Российский флот модернизирует остающиеся на вооружении летающие лодки Бе-12 «Чайка». Данный самолет считается старейшим среди всех летательных аппаратов, находящихся на вооружении ВМФ России. Самолет-амфибия, созданный в Таганроге в знаменитом ОКБ Бериева, впервые поднялся в небо еще в 1960 году, а последний серийный экземпляр Бе-12 был выпущен в 1973 году. После модернизации и установки нового оборудования «Чайка» превратится в эффективного охотника за подводными лодками.
Всего за годы серийного производства в Таганроге успели собрать 143 самолета-амфибии Бе-12. На момент начала производства советская «Чайка» являлась самой крупной серийно производящейся летающей лодкой в мире. С самого начала своей службы основной задачей самолетов Бе-12 являлся поиск подводных лодок противника и борьба с ними. Помимо противолодочной выпускались также пожарная и поисково-спасательная версии «Чайки». При этом часть самолетов-амфибий была переделана в версию Бе-12СК (обозначение темы «Скальп»), подобные самолеты могли нести на борту подводный ядерный заряд 5Ф48, представляющий собой неуправляемую парашютную бомбу, которая могла достать любую подводную лодку противника на глубине до 500 метров.
Модернизация самолетов-амфибий Бе-12
О том, что остающиеся на вооружении самолеты-амфибии Бе-12 ждет модернизация, стало известно еще в январе 2018 года, когда появились первые сообщения о начале работ по тактико-техническому заданию, необходимому для начала НИОКР по обновлению комплекса бортового оборудования летающих лодок. Тогда же сообщалось, что все Бе-12 будут кардинально обновлены и получат три современных комплекса получения разведывательной информации о субмаринах противника: радиолокационный, гидроакустический и магниточувствительный (обнаружение подводных лодок по магнитному полю корабля). Сообщалось также, что будет расширен арсенал используемых самолетами-амфибиями глубинных бомб и противолодочных торпед.
После модернизации обновленные самолеты Бе-12 смогут не только охотиться, но и длительное время следить за подлодками противника. Помимо нового гидроакустического комплекса, радиолокационных станций, датчиков и детектора магнитных аномалий, возможно, на борту «Чаек» появятся современный авиационный прицельно-навигационный комплекс «Гефест». По данным журналистов «Известий», подобным комплексом планируется оснастить модернизируемые варианты дальних противолодочных самолетов Ту-142. В целом же в настоящее время российская противолодочная морская авиация проходит путь модернизации: Ил-38 улучшается до версии Ил-38Н, Ту-142 до версии Ту-142М3М. В эту концепцию укладывается и модернизация остающихся в строю летающих лодок Бе-12 «Чайка», для которых также найдется своя ниша, особенно учитывая тот факт, что новых самолетов-амфибий российский флот не получает вовсе. Сегодня Бе-12 единственный остающийся в строю представитель данного класса морской авиации.
По словам адмирала Валентина Селиванова, бывшего начальника Главного штаба ВМФ, обновление оборудования на борту самолетов-амфибий Бе-12 обеспечит этому ветерану военно-морского флота вторую жизнь. При этом адмирал считает, что помимо нового бортового оборудования и средств обнаружения подводных лодок, самолету понадобятся и новые авиационные двигатели. В интервью «Известиям» адмирал рассказал о том, что подобная модернизация самолетов-ветеранов вполне оправдана, так как самолеты способны гораздо эффективнее и быстрее искать подводные лодки противника, чем корабли. Всего за 2-3 часа полета летающая лодка может исследовать половину акватории Черного или Балтийского морей, тогда как противолодочным кораблям потребовалось бы для этого двое-трое суток. По словам адмирала, исходя из дальности полета самолетов-амфибий «Чайка» особенно эффективно их можно было бы использовать в акватории Черного, Балтийского, Баренцева и Японского морей. Исходя из тактических возможностей самолета и мест его базирования, можно предположить, что главной задачей Бе-12 будет поиск современных дизель-электрических лодок вероятного противника, тогда как с поиском атомных субмарин лучше справятся самолеты Ту-142.
