Ядерные силы России состоят из стратегических систем большой дальности, включая межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводного базирования (БРПЛ) и тяжелые бомбардировщики, а также ряда систем доставки средней и меньшей дальности. Россия модернизирует свои ядерные силы, заменяя устаревшие системы советских времен новыми ракетами, подводными лодками и самолетами, в то же время активно разрабатывая новые типы систем доставки ядерного заряда.
Несмотря на тот факт, что количество ядерного оружия в России после завершения холодной войны резко сократилось, в ее арсенале имеются тысячи боеголовок, причем более 1500 из них размещено на ракетах и бомбардировщиках, способных достичь территории США.
В годы холодной войны Советский Союз придавал большое значение ядерным вооружениям в силу как политических, так и военных соображений. Хотя Москва официально обещала, что не будет первой применять ядерное оружие в конфликте, многие аналитики и исследователи склонны полагать, что Советский Союз все же включал применение ядерного оружия в свои военно-стратегические планы.
После окончания холодной войны, Россия отказалась от советского принципа «ненанесения первого удара» и несколько раз пересматривала свою ядерную доктрину, что отражало ее обеспокоенность по поводу ситуации в области национальной безопасности и возможностей своих обычных вооруженных сил. Если принять во внимание военные учения и публичные заявления российских официальных лиц, эта формирующаяся новая доктрина, похоже, указывает на то, что Москва все больше полагается на ядерное оружие и может угрожать его применением в ходе региональных конфликтов.
Появление этой доктрины позволило некоторым американским аналитикам прийти к выводу, что Россия будет применять стратегию «эскалации ради деэскалации», в рамках которой она может угрожать нанесением ядерного удара в случае поражения в конфликте с любой страной НАТО в попытке убедить Соединенные Штаты и их союзников выйти из этого конфликта. Российские официальные лица, а также некоторые ученые и наблюдатели, как в Соединенных Штатах, так и в Европе, оспаривают такую интерпретацию. Однако, озабоченность по поводу новой ядерной доктрины России послужила основой для некоторых рекомендаций, касающихся изменений структуры и численности ядерных сил США.
Нынешний цикл модернизации российских ядерных сил начался в первые годы нынешнего столетия и, по всей вероятности, в основном завершится в течение 2020-х годов. Кроме того, в марте 2018 года президент России Владимир Путин объявил, что Россия разрабатывает новые типы ядерных вооружений. В то время как часть экспертов и исследователей рассматривают эти вооружения как попытку России добиться определенного превосходства над Соединенными Штатами, другие отмечают, что с наибольшей вероятностью их можно считать ответом России на опасения по поводу новых возможностей систем противоракетной обороны США.
Эти новые российские системы включают, помимо прочего, тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету, способную нести многозарядный боевой блок, гиперзвуковой планирующий летательный аппарат, автономный подводный аппарат и крылатую ракету с ядерным двигателем. Гиперзвуковой планер с баллистическими ракетами большой дальности на борту уже был поставлен на боевое дежурство в конце 2019 года.
За прошедшие десятилетия Соединенные Штаты подписали, сначала с Советским Союзом, а затем и с Россией, ряд двусторонних соглашений о контроле над вооружениями, которые предусматривают ограничение и сокращение количества боеголовок и средств доставки. Ранние соглашения не привели к значительному сокращению ядерного арсенала, поскольку Советский Союз разрабатывал и развертывал ракеты с разделяющимися боеголовками. Однако, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 года в сочетании с серьезными финансовыми затруднениями, замедлил реализацию планов России по модернизации ядерных вооружений и резко сократил количество активных боеголовок в ее арсенале. Новый договор СНВ-3 2010 года не привнес серьезных изменений, но все же способствовал ограничению численности российских ядерных сил и поддержанию прозрачности, которая обеспечивалась положениями о контроле и верификации, предусмотренными этим документом.
Некоторые члены Конгресса в последнее время выражают растущую обеспокоенность по поводу тех вызовов, которые бросает Россия Соединенным Штатам и их союзникам. В связи с этим члены Конгресса намерены обратиться к целому ряду вопросов относительно российских ядерных сил в рамках обсуждения структуры ядерного арсенала и планов ядерной модернизации США. Конгресс, вероятно, рассмотрит в ближайшем будущем вопрос о том, нужны ли программы модернизации для обеспечения возможностей ядерного сдерживания, или эти программы, напротив, будут способствовать гонке вооружений с Россией. Конгрессу также предстоит оценить, способна ли Россия наращивать свои ядерные силы с такой интенсивностью, что это создаст реальную угрозу для Соединенных Штатов, в случае если договор СНВ-3 не будет пролонгирован до 2026 года.
Наконец, Конгресс, возможно, вернется к анализу дебатов в экспертном сообществе по поводу российской ядерной доктрины, прежде чем принять решение о том, следует ли Соединенным Штатам разрабатывать новые средства сдерживания, чтобы предотвратить применение Россией ядерного оружия.