Если "Посейдон" пока лишь макет, годный лишь для буксирных испытаний, которому еще далеко до боеготового
оружия, то что же испытывали? Министерство обороны РФ показало очень короткий ролик неких испытаний, на котором были кадры пуска некоего изделия из некоего аппарата, которые в этой статье будут рассмотрены несколько подробнее. Они, на мой взгляд, того стоят.
Еще раз приведем известную фотографию некоего изделия, висящего на траверсе
Все же это контейнер
В комментариях под предыдущей статьей была дискуссия по поводу моего утверждения, что изделие, покрашенное в бело-оранжевую клетку, запечатленное подвешенным на траверсе особой конструкции, — это транспортно-пусковой контейнер. Мой оппонент утверждал, что это не контейнер, а изделие для "бросковых испытаний".
Я с оппонентом не согласен и вот почему. Во-первых, у этого изделия, как можно видеть на фотографии, отсутствуют винты и рули, без которых ни один подводный аппарат никуда плыть не может. Да, мне известно о реактивной торпеде "Шквал", которая не имеет винтов, ну так ведь никто и не утверждал, что "Посейдон" — это именно реактивная торпеда. К тому же в кормовой части этого изделия видна некая торцевая крышка, которая больше всего и наводит на мысли о контейнере.
Во-вторых, в носовой части видно некое красное кольцо, разделяющее черный обтекатель и остальной корпус изделия. Назначение этого изделия не вполне ясно, но можно предположить, что фиксирует этот самый черный обтекатель. Это кольцо также не является частью системы строповки изделия, поскольку к нему ничего не крепится, ни талей, ни крюков. В любом случае, такое кольцо не может быть установлено на изделии, предназначенном для подводного хода — очень уж оно ухудшило бы обтекаемость. Все торпеды имеют обтекаемую форму головной части, что вполне очевидно.
Теперь перейдем к видеоролику, опубликованному Министерство обороны. Я сделал несколько кадров записи пуска.
На них видна некая полусферическая крышка (очень по форме напоминающая черный обтекатель изделия, подвешенного на траверсе), которая раскрывается лепестками под давлением газов, и через эти лепестки проходит какая-то торпеда. Можно заметить темные полосы, протяженные в длину и совсем не похожие на бело-оранжевую окраску рассмотренного выше изделия.
В общем, я думаю, что полусферическая раскрывающаяся крышка — это черный обтекатель транспортно-пускового контейнера, из которого на испытаниях выстрелили торпеду. Крышка эта раскрылась почти так же, как резиновая крышка одноразового гранатомета; вероятно, она тоже резиновая или резино-металлическая. Видео снималось для того, чтобы убедиться в том, что крышка раскрывается нормально и торпеда выходит из контейнера без каких-либо затруднений.
Если кто-то с этим толкованием не согласен, тот может выдвинуть свою версию, но так, чтобы она не расходилась с наблюдаемыми фактами.
Контейнер для торпеды 65-76
Какую же торпеду выстрелили из транспортно-пускового контейнера и зачем вообще потребовалось делать контейнер для торпеды? Разве не хватает торпедных аппаратов? Думаю, что это была торпеда 65-76, которая, по официальным данным, сыграла ключевую роль в гибели АПЛ К-141 "Курск".
По результатам расследования, основанного на изучении остатков лодки в доке, был сделан вывод, что лодка погибла от взрыва торпедного боезапаса, хранившегося в первом отсеке. Следователи увидели картину чудовищных разрушений: сорванные и спрессованные вместе переборки, погнутые выдвижные устройства, мешанина из обломков. Корпус лодки был искорежен по всей длине, так, что лопнул комингс кормового аварийного-спасательного люка. Сам люк был заклинен, и его вырвали манипулятором робота. Выжившие после взрыва подводники были обречены; они никаким образом не могли открыть люк. Лично меня поразила фотография пайола в разрушенном носовом отсеке, в котором было добрых 20 мм стали и который был смят в гофру, как фольга. Это был непредставимо мощный взрыв.
Смятый в гофру стальной пайол. Впечатляет?
Расследование показало, что пусковым моментом катастрофы стал взрыв торпеды 65-76 в торпедном аппарате. По всей видимости, произошла утечка перекиси водорода. Он разложился со взрывом. Парогазовая смесь воды и кислорода, нагретая до нескольких сотен градусов (от 500 до 800 градусов) разрушила саму торпеду, в силу чего разложился весь остальной запас перекиси водорода в торпеде. Мощный взрыв выбил переднюю крышку торпедного аппарата (ее потом нашли на дне); задняя крышка торпедного аппарата пролетела через весь отсек и воткнулась в переборку между первым и вторым отсеками. Раскаленный парогаз, смешанный с керосином (торпеда 65-76 использует керосин как топливо) ворвался в отсек. По сути, это была огнеметная струя, поджигающая все, что было способно гореть, и возник мощный объемный пожар, подпитываемый кислородом парогаза. Одновременно через разрушенный отсек хлынула вода. Сочетание мощного пожара и затопления отсека вызвало быстрое повышение температуры и давления, отчего и взорвалась взрывчатка во всех остальных торпедах. Катастрофу можно описать примерно так.
