Одна из причин разрушения ливийского государства и гибели самого полковника Каддафи, было стремление усидеть «на двух стульях», стремление получить поддержку и гарантии не только у России, но и у Запада. Поэтому, когда возникла реальная угроза Ливии и ее руководству, Каддафи долго колебался в ситуации, требующей быстрых и решительных действий. Итог этих колебаний известен.
С Сирией все было иначе. Асад долго не колебался и обратился за помощью к единственным надежным союзникам – России и Ирану. На начальном этапе операции российской армии в Сирии, в августе-октябре 2015 года, руководство страны столкнулось с проблемой быстрой, скрытной и безопасной переброски необходимых сил и средств на удаленный театр военных действий. На первом этапе со всей очевидностью «вырисовывалась» необходимость организации воздушного моста «Россия – Сирия».
С технической стороны это решение было вполне обеспечено: имеющегося авиапарка (около 100 военно-транспортных самолетов Ил-76 и девять более тяжелых Ан-124) оказалось достаточно для переброски 50% всего необходимого. Однако с предоставлением воздушного коридора для пролета этих самолетов виз России в Сирию, возникли проблемы.
Взглянув на карту региона, понимаешь, что кратчайший воздушный маршрут в Сирию с территории России проходит над Турцией. Однако этот маршрут был сразу отвергнут из-за «сложных» отношений между Эрдоганом и Асадом. К тому же, отношения между Россией и Турцией к этому времени были осложнены из-за принуждения к посадке в Турции российского самолета, летевшего в Дамаск с военным грузом для систем ПВО.
Теоретически оставались еще 2 маршрута:
- над нейтральными водами Черного моря, Румынией, Сербией, Македонией и Грецией.
- над нейтральными водами Каспийского моря Ираном и Ираком
Румыния практически сразу заявила – российские самолеты не пропустим. К ней тут же присоединилась и Болгария, хотя её никто и не запрашивал насчет возможности перелета. Как всегда, Болгария, в трудный момент, показала свою гнилую суть.
Остался последний маршрут – через Иран и Ирак. Организация воздушного коридора в Сирию потребовала больших политических и дипломатических усилий. Согласие Ирана было получить несложно, так как он был заинтересован в усилении российской помощи Сирии. Посольство России в Тегеране быстро получило разрешения на все запрашиваемые пролеты российских самолетов. Москва и Тегеран установили тесные контакты по данному вопросу.
А вот с Ираком все оказалось очень и очень сложно. Американцы были очень сильны в Багдаде и имели серьезные рычаги влияния на правящую верхушку страны, они могли не только перекрыть финансовую и военную помощь Ираку, но и ввести против него серьезные санкции. Госдеп СШГА, лично госсекретарь Керри давили на Ирак со страшной силой.
Керри требовал от иракского руководства принуждать к посадке все борты, летящие из Ирана и поведения их тщательно досматриваться сотрудниками иракской полиции и американских спецслужб.
Однако, влияние Ирана на Багдад было еще сильнее – еще с весны 2012 года через Ирак был организован иранский воздушный мост, по которому иранские С-130 регулярно перебрасывали оружие и технику в Сирию. И США ничего не могли сделать с этим коридором. Всё, чего они добились – кратковременный запрет пролета для иранских ВВС, но он продержался всего 2 месяца.
Поэтому, в организации пролета российских военно-транспортных самолетов через Ирак пришлось использовать иранские наработки. Кроме этого, Россия оказала Ираку серьезную военно-техническую помощь.
Российский воздушный коридор через Иран и Ирак заработал в августе 2014 года. С 18 по 24 августа 2015 года наши специалисты провели рекогносцировку аэродрома Хмеймим. 24 августа в Хмеймим прибыла первая наша группа обеспечения авиабазы – 24 человека. А 10 сентября прибыл основной состав - 298 военнослужащих. 30 сентября была полностью сформирована авиагруппа на Хмеймиме. Это позволило российской армии приступить к проведению запланированной операции по спасению правительства Асада а затем и обеспечить перелом в сирийской войне.
Таким образом, сирийская компания стала для России своеобразным индикатором усвоения «ливийского опыта». Именно ливийские события вынудили правительства России, Ирана, Ирака, Сирии действовать принципиально по-иному, нежели это было в решении «ливийского вопроса».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+