Ядерное оружие
Появление атомной бомбы породило новый класс вооружений – стратегический. Некоторое время после появления ядерного
оружия (ЯО) в США, а затем и в СССР, оно рассматривалось как оружие «поля боя», активно прорабатывались сценарии его использования, проводились масштабные учения. Считалось, что применение ядерного оружия в ходе реальных боевых действий — это всего лишь вопрос времени.
Атомные бомбы «Малыш» (на переднем плане) и «Толстяк» — начало эпохи стратегического оружия
Тем временем количество ядерного оружия у США и СССР стремительно увеличивалось. В определённый момент стало понятно, что его применение грозит не только взаимным уничтожением противоборствующих сторон, но и возникновением существенных рисков для самого существования человеческой цивилизации. Ядерное оружие превратилось из «оружия войны» в «оружие устрашения», был достигнут ядерный паритет, не позволяющий холодной войне перейти в горячую фазу. На пике холодной войны количество ядерных боезарядов в США составляло порядка 30 000 единиц, в СССР – 40 000 единиц.
Несмотря на то, что между США и СССР шла холодная война, в мире практически непрерывно шли «горячие» военные конфликты, в которых обе сверхдержавы принимали непосредственное участие и зачастую несли весьма ощутимые потери. Тем не менее, ни одна из сверхдержав, не считая бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ни разу не применяла в военных конфликтах ядерное оружие. Таким образом, ядерное оружие стало первым оружием, которое фактически не используется, но при этом затраты на его создание и содержание весьма высоки.
В зависимости от носителей ядерное оружие или выделено в отдельный вид вооружённых сил, как это сделано в России – ракетные войска стратегического назначения (РВСН), или входит в состав военно-воздушных сил (ВВС) / военно-морского флота (ВМФ). Существует также тактическое ядерное оружие (ТЯО) различного назначения, впрочем, так или иначе, в существующих условиях его применение может быть оправдано только в случае глобального конфликта, так что и его в какой-то мере можно отнести к оружию стратегического характера.
Как уже говорилось ранее, ядерное оружие, используемое для сдерживания противника от полномасштабной агрессии, бесполезно в локальных конфликтах. Периодически всплывает информация о готовности военных применять тактическое ядерное оружие в локальных конфликтах, такие заявление в частности звучали из уст некоторых военных и политиков США. Иногда даже озвучивалась информация, что тактическое ядерное оружие уже применялось теми же США или Израилем, однако какие-либо доказательства такого применения отсутствуют.
Одним из интересных направлений является создание так называемого «чистого» ядерного оружия, обеспечивающего минимальное загрязнение окружающей местности продуктами радиоактивного распада, однако судя по всему в настоящий момент такие исследования зашли в тупик. В попытках уменьшить габариты ядерного оружия в качестве «начинки» рассматривались различные экзотические делящиеся материалы, например, такие, как изомер гафния 178m2Hf, однако по различным причинам реальное оружие на базе этих исследования создано не было.
Бывший глава штаба ВВС США Генерал Нортон Шварц заявлял, что у Америки есть высокоточное тактическое ядерное оружие с малым выбросом радиации и с минимально возможными «побочными потерями» для мирного населения. Очевидно, что имелось в виду не «чистое» ядерное оружие, а новейшая модификация ядерной бомбы В61-12 с точностью попадания от 5 до 30 метров и с мощностью в тротиловом эквиваленте регулируемой от 0,3 до 300 килотонн.
Ядерная бомба В61-12 с регулируемой в широких пределах мощностью
Несмотря на оптимизм американских военных, скорее всего, маломощные ядерные бомбы останутся лежать на складах, если конечно ситуация в мире совсем не пойдёт «в разнос», поскольку их применение приведёт к крайне негативным последствиям с политической точки зрения и может стать причиной глобального конфликта. В случае, если США всё же решаться на применение ТЯО, то это автоматически выпустит «джина из бутылки», что можно одному, то можно и другим, вслед за США применять ТЯО могут начать и другие страны – Россия, КНР, Израиль.
Носители ядерного оружия
Помимо самих ядерных зарядов, стратегические ядерные силы включают в себя ещё их носители. Для РВСН и ВМФ такими носителями являются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), размещаемые соответственно в шахтах, на мобильных наземных платформах или на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения. Для ВВС носителями ЯО в первую очередь являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы.
