Иранские танки Тип 59. Фото с сайта irandefence.net
Иран и Бангладеш провели модернизацию своих средних боевых танков Тип 59, китайских копий советского Т-54, сообщает Strategy Page. После улучшения машины получили индекс Тип 59G. Танки были укомплектованы новыми пушками, активно-реактивной броней и современными системами управления огнем.
Несмотря на то, что в Иране и Бангладеше стоят на вооружении танки одного типа, они были модернизированы по-разному. Так, иранские получили новую турель и 125-миллиметровую пушку. При этом ходовая часть осталась прежней. Тип 59G армии Бангладеша получили 120-миллиметровую пушку и новые украинские двигатели мощностью 1200 лошадиных сил.
В общей сложности в Китае были собраны около десяти тысяч танков Тип 59. Наиболее современная версия танка на вооружении Народно-освободительной армии Китая - Тип 59D, принятая на вооружение в середине 1990-х годов. Эта машина оснащена 520-сильным двигателем, 105-миллиметровой пушкой, активно-реактивной броней и системой управления огнем.
Китайский танк Тип 59 был создан в 1950-х годах на основе советских Т-54 и Т-55. Изначально на машину устанавливалась 100-миллиметровая пушка с боезапасом на 34 выстрела, пулемет калибра 12,7 миллиметра и два пулемета калибра 7,62 миллиметра. Танк массой 36 тонн оснащался 520-сильным двигателем, благодаря которому мог развивать скорость до 48 километров в час.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Князь (22 декабря 2010 16:43) Статус: |
Т-54/55 - машина совершенно легендарная. Классика мирового танкостроения. Конечно, несколько ушудшенная китайцами (они это сумели!)
96-летие с рождения, 70-летие вступления в должность Главного Конструктора А.А.Морозова. И 66-летие с момента одобрения проекта Т-54. 70 лет назад, в октябре 1940, после смерти М.И. Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. В это время в КБ рождаются танковые проекты А-43 и А-44. В это время танковое конструкторское бюро завода №183 (отдел 520) состояло из 106 человек (12 конструкторских групп) во главе с Главным конструктором А.А. Морозовым и двумя его заместителями — Н.А. Кучеренко и А.В. Колесниковым. С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство. В октябре 1941 года А.А. Морозов был назначен Главным конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда». 13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков
МОРОЗОВ Александр Александрович 29(16).10.1904 - 14.06.1979, инженер-конструктор, танкостроитель.
В октябре ( по версии книги «Боевые машины Уралвагонзавода, Т-54 / Т-55» ) 1944 года, проект, получивший уже окончательное название — средний танк Т-54, был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям. Первый прототип Т-54 был, по данным «Справки об изготовлении и испытаниях опытных образцов танка Т-54» 1946 года, закончен в январе 1945 года и был передан на испытания на полигон в Кубинке. Однако, в другом документе говорится, что это был уже второй прототип, первый же был закончен ещё в конце 1944 года и проходил испытания непосредственно на заводе. Принят на вооружение Советской Армии постановлением Совета министров СССР № 960—402сс от 29 апреля 1946 года, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1962—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ его выпуск продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54/55, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 (Викпедия) или свыше 90 000 (Генерал-полковник С.И.Маев) Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории. Первый блин:
Первенец, от Т-44 отличия имел, на взгляд военпредов, не принципиальные, назывался "Т-54, глубокая модернизация Т-44". Башня ещё угловатая, с почти вертикальными стенками правого борта. Появился на свет в разгар Великой Отечественной Войны.
В ходе производства танка, с годами, башня начала округляться, но по началу имелись заманы. Такие танки многие видели в фильме "Русское поле".
Постепенно башня приобрела привычную нам форму полусферы. Возле дульного среза появился эжектор.
