Холодная морская война
Сложно сказать, где заканчиваются региональные интересы и начинаются геополитические. Отчасти потому, что экономическая и политическая ситуации в мире постоянно меняются. В наше время Южно-Китайское море стало самым оживленным морским перекрестком планеты и новым «Великим шелковым путем»: ранее эксперты посчитали, что через этот сегмент Мирового океана проходит примерно 25% всей мировой торговли. Говоря простым языком, контролирующая это море страна получит ключ к экономикам других азиатских государств. Это интересно всем региональным игрокам и прежде всего Китаю.
Для него создание
мощного флота — один из этапов на пути к полному региональному и гипотетическому мировому господству. Нужно сказать, успехи уже сейчас очень ощутимы. В мае текущего года издание Popular Mechanics сообщило, что Китай превзошел США по количеству боевых кораблей. Поднебесная тогда достигла «психологической отметки» в 300 кораблей разных классов, что, по словам экспертов, на тринадцать боевых единиц больше, чем у Военно-морских сил США.
Как известно, «цыплят по осени считают», однако сейчас никто не будет досконально пересчитывать все суда и боевые корабли США и КНР. В этом просто нет смысла, так как у Америки было, есть и в обозримом будущем все еще будет качественное превосходство. Это касается прежде всего авианосцев, крупных неавианесущих кораблей и, конечно же, атомных подводных лодок. А еще универсальных десантных кораблей.
УДК — всему голова
На постсоветском пространстве часто можно встретить скептичное отношение к УДК, равно как и к традиционным авианосцам. Однако это в корне неправильно. Сама по себе концепция универсального десантного корабля была сформирована на основе очень богатого опыта войны во Вьетнаме, когда США остро не хватало морских боевых единиц, которые бы объединяли в себе функциональные возможности десантных кораблей разных типов и при этом могли бы нести авиацию, без которой невозможен современный флот.
Судя по всему, роль УДК в XXI веке будет только расти: это можно видеть по планам американцев ввести в строй вместо восьми кораблей типа «Уосп» одиннадцать УДК типа «Америка», из которых один уже находится в строю. А более всего усиление роли УДК заметно по тому, насколько усилится авиагруппа кораблей Корпуса морской пехоты. Ведь вместо старых истребителей «Харриер» каждая «Америка» сможет нести несколько десятков принадлежащих к пятому поколению F-35B.
Китаю пока что обо всем этом приходится лишь мечтать, но количество выпущенных кораблей, как ранее уже отмечалось, вызывает неподдельное восхищение. Напомним, шестого июня КНР спустила на воду восьмой десантный корабль типа проекта 071, имеющий водоизмещение 19 тысяч тонн и способный перевезти до одной тысячи десантников с техникой.
Первый после авианосцев
Этот гигант — «ничто» в сравнении с новым китайским кораблем, который спустили на воду 25 сентября этого года. На это событие обратили внимание эксперты небезызвестного блога bmpd. Церемонию спуска на воду первого универсального десантного проекта 075 провели в Шанхае на судостроительном предприятии Hudong-Zhonghua Shipyard компании Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group. Как пишет блог, УДК строится для китайского флота с 2016 года, в строй его хотят ввести в 2021 году.
Согласно данным из открытых источников, расчетные характеристики УДК проекта 075 выглядят так:
Водоизмещение: 36 тысяч тонн.
Длина: 250 метров.
Ширина: 30 метров.
Скорость хода: до 23 узлов (42 километра в час).
Авиационная группа: до 30 вертолетов.
Средства самообороны: два 30-мм зенитно-артиллерийских комплекса H/PJ-11 и два зенитных ракетных комплекса HHQ-10.
Ранее СМИ писали, что проект 075 имеет два подъемника в кормовой части, а в док-камере можно перевезти до трех десантных катеров на воздушной подушке.
Какие выводы можно из всего этого сделать? Даже при условии, что корабль несколько меньше, чем пишут в СМИ, очевидно, что он станет крупнейшим в китайском флоте после авианосцев «Шаньдун» и «Ляонин». А если учесть, что они, в общем-то, стали очередными вариациями на тему развития советского проекта 1143, то новый УДК можно назвать самым большим китайским кораблем вообще. И он будет оставаться таковым до тех пор, пока не родится загадочный Type 002 — «чисто» китайский авианосец.
Концептуально десантный корабль проекта 075 похож на «Америку», однако еще сильнее видится родство с менее крупными универсальными десантными кораблями. Напомним, что американский УДК имеет полное водоизмещение в 45 тысяч тонн: то есть, несколько больше, чем у «китайца». Но самым важным отличием от корабля США является меньшая роль авиационной группировки и, вероятно, большая ставка на морской десант. Это и понятно: у Китая нет ни своего условного F-35B, ни аналога конвертоплана V-22 «Оспри». «Поэтому боевые возможности (типа 075. — Прим. авт.) будут значительно снижены. Кроме того, отстают в своем развитии наши вертолеты, поэтому, судя по всем показателям, 075 не может войти в ряды УДК мирового класса, отставая от него», — отметили ранее эксперты китайского издания Sohu.
Однако завышенные ожидания здесь неуместны, как и чересчур эмоциональная критика. Все-таки для Китая это, несомненно, огромное достижение как в сугубо техническом, так и в политическом смысле. Иными словами, корабль хорошо вписывается в современную стратегию развития и сможет в будущем обеспечить еще более уверенные позиции КНР на международной арене. По имеющимся данным, Китай намерен получить шесть таких кораблей. В Поднебесной также считают, что полученный в ходе разработки проекта 075 опыт может позволить создавать еще более совершенные корабли.
Здесь, конечно, многое упрется в самолет укороченного взлета и вертикальной посадки. Напомним, что Япония хочет вскоре переоборудовать свои вертолетоносцы в носители истребителей F-35B. У Китая такой опции нет. А разговоры про новый вариант самолета СВВП на базе J-31 лишены оснований, так как этот самолет, насколько можно судить, никогда не создавался в качестве истребителя вертикальной посадки. Его чаще всего видят в качестве некоего аналога американского F-35A: подобно своему заокеанскому собрату, истребитель также надеются активно поставлять на экспорт.
Будущее китайской палубной авиации, как это ни странно, связывают с уже принятым на вооружение истребителем J-20. Самолет, по имеющимся данным, будет взят за основу при разработке палубного истребителя будущего. Якобы такое решение уже принял Центральный военный совет КНР. Однако данный истребитель кажется чересчур громоздким даже для обычных авианосцев, не говоря про УДК. Если же Китай захочет создать для проекта 075 (или другого УДК) самолет СВВП с нуля, то это может занять не одно десятилетие. А значит, считать новый корабль аналогом УДК типа «Америки», как уже отмечалось выше, не совсем уместно.