США на подъеме
После успешного применения корректируемых бомб JDAM в США стартовала разработка боеприпасов нового поколения. Вместо авиабомб с комплектом стабилизаторов было принято решение снабдить самолеты ВВС США и стран НАТО особыми крылатыми ракетами, пуск которых можно проводить с безопасной дистанции, избегая захода в зону ПВО противника.
В результате пересмотра итогов ракетно-бомбовых ударов последних десятилетий американские разработчики пришли к выводу, что площадное поражение целей больше не составляет приоритетное направление работ. Кроме того, исходя из резкой смены вектора развития авиационных боеприпасов, они приняли решение о качественном и быстром переходе к выборочному поражению целей малыми силами и средствами.
Итогом этих работ стало серийное производство крылатых ракет AGM-158JASSM. Однако долгое время этот тип ракет в боевых условиях не применяли – в большинстве случаев, таких как нанесение воздушных ударов по позициям боевиков в Сирии, авиация США использовала по-прежнему востребованные бомбы JDAM.
Практически одновременно была создана версия ракеты с увеличенной дистанцией пуска и дальностью поражения целей. Для этого базовая ракета AGM-158 получила увеличенный топливный бак и модернизированный двухконтурный турбореактивный двигатель. В результате модернизации дальность базовой ракеты JASSM увеличилась до 975 км (против 390 у базовой версии), что позволяет ВВС США наносить удары по противнику максимально скрытно.
Однако первое боевое применение этих ракет оказалось связано с громким скандалом – несколько боеприпасов попали в руки сирийских военных после налета ВВС США на Сирию в апреле 2018 года.
AGM-158JASSM
По некоторым данным, ракеты упали в районе пустыни, их боевая часть и навигационные блоки с электроникой практически не пострадали. Что стало причиной выхода нескольких ракет из строя, до сих пор неизвестно – американские военные и производители ракет официальной информации по этому поводу не дают.
Кроме того, под создание этих ракет переписали и стратегию боевых действий: в апреле 2019 года стало известно, что новая схема применения ВВС США предполагает «опережающее воздействие» на противника там, где его способность обороняться, будет слабее. С целью усилить эффект от такого воздействия в начале мая 2019 года были опубликованы подробности о создании новой авиационной ракеты типа «воздух-поверхность», впервые испытанной в рамках программы CHAMP еще в 2012 году.
ВВС США уделили особое внимание этим ракетам сразу по нескольким причинам.
В первую очередь, стало очевидно, что в условиях противостояния с технологически развитым противником простого огневого воздействия может оказаться недостаточно. Для того чтобы усилить эффект от ракетного удара по вероятному противнику, была создана и протестирована ракета AGM-86. Ее особенность – наличие импульсного электромагнитного излучателя, который способен парализовать работу электронных систем противника: от средств связи тактического звена до всевысотных обнаружителей из состава зенитных ракетных систем объектовой ПВО.
Для этой ракеты уже выбран и тип носителей. Носить под крылом огромные СВЧ-приборы (типа магнетрона), согласно имеющейся информации, станут стратегические ракетоносцы В-52. Эта информация лишний раз подтверждает догадки о «стратегическом» значении крылатых ракет этого типа. Прочие подробности о типе и мощности боевой части ракеты AGM-86 не разглашаются.
AGM-86
Кроме ракет с дальностью пуска до 975 км, существенных успехов в создании дальних и сверхдальних ракет у подрядчиков министерства обороны США пока не наблюдается. Программа создания таких ракет уже оформлена и выполняется, однако прорыва ожидают лишь к 2021 году. Сейчас над созданием сверхдальней крылатой ракеты для самолетов стратегической авиации трудятся Lockheed Martin и Raytheon. Крайний срок сдачи готового изделия – через два года.
Также американские производители продемонстрировали существенный прогресс в разработке противокорабельных крылатых ракет воздушного базирования. С целью удешевления разработки и наибольшей унификации новая ракета, получившая индекс AGM-158C LRASM (см. в начале статьи), была создана на базе авиационных крылатых ракет AGM-158 JASSM. Известно, что этими ракетами в ближайшие несколько лет будут вооружены палубные истребители ВМС США, причем носителями спецбоеприпаса станут как самолеты F/A-18, так и истребители F-35.
Кроме того, в рамках испытательных стрельб ракеты были выпущены как из универсальных пусковых контейнеров Мк 41, так и с борта стратегического бомбардировщика B1B.
Из источников известно, что ракета создавалась в двух вариантах: дозвуковом и сверхзвуковом. В первом случае речь идет о максимальной дальности пуска в 910 км, во втором (за счет увеличения скорости и повышенной выработки топлива) дальность может составить не более 750 км. Средства поражения этого типа должны полностью закрыть потребность ВМС США в крылатых противокорабельных ракетах уже к началу 2020-х годов.
Самый серьезный проект, реализуемый в интересах ВВС США, – создание крылатой ракеты большой дальности JASSM-XR. Официально о программе разработки в США заявили в 2018 году. Сообщалось, что дальность авиационной крылатой ракеты с бетонобойной проникающей боевой частью должна составить до 1600 км. Вероятно, одна из задач, которые будут поставлены перед средствами поражения этого типа, это ликвидация авиационных соединений противника – взлетно-посадочных полос, капониров для истребителей. Разработку ракет этого типа планируют завершить к 2023 году.
Что у нас?