Серийно выпускавшимся преемником танка Т-54 в СССР стал Т-55 (модель 1954 г.), который строился с 1955 по 1960 г.г. Внешне Т-55 отличался от Т-54 наличием ИК прожекторов подсветки приборов ночного видения и отсутствием в крыше башни вентиляционных отверстий. В ходе серийного производства в конструкцию танка внедрили следующие доработки: обеспечение полноценной стабилизации пушки Д-10Т2С за счет установки электрогидравлического стабилизатора «Циклон»; введение вращающегося полика башни; установка более производительной дымопусковой системы; установка дизеля В-2-55 мощностью 580 л.с; установка бустеров в механизм поворота; установка более вместительных топливных баков; боекомплект увеличен на девять снарядов. Хм, хм. Согласитесь, отличия радикальные и революционные, Совершенно новая конструкция… В общем, есть повод назвать танк по-новому, и присвоить новое название (индекс) ))) С 1964 г. танки Т-55 стали оснащаться башенными 12.7-мм пулеметами ДШК-М па поворотной кольцевой турели. В течение последующих десяти им ганки проходили модернизацию, в ходе которой на них внедрялись следующие усовершенствования: замена спаренного с пушкой пулемета СГМТ пулеметом ПКТ; обшивка боевого отделения и люков изнутри раднопоглощающим покрытием; установка гидроусилителей в контуре механизмов поворота; установка радиостанции Р-123 и танкового переговорного устройства Р-124; установка более мощного глсктрогенератора и нового преобразователя напряжения; установка нового механизма натяжения гусеницы; установка более мощного компрессора системы наддува внутренних объемов танка. Но переименовывать в Т-5ХХ теперь не стали, загадка для меня…Буковкой обошлись. Последний Т-55 сошел со сборочной линии завода в Омске в 1981 г., годом позже выпуск Т-55 прекратился в Чехословакии и Польше.
На основе шасси Т-54 / Т-55 создано огромное количество разнообразных конструкций, как боевых, так и «мирных».
Огнеметный танк ОТ-54 (объект 481)
Огнеметный танк "Объект 483"
Огнеметный танк ОТ-55, на вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 17.01.1960 г.
Создавались на базе танков Т-54 и Т-55 с установкой автоматических огнеметов АТО-54 и АТО-200 соответственно вместо спаренного пулемета, могли метать огнесмесь на дальность до 160 м (до 200 м), до 20 выстрелов в минуту. Приняты на вооружение, серийно изготавливались на ЗТМ г. Омск.
СУ-122 образца 1954 года.
Заводское обозначение «изделие 500», армейское — ЗСУ-57-2, принята на вооружение после испытаний в 1950 году.
МТУ — танковый мостоукладчик, созданный на базе Т-54. Грузоподъёмность моста — 50 т, максимальная ширина препятствия — 11 м.
ИМР-1. Инженерная машина разграждения — армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересечённой местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Принята на вооружение в 1969 году. Масса — 37,5 т. Экипаж — 2 человека. Грузоподъёмность стрелы — 2 т, длина стрелы — 8,8 м.
Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»
Сверху - маскировка, типа Мирный Трактор .
Ремонтная машина на базе Т-54Т - «технический».
Гусеничный тягач АТС-59Г Мирные танки;
"Импульс-Шторм". Пятидесятиствольная установка способна доставить в очаг пожара всего лишь за 4 секунды 1,5 тонны огнетушащего порошка или жидкости.
ГПМ-1 (ГПМ-54), цистерна на 7 т воды и 1 т пенообразователя, насос ПН-40 УВ (подача 40 л/с при напоре 100 м вод. ст)
Множество пожарных танков, полюбуемся:
ГПМ-54М
Пока не знаю, как их зовут. Кто подскажет?
Другие:
Антарктическая "Харьковчанка", на базе узлов Т-55.
"Харьковчанка-2"
На шасси Т-55 экскаватор, на угольной шахте
Самоходный лафетный ствол "Сойка"
Металлургический танк-бульдозер
Впоследствии множество вариантов модернизаций и переделок возникло в металле или в воспаленном воображении конструкторов (т.е. на бумаге)
Т-55М6 с 125-мм орудием и 6-катковым шасси, КБТМ, Россия.
Один из проектов тяжелой боевой машины на базе танка Т-55 с передним МТО (ОКБТМ). Прожект из бумаги? Или достиг металла? Камрады, кто знает подробности, отзовитесь.
Украинская и Российская версии БТР из Т-55. Два разных варианта компановки.
БТР-Т — российский тяжёлый бронетранспортёр, создан на базе Т-55, штатная башня была заменена на низкопрофильную башню с 30-мм пушкой 2А42 и ПТРК 9М113 «Конкурс» Заграница тоже поднатужилась и постаралась:
TR-580 — румынский средний танк, модернизация советского Т-55, отличается от Т-55 более длинным корпусом с 6-ю опорными катками и противокумулятивными экранами. Производился серийно в 1977—1986 годах, выпущено более 1000 машин.
TR-85M1 "Бизон", модернизация Т-54/55 в Румынии, было модернизировано 300 танков.
Украинцы предлагают на экспорт Т-55АГМ, со 125-мм орудием, двигатель 5ТДФМ мощностью 850л.с.
