Много лет назад на письменном столе у приятеля, славившегося умением из выброшенной в мусор вещи сотворить пригодную в хозяйстве поделку, я увидел симпатичную подставку под авторучку. Представляла она собой сегмент глобуса, на котором был изображен Арктический район земного шара, в центре, то есть на полюсе коего был пристроен колпачок для ручки. Саму же ручку венчал красный флажок.
Но не он привлек мое внимание. Меня удивило то, что Арктика была разделена черными полосами на сектора. Лучи, составляющие их, начинались на восточных и западных оконечностях стран Арктического бассейна, а сходились на полюсе, отчего сегмент глобуса походил на разрезанный пирог.
Именно этот образ приходит мне на ум, когда речь заходит о столкновении интересов государств Арктического бассейна.
Аппетит приходит во время еды
И в настоящее время США, Россия, Канада, Дания и Норвегия ведут активные действия с целью подтверждения своих территориальных притязаний на континентальный шельф - подводное продолжение континентального плато - Северного Ледовитого океана.
По международному морскому праву государства владеют прибрежной полосой шириной 200 морских миль (370 км), так называемой экономзоной. Однако ни одной из стран, берега которой упираются в Северный Ледовитый океан, этого не хватает. Все они хотят большего - получить контроль над морским шельфом и за пределами экономической зоны, что по существующему законодательству возможно. Достаточно представить в ООН доказательства того, что континентальный шельф страны простирается дальше 200-мильного ограничения.
Таким доказательством могли бы стать карты морского дна. Но пока ни одной стране составить такие карты не удалось - нет технических возможностей. Хотя работы в этом направлении ведутся.
Ну а пока законодательной базы нет, идет активное отстаивание интересов, которые, как аппетит во время еды, разрастаются с каждым годом каждого из приполярных государств любыми способами. Каковы же эти интересы и как их отстаивают страны Арктического бассейна?
Норвегия
Эта страна является одним из главных участников экономического и политического противостояния в Арктическом регионе. Связано это прежде всего с тем, что Норвегия - член НАТО и выступает по этой причине своего рода проводником интересов стран Западной Европы и США.
Примечательно, что эта страна одна из первых ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву в 1996 году, а в 2006-м подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с требованием расширения своей экономической зоны в трех районах Арктики - в Северном Ледовитом океане, Баренцевом и Норвежском морях.
1 декабря 2006 года руководством страны была принята так называемая стратегия развития северных регионов.
Для реализации вышеотмеченных задач руководство Норвегии планирует принять ряд мер, направленных на развитие международных связей с соседями по региону, а также промышленности в северной части страны, укрепление экономического сотрудничества с Россией, поддержку науки и образования и… совершенствование национальных вооруженных сил.
В перспективе Норвегия готовится стать арктической супердержавой, присоединив к себе морские пространства от береговой линии до Северного полюса, многократно превышающие ее нынешнюю территорию. С этой целью в стране наряду с расширением международных экономических связей в области разведки, добычи и освоения углеводородов, работой по научно-исследовательскому обоснованию принадлежности Норвегии спорных арктических территорий происходит активное наращивание военной мощи армии и флота.
В сущности, ВМС рассматриваются как главный инструмент военно-силового давления, на который в случае возникновения конфликтных ситуаций в регионе будет опираться действующее правительство. Для этого норвежское военно-политическое руководство приняло дорогостоящую программу укрепления ВМС, включающую поступление на вооружение новых боевых кораблей ледового класса и профессиональную подготовку личного состава этого вида ВС в военных учебных заведениях и на базах США.
Дания
Ратифицировав в 2004 году Конвенцию ООН по морскому праву, Копенгаген на основании ст. 76 этого документа немедленно заявил о своих правах на установление юрисдикции в пяти шельфовых районах, находящихся за пределами 200-мильных экономических зон Гренландии и Фарерских островов. Из них наиболее важным в плане прогнозируемых запасов углеводородного сырья и наиболее спорным в международно-правовом отношении является хребет Ломоносова (как возможное продолжение шельфа Гренландии). Дания приняла на себя обязательство в течение десяти лет представить научные доказательства своих территориальных претензий, которые должны включать геодезические, батиметрические, геофизические и геологические данные. Но пока ничего в Комиссию ООН по границам шельфа не предъявила.
Несмотря на членство в Евросоюзе и НАТО, Дания остается единственной страной, чьи отношения с претендентами на Северный полюс можно назвать сбалансированными. Основным принципом внешней политики руководства Дании является то, что оно оставляет за собой право выбора «главного» партнера при разрешении «арктических» споров. Преимуществом будет обладать тот, кто поможет Дании в решении внутриполитической проблемы самоопределения ее северных территорий - о. Гренландия и Фарерских островов. В последнее время эта проблема крайне обострилась. На островах резко активизировались национальные движения, выступающие за независимость от Дании. Особенно сильны такие настроения на о. Гренландия. Повышенный интерес всего международного сообщества к этой «безлюдной» ледяной территории вызывает наличие разведанных запасов нефти, которые в том числе подтолкнули к активным действиям и местное население - эскимосов.
