За последние десятилетия США сумели построить крупную, развитую и эшелонированную систему стратегической противоракетной обороны, необходимую для защиты от баллистических ракет вероятного противника. Понимая ограниченные возможности своей ПРО в ее нынешнем виде и наблюдая за развитием зарубежных средств нападения, США продолжают строительство и модернизацию систем обороны.
Запуск ракеты GBI, 25 марта 2019 г. Фото Минобороны США
Эшелоны обороны
В настоящее время стратегическая ПРО США состоит из четырех основных компонентов, предназначенных для решения разных задач. В ведении Агентства по ПРО находятся наземные комплексы GBM, наземные/морские системы Aegis BMD, а также сухопутные THAAD и Patriot PAC-3. Последний комплекс создан для борьбы с оперативно-тактическими ракетами, тогда как три других должны уничтожать ракеты всех прочих классов, отличающихся большей дальностью стрельбы.
Наиболее крупной системой ПРО США является комплекс GBM (Ground-Based Midcourse Defense). В его состав входят пусковые установки на двух базах Западного побережья, а также различные локаторы, спутники и т.д. Средства наблюдения из состава GBM обеспечивают слежение за территорией, эквивалентной 15 часовым поясам. В настоящее время на двух базах несут дежурство 44 ракеты GBI с кинетическими перехватчиками EKV.
Важную роль в противоракетной обороне играют комплексы семейства Aegis. В первую очередь, это корабельные системы Aegis BMD. Крейсера типа Ticonderoga и эсминцы Arleigh Burke несут необходимое радиолокационное и электронное оснащение, а также ракеты-перехватчики SM-3. В настоящее время подобные возможности имеют порядка 33-35 кораблей.
Продолжается строительство сухопутной версии Aegis BMD – комплексов Aegis Ashore. Первый такой объект в 2016 г. начал работу в Румынии. Примерно через два года в строй вступил комплекс в Польше. Начато строительство двух комплексов в Японии. Следует напомнить, что развертывание «Иджис Эшор» стало поводом для постоянных споров на международной арене.
С конца прошлого десятилетия продолжается развертывание сухопутного комплекса THAAD с ракетой кинетического перехвата. К настоящему времени на дежурство было поставлено около десятка батарей этой системы. Они развернуты как на заморских базах США, так и на территории третьих стран. Несколько недель назад очередная батарея THAAD встала на дежурство в Румынии – на время ремонта и модернизации существующего комплекса Aegis Ashore.
Комплекс Aegis Ashore. Фото Lockheed Martin / lockheedmartin.com
Агентство по ПРО также занимается вопросами развертывания и применения ЗРК Patriot модификации PAC-3, способной перехватывать оперативно-тактические ракеты. На вооружении армии США имеется более 400-450 подобных комплексов, размещенных на разных базах. Также «Пэтриоты» последней версии служат в составе зарубежных армий, и не исключается сотрудничество в сфере ПРО.
Обозримое будущее
Агентство по ПРО уже огласило свои планы на ближайшие годы. Пока планируется осуществлять модернизацию существующих комплексов и наращивать их количество. Одновременно с этим будет продолжаться разработка улучшенных изделий того или иного типа для последующего принятия на вооружение.
Согласно документу Missile Defense Review 2019, планируется нарастить количество ракет GBI на дежурстве. В составе комплекса GBM на Аляске в ближайшие годы появится 20 новых пусковых установок для таких противоракет. До недавнего времени комплекс GBM планировалось обновить при помощи перспективного кинетического перехватчика RKV, однако в начале июня стало известно о прекращении этого проекта. Командование намерено изучить имеющиеся возможности и найти альтернативу изделиям EKV и RKV.
В 2015 г. было принято принципиальное решение о постепенном усилении морской составляющей стратегической ПРО. В течение следующих трех десятилетий, до середины сороковых годов, предлагается увеличить численность кораблей с системой Aegis BMD, способных нести дежурство и перехватывать вражеские ракеты. В 2043-45 гг. их количество должно выйти на уровень 80-100 единиц.
Параллельно будет производиться модернизация ракет-перехватчиков SM-3. В настоящее время ведется разработка изделия SM-3 Block IIA. До конца 2020 г. Агентство по ПРО планирует провести испытания такой противоракеты с поражением мишени-имитатора МБР. Развертывание такого
оружия намечено на 2022-23 гг. Следует ожидать, что в отдаленном будущем – к середине сороковых годов – будут созданы другие версии SM-3 или даже принципиально новое вооружение аналогичного назначения.