Наибольшую вовлеченность в локальных войнах имеют стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, активно применяющиеся для нанесения по противнику массированных ударов свободнопадающими и управляемыми боеприпасами с конвенциональной боевой частью. Можно отметить, что с точки зрения ядерного сдерживания бомбардировщики-ракетоносцы являются самым бесполезным компонентом ядерной триады в первую очередь потому, что в случае внезапного нападения, самолёты с вероятностью близкой к 100% не будут заправлены и оснащены ЯО. С учётом компактного базирования бомбардировщиков-ракетоносцев на нескольких авиабазах это позволит противнику уничтожить их первым обезоруживающим ударом. Помимо этого, их вооружение – крылатые ракеты (КР) большой дальности могут быть обнаружены и уничтожены практически всеми типами самолётов тактической авиации и средств противовоздушной обороны (ПВО) противника. Отчасти ситуацию может исправить разработка аэробаллистических ракет большой дальности с ядерной боеголовкой, но с учётом остающейся проблемы уничтожения носителей прямо на аэродромах, целесообразность этого можно поставить под вопрос.
Наиболее активно в локальных конфликтах используют свои бомбардировщики США, вплоть до того, что некоторые самолёты полностью выведены из состава стратегических ядерных сил и предназначены только для нанесения ударов конвенциональным оружием.
Американские стратегические бомбардировщики B-52, B-1B, B-2
Российская стратегическая авиация также отметилась в ходе военной операции в Сирии, применяя крылатые ракеты (что можно скорее считать полевыми испытаниями и демонстрацией силы) и свободнопадающие бомбы.
Российский дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3, стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160
С применение МБР в локальных конфликтах всё гораздо сложнее. В США существует программа «Быстрый глобальный удар» (БГУ). В рамках программы БГУ предполагалось предоставить вооружённым США возможность нанесения удара по цели в любой точке планеты в течение 60 минут с моменты отдачи приказа на уничтожение. В качестве основных средств поражения БГУ рассматривались МБР в неядерном оснащении, гиперзвуковое оружие и
космические платформы.
Создание космический ударных платформ в настоящее время, судя по всему, находится в стадии предварительных исследования, хотя и может стать серьёзной угрозой в перспективе. Первые образцы гиперзвукового оружия проходят испытания и могут быть приняты на вооружение в ближайшие годы.
Концепт орбитальной ударной платформы и гиперзвуковая ракета X-51A
Однако наиболее простым решением являются МБР в неядерном оснащении. В США рассматривается возможность оснащения стратегических подводных лодок типа «Огайо» МБР «Трайдент II» с неядерной боевой частью, включающей четыре боеголовки со спутниковой системой навигации и несколькими тысячами вольфрамовых стержней или моноблочную боевую часть массой до двух тонн. По расчётам скорость подлёта к цели должна составлять порядка 20 000 км/ч что исключает необходимость в наличии взрывчатых веществ, обеспечивая уничтожение целей кинетической энергией поражающих элементов. При применении боеголовок с поражающими элементами в виде вольфрамовых штырей непосредственно над целью происходит подрыв боеголовок, после чего вольфрамовый ливень с высокой вероятностью уничтожит все живое на площади примерно в один квадратный километр.
Схема нанесения быстрого глобального удара
На пути реализации концепции БГУ, помимо технических сложностей, встали политические препятствия. В частности, применение США МБР в неядерном оснащении в некоторых ситуациях способно спровоцировать нанесение массированного ответного удара Россией или КНР. Тем не менее, разработки в этом направлении продолжаются, в договоре СНВ-3 МБР с неядерным оснащением засчитывается как обычная МБР с ядерными боеголовками. По мнению командования США количество МБР в неядерном оснащении будет ограничено, поэтому они не способны существенно ослабить оборонительные возможности США, при этом реальная угроза применения такого оружия даст куда больше как военных, так и политических дивидендов.
До тех пор, пока планы по развёртыванию МБР в неядерном оснащении не реализованы, единственным их реальным применением является нечастый вывод на орбиту спутников, и утилизация путём запуска в рамках проводимых учений.
Ракета-носитель РС-20 Днепр (SS-18 Сатана по классификации НАТО) успешно вывела на орбиту 33 частных спутника из 17 разных стран
Стратегическое конвенциональное оружие
Насколько применение стратегического оружия в неядерном оснащении может быть эффективным в рамках деятельности российских вооружённых сил? Можно предположить, что в некоторых случаях сдерживающий от недружественных действий эффект, достигаемый оснащением стратегических носителей конвенциональными боевыми частями, может быть выше, чем от ядерного оружия.
Осознание руководством любой недружественной неядерной страны того, что оно в любой момент может быть уничтожено оружием, от которого практически нет защиты, будет в значительной степени способствовать принятию ими разумных и взвешенных решений. В качестве целей второго уровня можно рассматривать военные базу, корабли у пирса, крупные промышленные объекты, элементы инфраструктуры топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, задача стратегического конвенционального оружия может быть сформулирована как нанесение противнику ущерба, существенно снижающего его организационные, промышленные и военные возможности с расстояния, минимизирующего или исключающего вероятность непосредственного боевого столкновения с вооружёнными силами противника.Исходя из решаемой задачи может быть сформирован ориентировочный состав сил и средств, которые могут эффективно применяться для решения задач стратегическим конвенциональным оружием, о чём мы поговорим в следующем материале.