Украинский веб-ресурс ЛIГА.net под заголовком "Госзаказы в оборонке: покупаем не то, что нужно, а что уже есть" опубликовал выступление генерала армии Виктора Муженко, являвшегося в 2014-2019 годах начальником Генерального штаба - главнокомандующим вооруженными силами Украины, посвященное проблемам с реализацией на Украине государственного оборонного заказа и в целом кризисному состоянию с техническим оснащением вооруженных сил Украины.
Сборка украинских колесных бронетранспортеров БТР-4Е на ГП «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова» (ХКБМ) (с) defence-ua.com
Украинские налогоплательщики, также как и военнослужащие, должны знать реальную картину оснащения вооруженных сил Украины
В последнее время в СМИ наряду с политическими новостями особое место занимает вопрос оснащения украинской армии, которое очень живо обсуждается. По этой проблематике пишут статьи, проводят брифинги, озвучивают мысли в различных телевизионных программах.
В некоторых из этих материалов прослеживаются лоббистские влияния, осуществляется информационно-психологическое давление на должностных лиц, имеющих отношение к формированию Государственного оборонного заказа (ГОЗ). Оно и понятно, потому что государство на закупку вооружения и военной техники (ВВТ) выделило значительные средства.
Реальное выполнение [на Украине] ГОЗ 2016-2018 годов по основным образцами вооружения и военной техники (ВВТ) не превышало 30%. Поясню эту цифру. При формировании ГОЗ ежегодно учитывались первоочередные потребности ВСУ, исходя из необходимости и возможностей предприятий украинского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Заказ подтверждало руководство предприятий и концерна "Укроборонпром", после чего подписывали соответствующие контракты. А в реальности оказывалось, что эти предприятия не в состоянии выполнить заказ.
И тогда министерство обороны Украины совместно с Генеральным Штабом вынуждены были перенаправить финансовый ресурс на закупку других средств. Также появлялись "переходные" контракты. Это когда переносилось выполнения запланированного на следующий год. Финансы потрачены, а результаты ничтожны.
Например, контракт на поставку БТР-4 по ГОЗ был составлен на три года - с 2015-го по 2017-й, но не выполнялся три года подряд. А по расчетам ГШ на 2020 год ВСУ должны были иметь уже две бригады, полностью оснащенные этими новыми ВВТ (около 300 единиц одних только БТР-4).
Такие негативные примеры можно приводить и по другим образцам ВВТ, а также по их закупки за рубежом. Например, заказ самоходного миномета "Тунджа", средства от которого были возвращены в государственный бюджет.
Я уже не говорю о том, что с 2017-2018 года мы планировали доукомплектования воинских частей осуществлять не отдельными образцами ВВТ, а модулями (ротами (батареями) - батальонами (дивизионами)). Частично это удавалось, но не путем поставки нового и модернизированного ВВТ, а в результате ремонта, а это уже другие подходы в использовании средств.
Кстати, ГОЗ 2019 при условии его выполнения, предусматривал увеличение в армии количества новой и модернизированной техники вдвое. Почему-то ни на одном брифинге или интервью эта цифра не прозвучала. Из этого можно сделать вывод, что выполнение прошлогоднего гособоронзаказа не достигло запланированного результата.
Закупка осуществляется по принципу: покупаем не то, что нам срочно нужно, а то, что уже есть в наличии. Доклады о выполнении ГОЗ, о том, что в войска поступили тысячи новых образцов ВВТ являются ни чем иным, как самообманом. Реальное количество основных образцов в разы, а то и на порядок ниже.
Еще одна проблема, которую необходимо учитывать и решать - это завершение ресурса ВВТ. Предварительный анализ показал, что начиная с прошлого года выход из строя техники в связи с полным израсходованием ресурса (в количественных показателях) вдвое превышает возможности ее замены.
Я понимаю оптимистичные настроения Департамента военно-политической политики и развития ВВТ министерства обороны [Украины], который утверждает, что в 2025 году доля нового и модернизированного вооружения в силах обороны может составлять до 35% (интересно, а это "до" - это сколько?). Но для этого нужно очень тяжело поработать и в войсках относительно возможного продления ресурса эксплуатации ВВТ и его ремонта, и предприятиям ОПК, и ответственно подойти к планированию закупки (заказа) за рубежом.
Сейчас уже завершился или, возможно, завершается анализ выполнения Плана содержания и развития ВСУ (ПУР - "План утримання і розвитку" - укр.). Это основной документ выполнения плана использования и контроля эффективности расходов выделенного финансового ресурса. Планы закупок, которые отрабатываются в соответствующих структурных подразделениях МОУ и ГШ, видах должны быть согласованы и отвечать ПУР. Этот план - объективное свидетельство как достижений, так и просчетов.
Это также - основа для поощрения (награждения) или привлечения должностных лиц к дисциплинарной, административной (и не только) ответственности за результаты поставки в армию необходимых материальных средств, новых образцов ВВТ, развития инфраструктуры и тому подобное.
Украинские налогоплательщики, а также военнослужащие, должны знать реальную картину оснащение вооруженных сил.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+