Военно-морская стагнация
Что сейчас представляют военно-морские силы, сказать, пожалуй, не возьмется никто. Особенно после присоединения Россией Крыма. Согласно данным из открытых источников, после акции в Крыму под контроль России перешли девять из 18 основных боевых кораблей ВМС Украины и девять из 43 вспомогательных судов. Однако оценка количественного состава мало о чем скажет, а про техническое состояние, похоже, доподлинно не знает даже украинское руководство, о чем говорили выводы проверок состояния кораблей и судов.
Флагман украинского флота, «Гетман Сагайдачный», ввели в эксплуатацию в 1993 году. Это, напомним, представитель семейства сторожевых кораблей проекта 1135, которые начали вводить в строй (тогда еще, конечно, в рамках советского флота) с 1970 года. Несмотря на существенное моральное устаревание, сам по себе «Гетман Сагайдачный» — не самый старый корабль на постсоветском пространстве. При этом еще в 2017-м он в очередной раз вышел из строя из-за поломки двигателя: причем случилось это сразу после ремонта.
Оценивать состояние других относительно крупных (по меркам Украины, конечно) кораблей, смысла нет. Малый противолодочный корабль «Винница», например, ввели в эксплуатацию в 1976 году…
Единственное, что реально может быть использовано по назначению, без больших рисков потери значительного числа людей, — боевые катера. Однако с «москитным флотом» у Украины тоже не заладилось.
Катер вместо крейсера
Было время, когда Украина грозилась ввести в строй советский ракетный крейсер «Украина», находящийся на территории Николаевского судостроительного завода. Корабль де-факто уже превратился в металлолом, так что о нем вспоминают все реже, хотя даже новоизбранный Владимир Зеленский фотографировался на его фоне.
Реальным же ответом на морские вызовы должен был стать бронекатер «Гюрза». Всего в разные годы разработали и построили небольшими сериями две существенно отличающиеся версии:
— проект 58150 «Гюрза» (построено две единицы для Узбекистана);
— проект 58155 «Гюрза-М» (построено шесть единиц для украинских ВМС).
Разработали катер специалисты николаевского «Исследовательско-проектного центра кораблестроения». Финансирование строительства двух катеров проекта 58150 для береговой охраны Узбекистана осуществляли США в рамках программы помощи.
Затем настал черед «Гюрзы-М», которая имеет полное водоизмещение 50 тонн. Бронекатер создан с применением технологии стелс: корабль получил наклонные скошенные обводы корпуса, что в теории должно сделать его менее заметным для радаров противника. Первую «Гюрзу-М» — БК-02 «Аккерман» — ввели в строй в 2016 году, всего построили шесть таких катеров. Правда, в прошлом году два из них — БК-01 «Бердянск» и БК-06 «Никополь» — задержала Россия. Кстати, в России отношение к разработке традиционно «сдержанное».
Большие проблемы маленьких кораблей
А что думают про катера в самой Украине? Недавно издание «Думская» со ссылкой на заместителя начальника штаба военно-морских сил Украины по евроинтеграции капитана первого ранга Андрея Рыженко написало весьма
любопытный материал. «Реалии показали, что катер “Гюрза-М” не может выполнять задачи в Черном море при волнении три балла и более и имеет весьма ограниченные огневые возможности (планировавшийся к установке противотанковый комплекс в конце концов не был установлен)», — заявил Рыженко.
При этом, судя по всему, даже саму концепцию военные специалисты считают утопией. «Ошибка была в том, что из полицейского речного катера пытались сделать боевой морской», — сказал Андрей Рыженко. Военный также упомянул проект украинских ракетных катеров типа «Лань», добавив, впрочем, что на данный момент он устарел.
Это довольно резкое заявление, особенно, если мы вспомним позицию нового главкома ВМС Украины вице-адмирала Игоря Воронченко, у которого несколько другой взгляд на артиллерийские катера типа «Лань». «Нам нужны малые катера прибрежной зоны, способные сдерживать выходы группировок в северо-западной части Черного моря. Основой боевого потенциала должен стать ракетный катер типа “Лань”, который будет сдерживающим фактором агрессора в Черном море», — заявил адмирал в 2019 году.
Ранее, напомним, появлялись сообщения, что к 2018 году флот Украины должны пополнить три ракетных катера проекта «Лань». Однако потом сроки ввода в строй первого катера сдвинули с 2018 на 2019 год и, судя по всему, это не последний перенос.
Более того, по состоянию на 2018 год контракт на строительство ракетного катера типа «Лань» между Министерством обороны и предприятием-изготовителем «Кузница на Рыбальском» все еще не был подписан.
Вообще, согласно озвученным в украинских СМИ данным, «Лань» видели чем-то вроде условного «вундерваффе»: при условии ее вооружения новейшей украинской противокорабельной ракетой «Нептун», выполненной на основе хорошо известной в России X-35. Сейчас такой ракеты у военных нет, как и катеров проекта «Лань»: разве что у вьетнамских, которые ранее заказали партию из семи таких кораблей для нужд своего флота. Согласно последним данным украинских СМИ, «Нептун» ожидают в 2020-м.
Будущая гордость флота?
Еще более сомнительны перспективы самого амбициозного проекта украинского кораблестроения — перспективного корвета проекта 58250, который заложили еще в 2011 году и который никак не достроят. И не факт, что он вообще будет достроен когда-нибудь. По состоянию июня 2018 года в бюджете Украины не было средств на строительство корвета, а главком ВМС Игорь Воронченко заявил о возможной точке невозврата для украинского судостроения.
Последние же события, которые происходят вокруг корвета проекта 58250, больше похожи на метания из стороны в сторону. Летом 2019 года Министр обороны Украины Степан Полторак предложил президенту Владимиру Зеленскому достроить перспективный корвет проекта 58250 «Владимир Великий» на других мощностях, а именно — на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара». «Корпус готов на 80%, а корвет в целом на 32%», — заявил министр обороны.
А в октябре главный конструктор государственного предприятия «Опытно-проектный центр судостроения» Сергей Кривко отметил, что проект корвета нуждается в обновлении. Это похоже на то, что происходит вокруг российских «долгостроев». А по факту ни политическое руководство, ни конструктора просто не знают, что делать с кораблем. Отказ выглядит самым разумным решением: денег все равно нет, и не будет. С другой стороны, это грозит потерей рейтинга и падением авторитета власти, как минимум среди военных.
Если же абстрагироваться от планов далекого будущего, то нужно признать, что сейчас украинский флот может существовать исключительно при поддержке Запада, который будет поставлять
оружие, корабли и готовить экипажи. Кстати, 22 октября 2019 года у военного причала Практической гавани Одессы были ошвартованы два доставленных из США сторожевых катера типа Island: Р190 «Славянск» и Р191 «Старобельск». Ранее их передали Украине из состава Береговой охраны США. Передача состоялась на безвозмездной основе, но Украина оплачивает расконсервацию и подготовку кораблей к эксплуатации.