По прогнозам западных экспертов, государство, которое поможет Дании решить внутриполитические проблемы, вправе рассчитывать на ее содействие в вопросе разграничения арктических территорий. Это в равной степени понимают как США, так и Канада, а также страны Европейского союза.
Главной причиной борьбы за сохранение целостности датского королевства является недоказанное пока предположение, что хребет Ломоносова может оказаться продолжением континентального шельфа Гренландии. В связи с этим Дания рассматривает и собственный вариант будущего раздела границ арктического шельфа. Действующее руководство Дании, так же как и Норвегии, настаивает на варианте «срединной линии» и предлагает размежевать Арктику по границам, проходящим на равном расстоянии от побережий претендующих стран. Поскольку Гренландия ближе всего к полюсу, то при датском варианте весь полюс отойдет ей. В результате Дания получит территорию, почти равную канадской (1,55 млн. кв. км), а Россия, напротив, потеряет около 1,8 млн. кв. км.
Помимо «сражения» за хребет Ломоносова Дания ведет борьбу за право на другие территории. Не ослабевает противостояние Дании и Канады в вопросе об о. Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход. Остается нерешенным также и территориальный спор между Данией и Великобританией, которая все активнее включается в арктическую гонку. Объектом спора выступает скала Рокалл в Норвежском море и прилегающая к ней акватория. Если Дании до 2014 года удастся доказать свои права на этот остров, на который к тому же претендует и Исландия, страна получит богатую углеводородами территорию радиусом более 370 км.
Канада
В настоящее время только у этого североамериканского государства есть наиболее полная концептуальная база продвижения национальных интересов в регионе.
Угрозу своим интересам в Арктическом регионе Канада рассматривает преимущественно в плоскости существующих внешнеполитических разногласий с США.
В 1997 году Оттава объявила проливы между своими северными островами (Северо-Западный проход) территориальными водами, с чем не согласился Вашингтон, который настаивает на статусе проливов как международных вод.
Разногласия привели к дипломатическому конфликту. В результате в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Оттава, численность вооруженных сил которой (60 тысяч военнослужащих) значительно уступает армии США, проводит демонстрационные военные учения в Арктике и патрулирование отдаленных арктических территорий силами резервистов.
Кроме споров относительно Северо-Западного прохода у Канады с США не урегулированы также разногласия и по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон.
Военно-политическое руководство страны придерживается варианта «секторного» раздела Арктического бассейна - границы проходят от оконечностей национальных территорий прямо по меридианам до самого полюса. Арктика при таком разделе границ делится, словно макушка сферы, на неравные части. При этом Россия получает крупнейшую часть (около 5,8 млн. кв. км), далее идет Канада, потом Дания, Норвегия и на последнем месте США.
Отстаивая свою точку зрения, руководство Канады предпринимает «всеобъемлющие усилия по защите территориальных прав». При этом в случае попыток отторжения принадлежащих ей территорий, по заявлениям канадских военных, национальные вооруженные силы будут готовы обеспечить их защиту всей своей мощью. Уже сейчас они проводят демонстративное эскортирование кораблей и судов любой национальной принадлежности (и особенно США) в районе Северо-Западного прохода.
Однако в настоящее время страна не обладает мощными военно-морскими силами, способными решать сложные задачи в ледовой обстановке, поэтому патрулирование арктических регионов проводится в период с июня по август и носит скорее показной характер.
Помимо территориальных споров с Соединенными Штатами у Канады сохраняются претензии к Дании. Уже более 30 лет стороны не могут договориться о принадлежности необитаемого о. Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход. По оценкам канадских специалистов, речь идет не о земле (ее размер всего 950 кв. м), а прежде всего о ресурсах, залегающих в акватории острова.
Отношения между Канадой и Россией по арктическому вопросу крайне напряженные. Оттава считает, что Россия собирается стать основной арктической державой и ставит развитие Арктики путем эффективного использования воздушных и морских полярных путей в ряд своих стратегических приоритетов. Подтверждением тому, по мнению руководства Канады, стал тот факт, что в середине августа Россия направила в Северо-Восточный проход нефтяной танкер, перед которым шел ледокол, чтобы показать, что в скором времени мы сможем осуществлять доставку энергоносителей в Юго-Восточную Азию, минуя Суэцкий канал.