Китай. Тип 59. На смену танку Тип 59 пришёл Тип 69, построенный на той же базе. Главным его отличием являлось применение 100-мм гладкоствольной пушкой вместо 100-мм нарезной пушки
Тип 62, облегчённая версия советского Т-54, масса 20,5 тонн, орудие 85 мм, лобовая броня до 50 мм. Серийно производился с 1963 по 1989 год, общий выпуск составил около 1200 танков.
В «гробах» - средства разминирования, Китай.
24-ствольная самоходная пусковая установка "Тип 87" / WS-1D в которой используются снаряды аналогичные РГБ-12 установки пуска глубинных бомб ВМФ РГБ-1200. Китай.
Переделка танка Т-55 под БТР, сделанная на ближнем востоке по типу "Kangaroo" времен ВМВ, использована Армией Южного Ливана.
Польский мобильный вариант зенитного ракетного комплекса С-125
«Ахзарит» («жестокая») — израильский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55, захваченных у арабских стран. Производится Службой вооружений армии обороны Израиля. В БТР переоборудовано от 400 до 500 танков.
M1978 - 170 мм самоходная гаубица на базе Т-54.
Иракская разработка (не опознал ) на шасси Т-54.
160-мм миномёт.
Финская ЗСУ ItPsv.90, представляет собой британский боевой модуль "Marksman" (2х35mm Oerlikon) установленный на шасси танка Т-55АМ польского производства.
TI-67, Тиран 4/5, Tiran 4/5 — израильские модификации советских средних танков T-54 и Т-55
SPL-55 Snowfighter для чистки снега на аэродроме
Чешский SPOT-55.
Китайский вариант.
БРЭМ VIU-55 Munja («Молния») — способная выполнять функции тяжёлого бронетранспортёра. Производство в Сербии началось в 2004 году, переоборудованы 210 штук Т-55.
Вернёмся в СССР (Согласны? Я-за!). Для танков придумано и изготовлено множество обвесов и приспособ на все случаи жизни, упомяну самые (на мой взгляд) интересные:
Зонтик ещё не раскрыт.
Зонтик раскрыт. "Кажется дождь собирается..." - защита от дождя из ПТУРов и кумулятивных снарядов. Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1.
И отдельная песня, ТАНК и МОРЕ. БОЛЬШАЯ РОМАНТИКА - танковый комплекс для пирата :
С 1958 года ЦКБ по СПК и СКВ Навашинского судостроительного завода разрабатывало скоростное танко-десантвое плавсредство проекта 80 с убирающимися подводными крыльями.
Комплект плавсредства состоял из двух катеров водоизмещением по 12т, которые позволяли перевозить средний танк со скоростью до 30 уз. на дальность до 400 км при волнении до 5 баллов. Каждый катер-понтон имел собственный 1000-сильный двигатель. Перевозимый танк мог самостоятельно входить в воду и выходить на берег, вести огонь, что могло усилить мощь высаживаемого десанта. Опытный комплекс плавсредств создан в 1961 году. В 1967-68 гг. прошли испытания два головных образца и начато серийное производство плавсредств. Ими были оснащены два батальона - по одному на Балтике и Черном море.
Маленькая романтика:
Т-54 с комплектом плавсредств ПСТ-54. 1952 год
Т-54Б с плавсредствами ПСТ-У
Испытания ЗСУ-57-2 с ПСТ на Черном море
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Т-54/55 - машина совершенно легендарная. Классика мирового танкостроения. Конечно, несколько ушудшенная китайцами (они это сумели!)
И 66-летие с момента одобрения проекта Т-54.
70 лет назад, в октябре 1940, после смерти М.И. Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. В это время в КБ рождаются танковые проекты А-43 и А-44. В это время танковое конструкторское бюро завода №183 (отдел 520) состояло из 106 человек (12 конструкторских групп) во главе с Главным конструктором А.А. Морозовым и двумя его заместителями — Н.А. Кучеренко и А.В. Колесниковым. С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство. В октябре 1941 года А.А. Морозов был назначен Главным конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда».
13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков
МОРОЗОВ Александр Александрович 29(16).10.1904 - 14.06.1979, инженер-конструктор, танкостроитель.
В октябре ( по версии книги «Боевые машины Уралвагонзавода, Т-54 / Т-55» ) 1944 года, проект, получивший уже окончательное название — средний танк Т-54, был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям. Первый прототип Т-54 был, по данным «Справки об изготовлении и испытаниях опытных образцов танка Т-54» 1946 года, закончен в январе 1945 года и был передан на испытания на полигон в Кубинке. Однако, в другом документе говорится, что это был уже второй прототип, первый же был закончен ещё в конце 1944 года и проходил испытания непосредственно на заводе.