Везде копоть — следы сильного пожара
После гибели "Курска" торпеда 65-76 была снята с вооружения. Это было решение понятное и обоснованное. Но плохое. Эта торпеда была лучшим из всего того, что было в торпедном арсенале российского ВМФ. Она имела хорошую скорость, дальность хода, систему самонаведения, и такой торпедой можно было атаковать крупные надводные корабли противника, включая авианосцы, с приличными шансами на успех. Использовать ее как раньше было нельзя, а заменить ее нечем.
Исходя из этих соображений я полагаю, что в командовании ВМФ родилась идея отказаться от выстрела торпеды 65-76 из торпедного аппарата, а разработать для нее специальный транспортно-пусковой контейнер, размещаемый вне прочного корпуса подводной лодки. В этом случае, если торпеда потечет и даже взорвется, возможный ущерб будет гораздо меньше, чем при взрыве ее в торпедном аппарате, и, вероятно, не приведет к потере боевой единицы, как случилось с "Курском". Если переднюю крышку контейнера сделать раскрывающейся под давлением парогаза, а заднюю крышку — прочной, то взрыв перекиси водорода, вероятнее всего, приведет к аварийному выстрелу торпеды.
При всей очевидности идеи и сходстве контейнера для торпеды с контейнером для крылатой ракеты все же сделать его не так-то просто. Контейнер должен быть работоспособен на любой глубине погружения, вплоть до предельной, должен обеспечивать пуск торпеды на ходу, пуск из него не должен повреждать корпус лодки и так далее. Требований к нему много. Потому это была сложная задача, требующая исследований, опытно-конструкторских работ и испытаний. Окраска контейнера в бело-оранжевые квадраты, очевидно, требовалась для изучения гидродинамических эффектов, возникающих при пуске торпеды. Съемка, конечно, велась со всех ракурсов, но нам показали только небольшую часть из этих записей.
Насколько можно судить, испытания были успешными.
Зарождение "Посейдона"
Это обстоятельство, как можно полагать, и привело к рождению концепта "Посейдона". Раз торпеды выбрались из прочного корпуса, то снимается ограничение их калибра. Можно построить гораздо большую по размерам торпеду.
Фотографии некоего изделия в цехе, которые анализировались в предыдущей статьей, очевидно, и есть фото макета этой новой, перспективной торпеды большого калибра. Комментаторы обратили внимание на ступеньки лестницы позади торпеды и даже указали на шаг ступеней — около 30 см. С помощью этого масштаба можно оценить диаметр изделия. У меня получилось 250 см. То есть оно по диаметру в 3,8 раза больше, чем торпеда 65-76.
Если оснастить ее уже проверенным на практике двигателем, использующим керосин и перекись водорода, то можно добиться значительного увеличения дальности ее хода за счет увеличения запаса топлива и окислителя. У торпеды 65-76 дальность была до 100 км, а тут, вероятно, она будет втрое больше.
В большом корпусе можно разместить гораздо больший заряд взрывчатки. Заряд и у торпеды 65-76 был впечатляющим — 765 кг в тротиловом эквиваленте. В большой торпеде он может быть 2-3 тонны. То есть авианосцу распорет брюхо почти гарантированно. Помимо этого, большая торпеда сама может быть носителем торпед, например, тех же торпед "Шквал". По крайней мере одну такую торпеду можно установить. Торпеда-носитель может атаковать две цели: одну — "Шквалом", например, эсминец или подводную лодку, вторую — своим собственным зарядом. Это технически реализуемо.
Не говоря уже о вариантах с ядерным реактором и ядерной головной частью.
Если все это так, то вынужденное решение разместить опасную в обращении, но необходимую торпеду вне прочного корпуса лодки привело к новым возможностям, которых раньше не было. Может быть создан новый класс морского оружия, невиданно мощного и дальнобойного. Это пока лишь перспективы, проходящие этап проработки и первых проб. Что же касается транспортно-пускового контейнера для торпеды 65-76, то, вероятно, он без особого шума вскоре поступит на вооружение, поскольку установка их на имеющиеся лодки не потребует значительных изменений в их конструкции.