Особенности унификации комплексов Aegis BMD и Aegis Ashore. Кадр из презентации от Агентства по ПРО
Планы по комплексам Aegis Ashore связаны со строительством новых объектов и модернизацией существующих. Так, несколько недель назад стартовало обновление комплекса на румынской базе Девеселу. Необходимые работы займут несколько месяцев, и вскоре улучшенный комплекс «Иджис Эшор» вернется к работе. Также запущено строительство двух комплексов вблизи японских городов Акита и Хаги. Эти системы вступят в строй в 2023-25 гг.
Следует отметить, что обновления и модернизации комплексов Aegis Ashor прямо связаны с развитием базовой корабельной версии Aegis BMD. В ходе будущих ремонтов и обновлений наземные комплексы будут получать аппаратуру и оружие, созданные для корабельных систем.
Планы по развитию комплексов THAAD прямо связаны с перспективным проектом THAAD-ER, предлагающим создание новой ракеты-перехватчика. Его разработка началась в прошлом году, а первые результаты должны появиться в 2022-23 гг. За счет роста основных характеристик противоракеты планируется обеспечить эффективный перехват баллистических ракет и гиперзвуковых ударных систем.
Параллельно выполняются планы по развертыванию новых батарей на различных базах. Также США вывели комплекс THAAD на международный рынок вооружений и уже получили первые заказы. В 2017 г. появился контракт на поставку семи батарей Саудовской Аравии. С 2013 г. продолжаются переговоры с Оманом. Чуть позже появились сведения о возможной закупке THAAD Японией и Тайванем. Впрочем, контракты с восточными странами пока не подписаны, хотя и ожидаются в ближайшем будущем.
Результаты модернизации
Агентство по ПРО планирует постоянную и всеобъемлющую модернизацию всех наличных систем противоракетной обороны. Ее предлагается осуществлять как за счет увеличения количества, так и при помощи роста качества. Кроме того, важный вклад в развитие ПРО вносит привлечение третьих стран для размещения американских объектов или продажа им готовых систем.
Следует отметить, что нынешние планы Агентства по ПРО не предусматривают кардинальной перестройки существующей противоракетной обороны или внедрения принципиально новых образцов. Архитектура системы и ее основные составляющие останутся прежними. При этом на дежурстве будет стоять больше ракет GBI, в морях увеличится число кораблей с Aegis BMD и т.д.
Пуск ракеты THAAD. Фото US Army
По результатам выполнения всех нынешних планов стратегическая ПРО США станет более многочисленной и нарастит свои характеристики. Кроме того, американские системы будут дополнены экспортируемыми образцами, поставленными на вооружение в третьих странах. Ожидается, что это повысит общую боеспособность системы и, как следствие, окажет положительное влияние на национальную безопасность.
Однако американскую ПРО – как в нынешнем виде, так и прошедшую все запланированные модернизации – не стоит переоценивать. Она все еще сохраняет целый ряд характерных проблем, не позволяющих получить все желаемые результаты. Американским специалистам придется серьезно поработать над актуальными вопросами.
Все еще полностью не решены вопросы своевременного обнаружения и сопровождения стартующих ракет вероятного противника. Существующая сеть радиолокационных станций и спутников разведки может не отвечать современным требованиям. В последние годы американской ПРО приходится следить не только за «традиционными» вероятными противниками, но и за рядом других стран в разных частях Евразии, что предъявляет новые требования к общей системе разведки.
Также сохраняются проблемы с общей эффективностью ПРО. По расчетам, для гарантированного поражения МБР противника требуется не менее двух противоракет того или иного типа. Таким образом, вся группировка перехватчиков способна перехватить лишь ограниченное число МБР или боевых блоков. Из-за этого ПРО США на данный момент может справиться с угрозой в виде ракет КНДР или Ирана, но массированный удар со стороны Китая или России прорвет оборону и приведет к известным последствиям.
По-видимому, Агентство по ПРО и Пентагон прекрасно понимают это и принимают необходимые меры. Продолжается строительство новых объектов противоракетной обороны и создаются улучшенные вооружения. Планы по развитию отдельных составляющих стратегической ПРО расписаны на несколько ближайших десятилетий, и за счет их реализации США намерены обезопасить себя от баллистических ракет третьих стран. Последним, в свою очередь, необходимо учитывать это и развивать свои стратегические силы, чтобы не дать вероятному противнику решающего преимущества в гипотетическом конфликте.