Принят на вооружение Советской Армии постановлением Совета министров СССР № 960—402сс от 29 апреля 1946 года, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1962—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ его выпуск продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54/55, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 (Викпедия) или свыше 90 000 (Генерал-полковник С.И.Маев) Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории.
Первый блин:
Первенец, от Т-44 отличия имел, на взгляд военпредов, не принципиальные, назывался "Т-54, глубокая модернизация Т-44". Башня ещё угловатая, с почти вертикальными стенками правого борта. Появился на свет в разгар Великой Отечественной Войны.
В ходе производства танка, с годами, башня начала округляться, но по началу имелись заманы. Такие танки многие видели в фильме "Русское поле".
Постепенно башня приобрела привычную нам форму полусферы. Возле дульного среза появился эжектор.
Серийно выпускавшимся преемником танка Т-54 в СССР стал Т-55 (модель 1954 г.), который строился с 1955 по 1960 г.г. Внешне Т-55 отличался от Т-54 наличием ИК прожекторов подсветки приборов ночного видения и отсутствием в крыше башни вентиляционных отверстий. В ходе серийного производства в конструкцию танка внедрили следующие доработки: обеспечение полноценной стабилизации пушки Д-10Т2С за счет установки электрогидравлического стабилизатора «Циклон»; введение вращающегося полика башни; установка более производительной дымопусковой системы; установка дизеля В-2-55 мощностью 580 л.с; установка бустеров в механизм поворота; установка более вместительных топливных баков; боекомплект увеличен на девять снарядов.
Хм, хм. Согласитесь, отличия радикальные и революционные, Совершенно новая конструкция… В общем, есть повод назвать танк по-новому, и присвоить новое название (индекс) )))
С 1964 г. танки Т-55 стали оснащаться башенными 12.7-мм пулеметами ДШК-М па поворотной кольцевой турели.
В течение последующих десяти им ганки проходили модернизацию, в ходе которой на них внедрялись следующие усовершенствования: замена спаренного с пушкой пулемета СГМТ пулеметом ПКТ; обшивка боевого отделения и люков изнутри раднопоглощающим покрытием; установка гидроусилителей в контуре механизмов поворота; установка радиостанции Р-123 и танкового переговорного устройства Р-124; установка более мощного глсктрогенератора и нового преобразователя напряжения; установка нового механизма натяжения гусеницы; установка более мощного компрессора системы наддува внутренних объемов танка.
Но переименовывать в Т-5ХХ теперь не стали, загадка для меня…Буковкой обошлись.
Последний Т-55 сошел со сборочной линии завода в Омске в 1981 г., годом позже выпуск Т-55 прекратился в Чехословакии и Польше.
На основе шасси Т-54 / Т-55 создано огромное количество разнообразных конструкций, как боевых, так и «мирных».
Огнеметный танк ОТ-54 (объект 481)
Огнеметный танк "Объект 483"
Огнеметный танк ОТ-55, на вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 17.01.1960 г.
Создавались на базе танков Т-54 и Т-55 с установкой автоматических огнеметов АТО-54 и АТО-200 соответственно вместо спаренного пулемета, могли метать огнесмесь на дальность до 160 м (до 200 м), до 20 выстрелов в минуту. Приняты на вооружение, серийно изготавливались на ЗТМ г. Омск.
СУ-122 образца 1954 года.
Заводское обозначение «изделие 500», армейское — ЗСУ-57-2, принята на вооружение после испытаний в 1950 году.
МТУ — танковый мостоукладчик, созданный на базе Т-54. Грузоподъёмность моста — 50 т, максимальная ширина препятствия — 11 м.
ИМР-1. Инженерная машина разграждения — армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересечённой местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Принята на вооружение в 1969 году. Масса — 37,5 т. Экипаж — 2 человека. Грузоподъёмность стрелы — 2 т, длина стрелы — 8,8 м.
Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»
Сверху - маскировка, типа Мирный Трактор .
Ремонтная машина на базе Т-54Т - «технический».
Гусеничный тягач АТС-59Г
Мирные танки;
"Импульс-Шторм". Пятидесятиствольная установка способна доставить в очаг пожара всего лишь за 4 секунды 1,5 тонны огнетушащего порошка или жидкости.
ГПМ-1 (ГПМ-54), цистерна на 7 т воды и 1 т пенообразователя, насос ПН-40 УВ (подача 40 л/с при напоре 100 м вод. ст)
Множество пожарных танков, полюбуемся:
ГПМ-54М
Пока не знаю, как их зовут. Кто подскажет?
