Вашингтон привык в какой-то мере, что Европа безоговорочно выполняет приказы США. По крайней мере, в сфере внешней политики. Когда дело касается денег, то отдельные страны артачатся, как, например, в случае с «Северным потоком -2». Ну, ни идет Германия на уступки Белому Дому, хоть санкциями грози, хоть торговыми войнами. Нет и все тут.
И с Ираном оказалось не все так просто. С одной стороны, вроде как политический вопрос, а с другой стороны – экономический. Иранская нефть очень нужна Европе, да и сам иранский рынок для европейского бизнеса очень перспективен.
14 июля 2015 года, шесть стран (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) и Иран объявили о достижении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Иран согласился ограничить ядерную программу в обмен на снятие санкций. Обама был перед нелегким выбором, но все-таки согласился и подписал соглашение.
Но в 2018 году, новый президент США, входе предвыборной программы так критиковавший поступок Обамы, объявили об одностороннем выходе из СВПД и восстановлении жестких санкций против Исламской Республики. Из переписки британских дипломатов стало известно, что Трамп это сделал назло Обаме, а не из-за каких-то прагматичных размышлений.
Трамп все больше и больше давил на Иран, закручивая гайки. И это привело к небывалой напряженности в регионе. Новая война на Ближнем Востоке может вспыхнуть, как порох. Любая провокация может превратиться в военный конфликт.
И тут возникает щекотливый момент: как поступят другие страны НАТО, если Пентагон развяжет войну?
И для США решение Европы стало неожиданным. Они ясно дали понять, что в ситуации с Ираном они придерживаются собственной политической линии. Фактически на этом настаивает крупный бизнес этих стран.
Иран готов противостоять армии США. Но без поддержки союзников по НАТО, Пентагону будет нелегко одержать победу, а главное очень затратно. Об это думает и Конгресс, который решил запретить Трампу начинать войну с Ираном.
И на мировую арену вновь выходит Россия, которая становится арбитром в этой непростой ситуации. Министерство иностранных дел РФ пытается вернуть всех в правовое поле: уговаривает Иран, ведет переговоры с США, успокаивает Европу.
Россия в отличие от многих других стран в состоянии давать гарантии и держать слово.
Рейтинг публикации:
|