Российская крылатая ракета Х-101 представляет собой уникальное изделие, прямой аналог которому на Западе не создан до сих пор. Дальность пуска ракеты составляет более 5 тыс. км, что не только позволяет поражать объекты противника в оперативной, тактической и стратегической глубине обороны, но и лишает силы и средства ПВО возможности наносить упреждающий и ответный удар. При этом реальные характеристики КР не указываются, и, по некоторым данным, версия ракеты Х-101 с ядерной боевой частью (индекс Х-102) может иметь увеличенный отсек для хранения топлива и переработанный турбореактивный двигатель.
Эти доработки способны значительно расширить дальность пуска ракеты – прибавка к дальности базовой версии ракеты может составлять до 40%.
Кроме того, с помощью современной элементной базы были кардинально обновлены КР, разработанные и принятые на вооружение еще в СССР.
В частности, можно утверждать, что вторую жизнь получила крылатая ракета Х-55. В результате работ по переоснащению корпуса ракеты Х-555 новыми аэродинамическими поверхностями существенно снизилась ее заметность. При этом базовая версия ракеты значительно потяжелела – из-за размещения новых электронных блоков дальность крылатой дозвуковой ракеты снизилась до 2000 км (в базовой версии). Для наибольшей дальности пуска в 2500 км ракеты оснащают дополнительными топливными баками.
Х-555
Результаты опытно-боевого применения Х-555 в Сирии подтвердили заложенные характеристики ракеты – высокая дальность полета, малая радиолокационная заметность и минимальное КВО, которое составило 14 м.
В 2017 году стало известно, что на базе технологий и решений, полученных за время работ над крылатыми ракетами с низкой радиолокационной заметностью, российское ГосМКБ «Радуга» создает перспективную субстратегическую крылатую ракету под индексом Х-50. Первые новости о разработке такой ракеты совпали с началом глубокой модернизации наиболее подходящих для таких средств поражения самолетов-носителей – Ту-160 и Ту-22М3. В ряде публикаций отмечалось, что после модернизации стратегические ракетоносцы Ту-160 будут нести до 12 ракет этого типа, а самолеты дальней авиации Ту-22М3М смогут принимать на борт до восьми ракет. Наиболее вооруженным при этом останется турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 – эта машина будет вооружена 14 ракетами Х-50.
Самая засекреченная из программ по созданию крылатых ракет воздушного базирования – ОКР по теме гиперзвуковой управляемой ракеты. Говоря о гиперзвуковых ракетах такого типа, важно понимать, что обеспечение дальности в 1500–1650 км, затребованной военными, – это лишь первый, начальный этап в отработке программы. Ряд источников отмечают, что хотя на первом этапе ракета и создается как средство для борьбы с надводными целями, к середине 2020-х годов гиперзвуковая ракета может получить так называемую «глобальную» версию. В отличие от современной ракеты, скорость которой ограничена отметкой в 6 М, «глобальная» гиперзвуковая управляемая ракета должна комплектоваться переработанным гиперзвуковым двигателем и обладать увеличенной почти вдвое дальностью полета. Для применения этой ракеты, по сведениям источников в ОПК, потребуется более современное бортовое оборудование, которое с недавних пор устанавливается на модернизированные самолеты Ту-160 и Ту-22М3М.
Кроме того, существенных успехов удалось добиться и по экспортным направлениям. Главное достижение российской промышленности и специалистов по военно-техническому сотрудничеству – расширение сотрудничества с Индией в рамках программы BrahMos. К производимым противокорабельным ракетам с дальностью пуска до 300 км вскоре добавится версия с расширенными возможностями. Официальный представитель компании «Брамос» Правин Патак в июле 2019 года сообщил, что модернизированная ракета готова для проведения испытаний на увеличение дальности до 400+ км, а конечная цель – создание ракеты с дальностью пуска до 500 км.
До сих пор неясной остается судьба одного из самых перспективных видов оружия – гиперзвукового ракетного комплекса 3К22 «Циркон», создаваемого для ВМФ России. В июле 2019 года стало известно, что гиперзвуковые ракеты этого типа не будут размещать на подводных лодках проекта 677. Изначально предполагалось, что «Циркон» может стать основным средством для подавления кораблей противника, а его носителями будут выбраны флагманы отечественного военно-морского флота – тяжелые атомные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».
Позднее стало известно, что, кроме флагманов, носителями ракет «Циркон» станут и подводные лодки, создаваемые в рамках НИР и ОКР по теме под обозначением «Хаски». Многоцелевые АПЛ, равно как и надводные корабли, при этом должны будут получить универсальные пусковые контейнеры, которые позволяют применять сразу несколько типов ракет с одного носителя. Однако, прежде чем атомные крейсеры пройдут модернизацию, а головной корабль проекта «Хаски» будет спущен на воду, «Циркон» должны протестировать на уже введенных в строй кораблях.
В 2020 году первые стрельбы с новым комплексом могут провести на модернизированной АПЛ проекта 885-М «Ясень-М». Основываясь на информации журнала «Новый оборонный заказ», можно сделать вывод, что к полноценному боевому развертыванию ракеты «Циркон», скорость полета которых может достигать 9 М, будут готовы не ранее 2023–2025 годов. Скорее всего, до этого времени комплекс пройдет полный цикл испытаний в соответствии с требованиями военных стандартов.
Что в итоге?
В итоге, мы видим, что в области разработки и производства авиационных крылатых ракет российский ОПК достойно конкурирует с американскими монстрами вооружения. Но, как всегда, не нужно думать, что российские предприятия ухватили бога за бороду (например, в области гиперзвука), американцы с их громаднейшим военным бюджетом отнюдь не подняли руки.