Серьезность своих намерений Канада иллюстрирует демонстрацией военной силы. Например, в северных районах Канады в августе прошло учение под названием «Операция «Нанук», главной целью которого является демонстрация силы и стремления к укреплению суверенитета Страны кленового листа в Арктике. В мероприятии приняли участие все виды ВС, береговая охрана, резервный компонент, рейнджеры, а также гражданские министерства и ведомства.
Учение «Операция «Нанук» является одним из трех ежегодных мероприятий боевой подготовки ВС Канады, нацеленных на демонстрацию силы, призванную сыграть положительную роль в обеспечении прав Оттавы на северные территории. «Операция «Нанук» проводится в восточных областях арктической части Канады, «Операция «Нуналивут» - в западных, а «Операция «Нунакрут» - в высоких арктических широтах.
Соединенные Штаты Америки
Концептуальная основа для теоретического обоснования стратегии в данном регионе была предоставлена комиссией США по арктическим исследованиям. В ее докладе «Цели и задачи арктических исследований на период 2005-2008 годов» было сознательно подчеркнуто, что «США - это арктическая страна. Результатом присутствия в Арктике у нас являются как возможности, так и обязанности в регионе». Ранее такой жесткой привязки Соединенных Штатов к данному району в концептуальных построениях американской внешней политики не было.
Доводы комиссии легли в основу доклада президента на заседании конгресса весной 2008 года, в котором было отмечено, что исключительная важность Арктического региона для США требует скорейшей ратификации международной Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. По оценкам американских специалистов, с учетом всех островов в морях и океанах, которыми владеют Соединенные Штаты, присоединение шельфовых территорий увеличит общую площадь страны более чем на 4 млн. кв. км. В результате США по площади обойдут Китай, Канаду и даже Россию с учетом их собственных расширенных владений и станут самым крупным государством в мире. Кроме того, они смогут претендовать на природные ресурсы общей стоимостью 1,3 трлн. долларов, включая ресурсы нефти на 650 млрд. только на шельфе Аляски.
В поддержку комиссии по арктическим исследованиям США была учреждена специальная межведомственная группа анализа и оценки обстановки в Арктике. В ее состав были включены представители министерства военно-морских сил США, береговой охраны, входящей в структуру министерства внутренней безопасности, а также служба управления минеральными ресурсами, которая отвечает за запасы нефти, природного газа и других минералов на внешнем континентальном шельфе США. Летом 2008 года на заседании группы была представлена концепция разграничения арктического морского дна в соответствии с возможными вариантами развития обстановки в Арктике и внешнеполитическими позициями прибрежных арктических государств.
В настоящий момент США не принимают не один из вариантов определения границ арктического шельфа, предлагаемых сегодня приполярными государствами. Американское руководство рассчитывает на территорию, простирающуюся на 600 морских миль (965 км) от Аляски к полюсу. При этом, как считают в Вашингтоне, на самом Северном полюсе высвободится «ничейная территория» площадью около 3 млн. кв. км, где пользоваться природными ресурсами смогут все субъекты международных отношений.
В целях реализации своих интересов в Арктике США особое внимание уделяют формированию негативного отношения к приполярным государствам как к непосредственным конкурентам за контроль в регионе. К России, например, предъявляются претензии в отношении использования Северного морского пути, а к Канаде по задействованию Северо-Западного прохода близ берегов Аляски. Американское экспертное сообщество выдвигает тезис о необходимости свободного использования этих морских транспортных магистралей.
Официальную позицию Белого дома по этой проблеме выразил помощник госсекретаря по морским и международным экологическим и научным делам Дж. Тернер на слушаниях в конгрессе весной 2008 года. Он отметил: «В то время как Россия и другие страны начинают заявлять свои претензии на богатства шельфа, США должны защищать свои экономические и территориальные интересы».
Обладая огромным военным потенциалом, США не стесняются демонстрировать мощь своих вооруженных сил соседям по арктическому побережью. Они нашпиговали военными базами районы, удаленные от Соединенных Штатов на тысячи километров, регулярно участвуют в учениях сил НАТО у берегов Норвегии, в ходе которых демонстративно отрабатывают высадку морского десанта на необорудованное побережье Баренцева моря. Подводные лодки США регулярно появляются вблизи границ приарктических государств, а самолеты ведут активную разведку в Баренцевом и Норвежском морях.
Таким образом, взгляды военно-политического руководства приарктических государств на обеспечение защиты своих национальных интересов в Арктике различны. Главным ориентиром в решении проблем по-прежнему является планируемая государством выгода от возможного приобретения уже разведанных или предполагаемых природных ресурсов. Концепция освоения арктических ресурсов у каждой страны также своя и определяется их нынешним военно-политическим и социально-экономическим положением в мире.
Подготовил Терентий МИНАКОВ. Опубликовано: «Мурманский вестник» от 29.12.2010
|