О самом существовании этого военного подводного аппарата десятилетиями ничего не было известно, до недавнего времени. И даже сейчас информация об инциденте, произошедшем на нем, весьма скудна – возник пожар, есть человеческие жертвы. На данный момент остается только строить догадки, какие на самом деле работы проводились членами экипажа, и для чего вообще предназначена АС-12 – самая засекреченная подводная лодка ВМФ России.
История атомной подлодки АС-12 началась еще во времена СССР как часть разрабатываемого в то время оборонного проекта 10831. Строительство велось в условиях особой секретности, дабы скрыть его от американцев.
Согласно планам советского руководства, АС-12 должна быть передана одной из самых засекреченных структур ВМФ СССР – центру глубоководный исследований. По информации Novate.ru, центр занимался изучением морской среды и другими подводными исследованиями, в частности, с целью составления топографических карт дна.
Нужда в постоянной навигации с использованием подлодок была следствием непрерывных изменений в земной коре. Именно для этого центру и поступила в эксплуатацию АС-12, в задачи которой также входили: обслуживание систем связи, нарушение систем подводной связи и гидроакустических систем потенциального противника.
Задействовали ее и в испытаниях нового оружия.
АС-12 в море. /Фото: svoboda.org Однако строительство подводной лодки на практике продлился очень долго. Начавшиеся накануне распада СССР работы, в 1990-х годах несколько раз приостанавливались из-за прекращения финансирования – слабая тогда экономика России была не в состоянии «потянуть» столь дорогостоящий проект. В итоге строительство продолжалось много лет, и лишь в 2010 году подводная лодка была передана в состав Северного флота России. Ее Носителем стал атомный подводный ракетный крейсер. Однако другие источник сообщают, что в состав Северного флота АС-12 не входит, а выполнение ею секретных задач координируется напрямую Министерством обороны России.
Подводная лодка строилась много лет. /Фото: obozrevatel.com Однако еще некоторое время АС-12 продолжала оставаться секретной для большинства мира. Впервые она была упомянута в 2012 году после открытого заявления российской стороны о проведенных морских исследованиях на Северном Полюсе. Подлодка участвовала в освоении Севера – с целью получения образцы дна, она погрузилась на глубину 2-3 километров. Тогда же стали появляться и сведения о самом военном аппарате, его параметрах и предположения касаемо задач, которые он способен выполнять. Длина АС-12 – 70 метров, ширина – 7 метров, водоизмещение – 2000 тонн. Количество экипажа на борту – 25 человек. Таким образом, подлодка является одной из самых маленьких в мире.
Сравнение размеров АС-12 с другими аппаратами. /Фото: defence-line.org
АС-12 имеет атомный двигатель, развивает скорость до 30 узлов. Максимальная глубина погружения, по некоторым сведениям – 6000 метров. Такое возможно, в частности, благодаря уникальной внутренней конструкции подлодки – это ряд титановых отсеков шаровидной формы. Интересный факт: структура АС-12 «подарила» аппарату неофициальное название – «Лошарик»: необычная форма корпуса делает его схожим на одноименного персонажа советского мультфильма.
Макет внутренних сфер АС-12. /Фото: svoboda.org
Несмотря на то, что о подлодке известно уже несколько лет, точных сведений относительно ее внешнего вида и конкретного перечня задач, которые она выполняет. На этот вопрос многие пытались найти ответ, в том числе НАТО и Пентагон. Однако ни одну из версий российское командование не подтвердило и не опровергло. Существует также всего несколько фотографий, которые, как считается, «подловили» АС-12, но большинство из них – лишь предположительные изображения.
Галстучная заколка экипажа АС-12. /Фото: svoboda.org
Новый, но на этот раз трагичный виток истории самой секретной подлодки России произошел 2 июля 2019 года. Тогда было опубликовано сообщение пресс-службы Министерства обороны РФ об инциденте, произошедшем в Баренцевом море накануне, 1 июля. В нем говорилось о том, что на одной из подводных лодок в границах территориальных вод России произошел пожар. Погибли 14 членов экипажа в результате отравления угарным газом.
Офицеры-подводники, погибшие 1 июля 2019 года. /Фото: murmansk.bezformata.com Катастрофа подняла новую волну интереса к АС-12. Ныне отечественные и иностранные структуры и эксперты пытаются выяснить обстоятельства трагедии, а также причины, по которым подлодка вообще оказалась там. Официальной информации крайне мало, согласно ей АС-12 занималась «плановыми роботами», но не всех устраивает это версия.
Панихида по погибшим на Ас-12. /Фото: golos-ameriki.ru
Существует еще как минимум две точки зрения касаемо задач, которые мог выполнять «Лошарик»: проведение подводной топографической разведки с целью поддержки других атомных подводных лодок, или же подготовка к сооружению гидролокаторов нового поколения для повышения уровня подводной обороны России.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+