В числе первых о себе заявили американские военные эксперты, которые выдвинули предположение, что это была глубоководная атомная подводная лодка АС-12 «Лошарик». «Сенсацию» подхватили отечественные акулы пера. К счастью, Министерство обороны среагировало быстро. Выступили с соответствующими заявлениями глава военного ведомства, представили пресс-службы МО. Объективную информацию можно было получить и из устных источников, посвященных в обстоятельства катастрофы.

Итак, с каким кораблем произошла авария, что именно там было, кто погибшие герои.

Катастрофу потерпел научно-исследовательский автономный глубоководный аппарат Северного флота. Он выполнял важную учебно-боевую задачу по исследованию рельефа дна в Баренцевом море, находясь в территориальных водах Российской Федерации. Речь о так называемых батиметрических исследованиях. Они проводились в первую очередь в интересах обеспечения применения сил ВМФ.

Исследования исключительного значения для обороны страны

Эти исследования сродни топографии наземных территорий. Только в случае батиметрии изучается морское дно, основное внимание обращается на особенности его рельефа, типы и структуру грунта, его физико-химические свойства и другие показатели. Изучается гидрология на больших глубинах. Эти исследования имеют исключительно важное значение для обороны страны, в частности эффективного применения сил ВМФ. От особенностей морского дна зависят возможность ведения минной войны, выбор места высадки морских десантов, соответственно – построение противодесантной обороны и многие другие аспекты. Батиметрия оперативно важных районов морей и океанов – важнейшая составляющая военно-географических условий, которые в вооруженной борьбе оказывают определяющее влияние на ход и исход боевых действий. Неудивительно, что экипаж аппарата состоял из морских офицеров.

Однако мало иметь высокий уровень морской подготовки и уметь управлять таким сложным кораблем, как глубоководный научно-исследовательский аппарат. Ограниченный численный состав экипажа заставляет его членам быть еще и высококлассными учеными, чтобы вести полноценные исследования.

В числе погибших только капитанов 1 ранга было 7 человек. В российском флоте редкий корабль может похвастаться тем, его командир имеет такое звание. Это, к примеру, наш авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Важность для обороны страны проводимых этим научно-исследовательским аппаратом исследований и его значимость очевидны. А что он собой представляет? Никакого вооружения на нем нет. Заявления иностранных и некоторых отечественных экспертов о том, что там могли быть размещены перспективные образцы, не имеют отношения к действительности. Сугубо исследовательское назначение этого аппарата, поступившего на вооружение ВМФ в начале 2000-х, подтверждается его ограниченными ТТХ. При выдающейся предельной глубине погружения в 6000 метров (по этому показателю наш аппарат более чем вдвое превосходит иностранные аналоги) его скорость движения менее 6 узлов (11 км/ч), автономность плавания около трех суток. Для сравнения: современная дизель-электрическая подлодка под электромоторами способна патрулировать более 5 суток при ходе 3-5 узлов, а ее максимальная подводная скорость может достигать 25 узлов. «Вооружение» представлено только научно-исследовательской аппаратурой. Это многолучевой эхолот, профилограф, механические манипуляторы и ряд других устройств. Экипаж по штату 14 человек, дополнительно корабль может принять на борт научную группу из 4-5 человек.

Произошедшее в Баренцевом море стало следствием трагической случайности или преступного недосмотра ответственных должностных лиц

Как стало известно, авария произошла на глубине 280 метров. Борьба за живучесть корабля продолжалась около полутора часов. Самоотверженные решительные действия экипажа позволили сохранить аппарат и обеспечить его буксировку в военно-морскую базу Североморск. 14 моряков-подводников погибли, четверо остались живы и по прибытию в базу были эвакуированы в военно-морской госпиталь.


По предварительным данным, причиной аварии стало короткое замыкание в электроэнергетической системе корабля, вызвавшее возгорание в помещении аккумуляторных батарей. В настоящее время комиссия Минобороны России с привлечением представителей промышленности изучает обстоятельства произошедшего. Затем аппарат отбуксируют в док для проведения восстановительных работ.

Пожар под водой всегда чреват бедой

Надо сказать, эта авария первая за 45 лет эксплуатации подобных аппаратов в Военно-Морском Флоте Советского Союза и России. То есть такая техника отличается исключительной надежностью, а то, что произошло в Баренцевом море, стало следствием трагической случайности или преступного недосмотра ответственных должностных лиц. Истинные причины будут определены по итогам работы комиссии. Не факт, что их обнародуют. Режим секретности в отношении таких объектов, как этот глубоководный научно-исследовательский аппарат, никто не отменял.

Особо отметим героизм и профессионализм экипажа. Погибла большая его часть, спаслись единицы. Тем не менее уникальные корабль и оборудование были спасены. О масштабе угрозы можно судить на примере подобных аварий на обычных атомных и дизель-электрических подводных лодках. Так пожар, возникший в одном из отсеков на находившейся в подводном положении атомной подводной лодке пр. 685 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года, привел к ее гибели и большим жертвам среди личного состава.

О том, как действовал экипаж научно-исследовательского аппарата, станет известно по окончании работы комиссии. Однако об одном из мужественных поступков мы уже знаем. На борту корабля в момент аварии находился гражданский специалист из состава научно-исследовательской группы. Он был спасен благодаря самоотверженным и грамотным действиям капитана 2-го ранга Дмитрия Соловьева, который вывел его из  аварийного отсека. А офицер продолжил бороться за живучесть корабля вместе с товарищами.

Моряки-подводники экипажа научно-исследовательского глубоководного аппарата Военно-Морского Флота России были истинными патриотами Родины, высочайшими профессионалами, неоднократно удостоенными государственных наград за исполнение воинского долга и задач командования. Все они не раз принимали участие в сложнейших подводных экспедициях по исследованию Арктики c погружением на предельные глубины. Благодаря своевременным, самоотверженным и грамотным действиям подводники ценой жизней ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и глубоководный аппарат.

Константин Сивков, заместитель  президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук