Авиакомплекс ПАК ДА даже в дозвуковом варианте станет отличной заменой имеющихся в распоряжении ведомства Шойгу стратегическим бомбардировщикам. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.
Глава Минпромторга Денис Мантуров объявил: Минобороны утвердило все технические требования к перспективному авиакомплексу дальней авиации (ПАК ДА), компания "Туполев" и другие предприятия Объединенной авиастроительной корпорации начали его производство. В феврале облик ПАК ДА был окончательно определен и были подписаны все контрактные документы для запуска его производства. Ранее глава "Туполева" Александр Конюхов сообщал, что выкатка первого опытного образца планируется в 2021-2022 годах.
"Минобороны заказом на ПАК ДА закладывает потенциал развития стратегической авиации России на десятки лет вперед, - отмечает специалист. – Эта машина совместит современные технологии и материалы, чтобы добиться сочетания требований, предъявляемых ракетоносцу-бомбардировщику. При этом изначально закладывается потенциал модернизации новой техники с тем, чтобы она давала максимальную отдачу армии на 40-50 лет. И параллельно решается задача по модернизации авиационной техники.
При этом пересмотрены стратегические принципы подхода к созданию самолета стратегической авиации. Заказ демонстрирует, что от ставки на сверхзвук ведомство Шойгу отказалось из практических соображений. Во главу угла поставлена дальность полета и максимальный вес носимого самолетом вооружения, а не скоростные качества. В рамках современной концепции войны Минобороны РФ предпочитает усиливать средства подавления противника, нежели добавлять ракетоносцу ненужные и дорогостоящие функции".
Без сверхзвука
ПАК ДА, согласно планам ведомства министра обороны Сергея Шойгу, должен заменить стоящие на вооружении сверхзвуковые Ту-160, и Ту-22М3. Ту-160, прозванные "Белыми лебедями", - это сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности, разработанные в 1970-х. Ту-22М3 – продукт модернизации, эксплуатируются с 1983 года, а изначальная модель Ту-22 создана в 1969-м. Оба самолета - часть стратегической авиации России, обеспечивающей ядерное сдерживание.
Вытеснит ПАК ДА из рядов российской авиации и Ту-95МС, которые летают с 1952 года. Это самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. Пока он остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное - большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних.
"Минобороны пришло к логичному выводу: сверхзвуковые скорости стратегическому бомбардировщику не нужны. Для них нужно разрабатывать машину с особым строением фюзеляжа и двигателями. Но у ракетоносца в принципе нет задачи прорываться через средства противовоздушной обороны противника – перед ним всегда подобные препятствия уничтожает штурмовая авиация или ракеты для подавления сопротивления. Именно поэтому Ту-95МС без сверхзвука остается вполне актуальной машиной.
Опыт бомбардировок Югославии показал: США всегда уничтожали все, что могло оказать сопротивление ракетами "Томагавк", после чего к цели шли бомбардировщики B-52 и наносили удар. И те же B-52 никогда не имели сверхзвука – это довольно старые самолеты, которые США много раз модернизировали. Для выполнения стратегических задач они вполне подходят. Шойгу и его советники пришли к выводу, что достичь цели можно куда дешевле и без сверхзвука", - подчеркивает эксперт.
"Летающее крыло"
По официальным данным, стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения будет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло" - без хвостового оперения - и построен с применением стелс-технологий. Он будет дозвуковым и сможет нести больше вооружения, чем Ту-160. Ранее американский журнал The National Interest назвал перспективный разрабатываемый самолёт России ПАК ДА "фундаментально новым бомбардировщиком". Автор статьи предположил, что ПАК ДА станет самолётом шестого поколения.
Юрий Борисов, находясь в должности замминистра обороны РФ (ныне вице-премьер), заявил, что ПАК ДА может совершить первый полет в 2025-2026 годах, а начало серийного производства запланировано на 2028-2029 годы. Он подчеркнул, что разрабатываемый перспективный бомбардировщик должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы. Проект не является развитием или модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.
"Стратегические ракетоносцы которые совместят передовые технологии, не вытеснят уже имеющиеся самолеты стратегической авиации из российской армии в одночасье. Старые машины прежнего поколения будут постепенно списываться по мере того, как станет истекать их срок летной годности. Параллельно в строй будет вводиться замена в количестве, которое сочтет разумным военное командование страны.
Ведомство Шойгу в создании новых образцов боевой техники ставит на максимальный эффект при минимальных затратах. Это наиболее разумный подход в современных условиях", - заключает Виктор Литовкин.