Возможности самолета-ветерана Бе-12 «Чайка»
Разработанный во второй половине 1950-х годов самолет не просто так остается на вооружении и в 2019 году. За годы эксплуатации самолет-амфибия Бе-12 показал себя неприхотливым, надежным и простым в эксплуатации самолетом, который одинаков активно использовался и в северных и в южных морях. Еще в 1960-е годы данный самолет базировался в Египте, где совместно с 5-й эскадрой кораблей ВМФ СССР занимался патрулированием Средиземного моря. Так что самолет может использоваться не только в приграничных морях. Теоретически, Бе-12 в будущем вновь смогут вернуться в Средиземное море, но базироваться самолеты будут уже в сирийском порту Тартус, где создается постоянная база ВМФ России.
Бе-12 представляет собой классический высокоплан, получивший крыло типа «Чайка», которое, по всей видимости, и дало название самолету. Такое крыло имеет характерный излом, знакомый многим еще по довоенному истребителю полутораплану И-153 или не менее знаменитому немецкому пикирующему бомбардировщику Ju-87. При этом Бе-12 в настоящее время является одним из относительно поздних представителей самолетов с «чаячьим крылом». Конструкторы остановились на такой форме крыла сугубо из практических соображений, для того чтобы как можно выше убрать турбовинтовые двигатели от водной поверхности и предотвратить их заливание водой. Это особенно важно для самолета-амфибии, который совершает посадку и взлетает с воды.
Корпус самолета, особенно в своей нижней части, очень напоминает корабельные обводы. Днище летающей лодки Бе-12 имеет киль. Это облегчает самолету взлет и посадку с морской поверхности, а также обеспечивает определенный уровень мореходности, чему также способствует тот факт, что 8 из 10 отсеков самолета выполнены водонепроницаемыми. В чрезвычайных обстоятельствах допускается эксплуатация «Чайки» при волнении моря около 3 баллов, это соответствует высоте волны в диапазоне от 0,75 до 1,25 метра. При этом самолет может эксплуатироваться и с обычных наземных аэродромов, так как оснащен трехопорным убирающимся шасси.
Силовая установка летающей лодки Бе-12 представлена двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д мощностью 5180 л.с. каждый. Их мощности достаточно, чтобы разогнать летающую лодку взлетным весом 36 тонн до скорости 550 км/ч. При этом крейсерская скорость патрулирования существенно ниже и составляет примерно 320 км/ч. Максимальная дальность полета Бе-12 составляет 4000 км, но тактический радиус действия ограничен дистанцией 600-650 км при условии, что самолет будет находиться в заданном районе патрулирования около трех часов.
Вооружение самолета-амфибии Бе-12 «Чайка»
Вариант модернизации Бе-12СК, предусматривающий возможность использования ядерного боеприпаса 5Ф48 «Скальп», был все-таки в некотором роде экзотикой. Подобная авиационная ядерная противолодочная бомба обеспечивала гарантированное уничтожение подводных лодок противника на глубинах до 500 метров и могла использоваться для ударов по надводным и наземным целям при воздушном и контактном видах взрыва. В то же время основным вооружением самолетов-амфибий Бе-12 были гораздо более традиционные глубинные бомбы и противолодочные торпеды.
Максимальная боевая нагрузка летающей лодки Бе-12 составляет 3000 кг, нормальная боевая нагрузка – 1500 кг. На самолете имеется 4 узла подвески, а также внутренний отсек вооружения. Для борьбы с подводными лодками противника экипаж «Чайки» мог использовать противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250-120. При этом изначально на подобные бомбы возлагались небольшие надежды. Гораздо более перспективными средствами поражения являлись противолодочные торпеды АТ-1 (ПЛАТ-1), её модернизированная версия АТ-1М и АТ-2. Эти самонаводящиеся в двух плоскостях акустические электрические торпеды были гораздо более грозным
оружием, чем обычные бомбы.
Кроме противолодочных бомб и торпед, самолет нес пассивные ненаправленные буи трех основных типов: РГБ-Н (Ива), РГБ-НМ (Чинара) и РГБ-НМ-1 (Жетон). Перечисленные радиогидроакустические буи для самолета-амфибии Бе-12 были главным источником получения информации о подводной обстановке. Для уменьшения скорости снижения при сбросе буи оснащались парашютными системами различных типов.