Вашингтон решительно настроен подключить Москву к участию в создании европейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО). По словам заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипа Гордона, американские власти будут искать пути привлечения России к сотрудничеству.
Ранее с предложением создать противоракетный щит от Ванкувера до Владивостока выступал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. По его мнению, необходимо связать системы ПРО, Альянса и России. При этом Расмуссен не скрывает, что данный проект станет лишь дополнением к натовской концепции ядерного сдерживания.
Россия защитит себя сама
Выступая с посланием к Федеральному собранию РФ во вторник, 30 ноября, президент Дмитрий Медведев поставил задачу создать единую систему воздушно-космической обороны (ВКО) страны. Также глава государства обратил внимание на необходимости объединения существующих систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), что позволит предупредить ракетное нападение и взять под контроль воздушное пространство. Эти структуры должны действовать под единым управлением стратегического командования.
Необходимость разработки подобной системы обусловлена возможностью возникновения в ближайшие 15–20 лет военных угроз. Об этом рассказал член общественного совета при Минобороны РФ, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Эти военные угрозы заключаются, в частности в том, что в ряде стран, прежде всего в США, активно ведутся разработки по созданию гиперзвуковых боевых ударных средств, которые будут выполнять задачи не только в воздушном пространстве, но и в ближнем космосе»,— цитирует РИА «Новости» слова Коротченко.
Россия вынуждена насыщать создаваемую систему ВКО перспективными комплексами ПВО-ПРО. На сегодняшний день главным разработчиком указанных систем является концерн ПВО «Алмаз-Антей». В его состав входят около 60 предприятий, организаций, НИИ и конструкторских бюро соответствующего профиля. Для выполнения поставленной президентом задачи, считает Коротченко, необходимо в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года предусмотреть приоритетное финансирование деятельности концерна. Это позволит разработать и запустить серийное производство Единой системы зенитно-ракетного оружия ПВО-ПРО пятого поколения.
Причем Россия располагает технологическими возможностями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Они позволят в ближайшей перспективе создать ряд систем высокоточного оружия, способных в случае необходимости нейтрализовать существующие и перспективные системы противоракетной обороны. В своем послании Медведев отметил, что в случае провала создания единой европейской ПРО Россия намерена в ближайшее десятилетие создавать новые ударные виды вооружения самостоятельно.
«В случае, если не удастся договориться о полноправном участии России в ЕвроПРО, и ее будущая конфигурация будет представлять угрозу для российских стратегических ядерных сил сдерживания, оборонная промышленность России сможет осуществить разработку новейших систем высокоточного оружия»,— отметил также Коротченко, подчеркнув, что речь идет о ракетных комплексах различного назначения, а также о крылатых ракетах воздушного и морского базирования повышенной дальности в неядерном оснащении.
Россия также готова начать разработку новой тяжелой жидкостной баллистической ракеты, способной нести свыше десяти ядерных боевых блоков. Данное решение, по словам Коротченко, будет принято при определенных обстоятельствах. Каких конкретно, член общественного совета при Минобороны РФ не рассказал.