ми-8

В Калининграде сформирован новый полк винтокрылых машин, рассказали «Известиям» в Минобороны. Это уникальная воинская часть — в ее состав вошли как морские противолодочные и спасательные вертолеты Ка-27, так и транспортно-ударные Ми-8 и Ми-24.

Воздушные машины этой части смогут действовать одновременно и над сушей, и над морем. Такая возможность крайне важна для защиты российского анклава, поскольку в городе Балтийске расположена крупнейшая военно-морская база Балтийского флота. Планируется, что в дальнейшем полк заменит вертолеты Ми-24 — так называемые «Крокодилы» — на новейшие Ми-35М, Ми-28 или Ка-52

Анклав в безопасности

В первую очередь новая часть создана для защиты Калининградской области, обнаружения подлодок и проведения поисково-спасительных работ. Однако при необходимости она сможет поддержать действия сухопутных сил и кораблей Балтийского флота, нанося удары как по наземным, так и морским целям противника, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— В советское время в Калининградской области стояли два вертолетных полка: армейский и флотский, — рассказал он «Известиям». — На вооружение нового калининградского полка сейчас приняты вертолеты, которые изначально предназначены для решения задач в интересах флота (Ка-27) и армии (Ми-8, Ми-24). Такое формирование способствует концентрации вертолетов «в одном кулаке», но при этом возникает ряд трудностей, касающихся управляемости соединения, тактики использование машин и их технического обслуживания.

Можно предположить, что в дальнейшем на базе смешанного полка в дальнейшем вновь развернут две воинские части — армейскую и флотскую с соответствующей материальной частью, отметил эксперт.

Винтокрылые ветераны

«Морская» эскадрилья нового полка вооружена вертолетами Ка-27 в противолодочной (ПЛ) и поисково-спасательной версиях (ПС) и имеет достаточно узкую специализацию. Ка-27ПЛ предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 метров как одиночку, так и во взаимодействии с кораблями. Эта воздушная машина может работать не только с берегового аэродрома, но и с борта авианосца.

В арсенале Ка-27 есть автоматизированная поисково-прицельная система «Осьминог» и ряд автономных поисковых средств — например, приемно-индикаторное устройство «Пахра» и магнитометр. Вооружение включает в себя противолодочные торпеды и ракеты, а также свободно падающие и ориентируемые авиабомбы разного калибра.

Еще две эскадрильи — ударных Ми-24 и транспортно-боевых Ми-8 — могут решать широкий круг задач, связанных с поддержкой армии и флота.

Ми-8 — самые универсальные отечественные военно-транспортные вертолеты. В их арсенале — до двух 7,62-миллиметровых или 12,7-миллиметровых пулеметов, управляемые пушечные контейнеры с 23-мм пушками, неуправляемые ракеты в блоках, ПТУР «Штурм-Б» и «Атака», а также зенитный комплекс «Игла-С» и 250-килограммовые бомбы. На борт эта машина может принять до 28 десантников. Начиная с конца 1960-х годов «восьмерки» и их модификации участвовали в десятках военных конфликтов.

Ми-24 — «крокодилы» — отметились в трех десятках войн по всей планете. Они прекрасно зарекомендовали себя при выполнении десантных операций, уничтожении живой силы и бронетехники, а также в перевозке грузов и эвакуации раненых. В Афганистане именно эти вертолеты стали основным средством огневой поддержки советских войск с воздуха.

Сейчас на вооружении российской армии состоит более сотни таких машин. Вертолеты Ми-24, как правило, имеют пулеметное вооружение и мощные пушки калибром 23-30 мм и пулеметы. При необходимости на них можно поместить гранатометы. Они могут нести на борту неуправляемые и ракеты «воздух-воздух», способные поражать вертолеты и самолеты, а также противотанковые комплексы «Штурм-В», «Атака-М» и «Гермес-А». В частности, комплекс «Атака» способна пробить броню толщиной в метр, спрятанную за динамической защитой. Такие характеристики позволяют эффективно бороться с основными танками вероятного противника. Кроме того, вертолеты можно вооружить авиабомбами и кассетными боеприпасами весом до 500 кг.

Олимпийская история

В советское время в Калининградской области стоял отдельный 745-й вертолетный полк, на базе которого обкатывалась новая техника. Эта воинская часть была сформирована в 1955 году как противолодочная в составе ВМФ. Ее пилоты летали на одних из первых отечественных вертолетов ­— многоцелевых Ми-4 и морских Ка-15. В сентябре 1975-го эскадрилья полка первой среди остальных вертолетных подразделений ВВС ВМФ освоила амфибийные вертолеты Ми-14 и была введена в состав сил постоянной готовности.

Позднее на базе полка был создан центр, занимавшийся обучением пилотов управлению вертолетами-амфибиями — здесь занимались офицеры вооруженных сил Польши, Болгарии, Югославии и ГДР.

Летчики этого полка не раз выполняли довольно специфические задачи. В частности, в 1970–1980-х годах Ми-14ПС полка участвовали в поисково-спасательных операциях при обеспечении запусков пилотируемых космических аппаратов и осваивали применение телеуправляемой торпеды «Стриж». А в 1980 году его пилоты обеспечивали проведение олимпийских соревнований в Таллине, выполняя воздушное патрулирование и осмотр акватории Балтийского моря.

В 1994 году в ходе сокращения вооруженных сил полк был переформирован в 396-ю отдельную противолодочную вертолетную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Донское Калининградской области.

В Вооруженных силах полным ходом идет масштабная модернизация вертолетов. В этом году в Сирии закончилась проверка новейшего боевого Ми-28НМ — вскоре он начнет поступать в войска. Кроме того, в ближайшее время стартует и программа обновления вертолетов Ми-35М до уровня Ми-35МВ: на них установят новые броню, двигатели и дальнобойную оптику, которая позволит на расстоянии в несколько километров находить цели и уничтожать их. Продолжается производство штурмовых Ка-52 «Аллигатор». Эти машины должны будут заменить в войсках проверенных, но неизбежно устаревающих «Крокодилов».

Алексей Рамм, Богдан Степовой, газета «Известия»