Другие:
Антарктическая "Харьковчанка", на базе узлов Т-55.
"Харьковчанка-2"
На шасси Т-55 экскаватор, на угольной шахте
Самоходный лафетный ствол "Сойка"
Металлургический танк-бульдозер
Впоследствии множество вариантов модернизаций и переделок возникло в металле или в воспаленном воображении конструкторов (т.е. на бумаге)
Т-55М6 с 125-мм орудием и 6-катковым шасси, КБТМ, Россия.
Один из проектов тяжелой боевой машины на базе танка Т-55 с передним МТО (ОКБТМ). Прожект из бумаги? Или достиг металла? Камрады, кто знает подробности, отзовитесь.
Украинская и Российская версии БТР из Т-55. Два разных варианта компановки.
БТР-Т — российский тяжёлый бронетранспортёр, создан на базе Т-55, штатная башня была заменена на низкопрофильную башню с 30-мм пушкой 2А42 и ПТРК 9М113 «Конкурс»
Заграница тоже поднатужилась и постаралась:
TR-580 — румынский средний танк, модернизация советского Т-55, отличается от Т-55 более длинным корпусом с 6-ю опорными катками и противокумулятивными экранами. Производился серийно в 1977—1986 годах, выпущено более 1000 машин.
TR-85M1 "Бизон", модернизация Т-54/55 в Румынии, было модернизировано 300 танков.
Украинцы предлагают на экспорт Т-55АГМ, со 125-мм орудием, двигатель 5ТДФМ мощностью 850л.с.
Китай. Тип 59. На смену танку Тип 59 пришёл Тип 69, построенный на той же базе. Главным его отличием являлось применение 100-мм гладкоствольной пушкой вместо 100-мм нарезной пушки
Тип 62, облегчённая версия советского Т-54, масса 20,5 тонн, орудие 85 мм, лобовая броня до 50 мм. Серийно производился с 1963 по 1989 год, общий выпуск составил около 1200 танков.
В «гробах» - средства разминирования, Китай.
24-ствольная самоходная пусковая установка "Тип 87" / WS-1D в которой используются снаряды аналогичные РГБ-12 установки пуска глубинных бомб ВМФ РГБ-1200. Китай.
Переделка танка Т-55 под БТР, сделанная на ближнем востоке по типу "Kangaroo" времен ВМВ, использована Армией Южного Ливана.
Польский мобильный вариант зенитного ракетного комплекса С-125
«Ахзарит» («жестокая») — израильский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55, захваченных у арабских стран. Производится Службой вооружений армии обороны Израиля. В БТР переоборудовано от 400 до 500 танков.
M1978 - 170 мм самоходная гаубица на базе Т-54.
Иракская разработка (не опознал ) на шасси Т-54.
160-мм миномёт.
Финская ЗСУ ItPsv.90, представляет собой британский боевой модуль "Marksman" (2х35mm Oerlikon) установленный на шасси танка Т-55АМ польского производства.
TI-67, Тиран 4/5, Tiran 4/5 — израильские модификации советских средних танков T-54 и Т-55
SPL-55 Snowfighter для чистки снега на аэродроме
Чешский SPOT-55.
Китайский вариант.
БРЭМ VIU-55 Munja («Молния») — способная выполнять функции тяжёлого бронетранспортёра. Производство в Сербии началось в 2004 году, переоборудованы 210 штук Т-55.
Зонтик ещё не раскрыт.
Зонтик раскрыт. "Кажется дождь собирается..." - защита от дождя из ПТУРов и кумулятивных снарядов.
Советская комплексная защита танка ЗЭТ-1.
С 1958 года ЦКБ по СПК и СКВ Навашинского судостроительного завода разрабатывало скоростное танко-десантвое плавсредство проекта 80 с убирающимися подводными крыльями.
Комплект плавсредства состоял из двух катеров водоизмещением по 12т, которые позволяли перевозить средний танк со скоростью до 30 уз. на дальность до 400 км при волнении до 5 баллов. Каждый катер-понтон имел собственный 1000-сильный двигатель. Перевозимый танк мог самостоятельно входить в воду и выходить на берег, вести огонь, что могло усилить мощь высаживаемого десанта. Опытный комплекс плавсредств создан в 1961 году. В 1967-68 гг. прошли испытания два головных образца и начато серийное производство плавсредств. Ими были оснащены два батальона - по одному на Балтике и Черном море.
Т-54 с комплектом плавсредств ПСТ-54. 1952 год
Т-54Б с плавсредствами ПСТ-У
Испытания ЗСУ-57-2 с ПСТ на Черном море