Через месяц после того, как министр иностранных дел [Индии] Субраманиям Джайшанкар (Subrahmanyam Jaishankar) заявил, что «в целом уверен», что сможет убедить США в отношении принятого Индией решения по российской системе ПВО С-400, главный американский дипломат по военно-политическим вопросам Кларк Купер (Clarke Cooper) подверг Россию и Китай критике за то, что те используют в своих интересах стремление [различных] стран обеспечивать свою безопасность. При этом он расхваливал США в качестве предпочтительного партнера сфере обороны.

Такие страны, как Россия и Китай, используют продажу оружия и помощь в обеспечении безопасности, чтобы ослабить влияние США на мировой арене и усилить свое собственное, заявил 31 октября помощник госсекретаря США по военно-политическим делам Кларк Купер, выступая в Вашингтоне в Международном центре Меридиан.

«Через целевой маркетинг таких систем, как С-400, Россия пытается использовать в своих целях реальные потребности партнеров в сфере безопасности, подрывая нашу способность — правовую и технологическую — обеспечивать их самыми передовыми средствами обороны», — сказал он.

В 2018 году Индия решила купить С-400 за 5,2 миллиарда долларов, что потенциально может повлечь за собой санкции США в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Хотя президент США имеет право делать исключение из правил в различных условиях, администрация неоднократно (в том числе в октябре в ответ на заявления Джайшанкара) предупреждала страны, в том числе Индию, что ей грозят санкции, если она приступит к реализации сделки с Россией.

Однако 31 октября Купер заявил, что законы CAATSA «огульно не применяются»: «Подход к его применению может быть гибким в зависимости от того, какова проблема, гибким в отношении применения, когда он выпущен, как долго и к каким разделам будет применяться и где».

США предупредили Турцию, союзника по НАТО, которая покупает С-400, о санкциях в соответствии с законом CAATSA, хотя они пока еще не введены. Правда, в июле этого года Турцию исключили из программы производства американских самолетов F-35.

Кларк уточнил, что закон CAATSA был предназначен не для применения в отношении традиционно действующих договоров о «техническом обеспечении», которые страны заключали с Москвой, а для «ограничения новых крупных сделок».

Во время выступления упоминался и Китай. «Китай использует поставки оружия как возможность „проникнуть и закрепиться″, после чего Китай сразу же использует полученный доступ и для оказания влияния, и для сбора разведданных», — заявил Купер.

Кое-кто в американском правительстве, а также в конгрессе, обеспокоен ослаблением влияния США в мире — и эта позиция противоречит порой изоляционистским стратегиям президента Дональда Трампа.

«Я выступаю перед вами в очень трудное для партнерских отношений США время, — сказал Купер. — Наверное, впервые после окончания холодной войны многие страны считают партнерство с Америкой в вопросах обороны и безопасности не настоятельной необходимостью, а одним из нескольких вариантов».

Бюро по военно-политическим вопросам, которое возглавляет Купер в качестве помощника госсекретаря, является связующим звеном между госдепартаментом и министерством обороны и курирует вопросы оказания помощи в сфере безопасности и продажи оружия и военной техники иностранным государствам.

Купер не только привел конкретные примеры неэффективности российской или китайской военной техники, но и заявил, что проходящие в Вашингтоне дебаты вокруг поставок оружия «кажутся более политизированными, чем когда-либо».

Он также привел доводы в пользу США как поставщика, заявив о прозрачности и ответственном подходе к выработке политики и эффективности в этом процессе. «Партнерство с Америкой означает дружбу, чего никогда не будет в случае закупок у России или Китая», — сказал Купер.

Однако в результате того, что США на протяжении последнего года настойчиво требуют от других стран прекратить покупать иранскую нефть и (на протяжении более длительного времени) российское оружие, у них возникли проблемы в отношениях с союзниками и партнерами — во всяком случае, с некоторыми.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.