонн каждая, с дальностью поражения цели 8 300км.
Крейсер мог выпустить весь боекомплект, одним залпом находясь под водой, или в надводном положении.
Если лодки класса «Огайо» были «жаролюбивыми», то «Акулы» могли действовать в условиях Арктики, ломая трехметровые льды.
Авария аналогичная случившейся на крейсере «Курск» (проект 949А) на «Акуле» не смогла бы произойти, потому что торпедный отсек являлся отдельным модулем. Взрыв торпеды не привел бы к катастрофическому разрушению смежных носовых отсеков. При моделировании ЧП произошедшего на «Курске» экипаж «Акулы» выживал на 100%.
Подготовка экипажей подводных крейсеров проходила в спеццентре в подмосковном Обниниске. Каждый крейсер обеспечивался тремя экипажами: двумя командами ракетоносца и техническим составом.
После похода первый экипаж сдавал по регламенту лодку «технарям». После ремонта и проверки узлов крейсера техсостав передавал лодку второму экипажу и «Акула» вновь уходила на боевое дежурство. Экипажу крейсера в прямом смысле слова были созданы райские условия:
- комната для релаксаций;
- спортзал;
- плавательный бессейн (пресная, морская вода и подогрев);
- солярий;
- сауна;
- живой уголок;
- двух и четырехместные каюты оснащенные телевизорами и кондиционерами.
Высотой с девятиэтажный дом, «Акула» пугала американских акустиков бесшумностью и способностью одним залпом разнести четверть территории США.
Байка или нет, не знаю, но наши подводники рассказывали, что киты и касатки частенько принимали «Акулу» за старшего сородича.
После хитровыдуманого демонтажа СССР, американцы поставили советские «Акулы» в приоритет в программе разоружения. Из 6 тяжелых атомных крейсеров построенных до 1991 года в строю осталась только первая «Акула» (ТК-208) «Дмитрий Донской». Именно этот крейсер 27 сентября 2005 года совершил пуск новейшей баллистической ракеты «Булава».