30 января в ежегодном отчете Министерства обороны США Конгрессу, представленном Директором по оперативным испытаниям и оценке (OT&E) в отношении технического состояния тактических истребителей V поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II и функционирования программы по обеспечению его боеготовности сказано, что «… несмотря на то, что программа работает над устранением недостатков, новые все еще продолжают выявляться, что приводит к незначительному уменьшению их общего числа»
А всего на эту дату у самолета насчитывается 873 неустраненных дефекта, как сообщает FlightGlobal.
Истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II в полете
Среди них остается тринадцать 1-й категории, которые согласно принятому в ВВС США ограничению «могут привести к смерти или серьезным травмам пилота, к потере или серьезному повреждению системы вооружения и критически ограничивают возможности боевой готовности использующих его подразделений или приводит к остановке производства».
Недостатки самого F-35 усугубляются проблемами с его техническим обслуживанием, что не позволило достичь поставленной Министерством обороны США цели обеспечить боеготовность парка на уровне 80%. В качестве критерия здесь используется коэффициент выполнения боевой задачи – процент воздушных судов, способных выполнить хотя бы одну такую задачу от их общего числа, исключая те, что находятся на техническом обслуживании, хранении или проходящие капитальный ремонт.
«Ни одна значительная часть парка, включая боевые подразделения, не была в состоянии достичь и поддерживать поставленную Министерством обороны цель достижения 80% боеготовности», - говорится в сообщении DOT&E. «Тем не менее, отдельные подразделения смогли достичь 80% боеготовности на короткое время в развертывании для боевых операций».
Концерн Lockheed Martin пока не дал ответ на вопрос когда будут устранены недостатки с F-35, заявив, что он все еще рассматривает отчет DOT&E.
И при этом компания заявляет, что «F-35 продолжает развиваться и является самым смертоносным, живучим и способным к интеграции истребителем в мире», а надежность машины продолжает улучшаться и глобальный парк истребителей имеет в среднем более 65% боеготовности, а в строевых частях она стабильно на уровне около 75%».
Истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II на стоянке
Некоторые из застарелых проблем самолета, по-видимому, связаны с недостатками в работе Управления совместных программ F-35 и недавно принятой компанией Lockheed Martin менеджерской процедурой CCDD (Continuous Capability Development and Delivery – Непрерывное развития возможностей и поставок), а также недостаточно эффективным методом предоставления пользователям обновлений программного обеспечения для исправления ошибок в нем и создания дополнительных функций каждые шесть месяцев. Этот процесс смоделирован на основе метода Силиконовой долины, который позволяет заказчикам вносить небольшие изменения в код, называемые гибкой разработкой программного обеспечения.
В 2019 году «Локхид Мартин» был настроен оптимистично в отношении возможности ввести гибкую систему устранения ошибок программного обеспечения F-35 которое насчитывает более 8 миллионов строк кода. Однако доклад DOT&E свидетельствует, что обещания компанией не были выполнены.
Более того по оценке эксперта - «Изменения в программном обеспечении, предназначенные для введения новых возможностей или исправления недостатков, часто наоборот приводили к проблемам с надежностью и отрицательно влияли на другие функции». «Из-за этой неэффективности, наряду с большим количеством запланированных новых возможностей, DOT&E считает, что выдерживание текущего основного графика Редакции 13 программы подвергается высокому риску срыва».
Истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II
Проблемы с конструкцией самолета тоже остаются. Например, в частях ВВС США, летающих на новейших самолетах F-35A обнаруживаются трещины в панелях обшивки и в лонжеронах наплыва в зоне дульного среза пушки после полетов на стрельбы.
Встроенная 25-мм пушка тактического истребителя F-35A остается неточной.
«Обследование креплений пушки на F-35A выявило в них смещения, которые приводят к ошибкам ориентации ствола», говорит отчет DOT&E. «Из-за этого действительная ориентация пушки на каждом конкретном F-35A неизвестна, поэтому программа рассматривает варианты повторной пристрелки и правильной юстировки оружия».
Неизвестно, исправят ли эти изменения проблемы самолета, поскольку для оценки этого понадобятся дальнейшие испытания, отмечает Пентагон. В отчете говорится, что F-35B Корпуса морской пехоты США и F-35C ВМС США, на которых установлены 25 мм пушки в подвесных контейнерах, по наземным целям бьют точно.
А в это самое время
Интересно другое. Через один день Defence Blog опубликовал благостную статью об перспективах F-35, со ссылкой на FlightGlobal. Стиль изложения и подача информация диаметрально противоположны:
«В 2023 году количество выпущенных самолетов F-35 всех трех версий составит 170 машин, в 2024 году от 175 до 180 единиц. Компания считает, что производство достигнет пиковых мощностей в 2023 и 2024 годах. К концу 2019 года компания Lockheed Martin поставила всем заказчикам в общей сложности 491 самолет.
Используя накопленный опыт, эффективность технологических процессов, автоматизацию производства, модернизацию оборудования и оснастки, инициативы в области цепочки поставок и многое другое – производственная инфраструктура F-35 продолжает значительно повышать эффективность и снижать затраты. Цена F-35A в настоящее время составляет 77,9 млн долл, что достигнуто на год раньше, чем планировалось.
Затраты на эксплуатацию и поддержание боеготовности F-35 продолжают улучшаться, поскольку средний показатель боеготовности глобального парка превышает 65%, а оперативные эскадрильи постоянно демонстрируют боеготовность на уровне около 75%.
Затраты на содержание одного самолета также снижались четыре года подряд (с 2015 года на 35%). С количеством более чем 490 самолетов, эксплуатируемых в 21 базе по всему миру, F-35 играет решающую роль в сегодняшней глобальной обстановке в области безопасности. На сегодняшний день обучено 975 пилотов и 8585 техников, совокупный налет превысил более 240 000 часов. Восемь стран имеют F-35 на своей территории, восемь ВВС объявили о первоначальном оперативном потенциале и четыре ВВС использовали F-35 в боевых операциях».
Ну и наши выводы
Самолет - товар, а его продавать надо. «Косяки», авось, рассосутся, а трещины не заметят.