Это предложение было сделано в связи с приближающимся выводом из эксплуатации ударного истребителя-бомбардировщика Люфтваффе «Торнадо», единственного немецкого средства доставки ядерного оружия. «Еврофайтер Тайфун», который заменит на дежурстве «Торнадо», не способен нести ядерное оружие, что поднимает вопрос о том, что должно произойти с американским запасом из 200 ядерных бомб свободного падения B61, который представляет германский ядерный арсенал, указывающий на её участие в этой программе. Исходя из этого, по мнению польских представителей власти и экспертов, вполне естественно, что польскому авиационному парку F-16 следует принять на себя миссию, от которой отрекается Германия. Размещение ядерного оружия на территории Польши, несомненно, изменит динамику отношений НАТО-Россия, причём в худшую сторону.
Для этого до некоторой степени удивительного и неожиданного предположения есть две причины. Первая – польское чувство безопасности, которое непрерывно ухудшалось на протяжении последних нескольких лет. Для такого положения дел есть несколько причин. К ним относится негативное влияние развёртывания войск в Афганистане и Ираке на польскую военную машину, которое до минимума ободрало военный бюджет, чтобы разместить в Афганистане контингент средней численности. Это должно было сократить боеготовность её армии, в особенности касательно дорогих современных видов вооружения, таких как истребители F-16 (которых в Польше насчитывается 48) и основные боевые танки Леопард 2A4/2A5 (в общей сложности 200 штук). Большие расходы на их содержание подразумевают, что значительная часть обычных вооружений Польши находится в настоящий момент в нерабочем состоянии по техническим причинам. Это как нельзя лучше объясняет то обстоятельство, что когда польские ВВС принимают участие в миссии военно-воздушного патрулирования Балтики, они неизменно задействуют МиГ-29, а не F-16. Более того, принимая во внимание то, что польские военные эксперты имели склонность пренебрежительно относиться к военным возможностям России и оценивали польские военные реформы как более плодотворные по сравнению с русскими, последние операции в Крыму и, в особенности, в Сирии, привели к вынужденной переоценке. По этой причине ядерное оружие стало привлекательным с целью восполнить нехватку традиционных возможностей.
Другая причина – политическая, и здесь мишенью является не столько Россия, сколько Германия. Нынешнее правительство Польши, состоящее из консервативных националистов евроскептиков, приветствует возможность преуменьшить значение Германии в НАТО и ЕС и усилить польское влияние путём превращения Польши в более привлекательного союзника для США, чем Германия. Современное руководство Польши глубоко недоверчиво к Германии и напугано её экономической и политической мощью в рамках ЕС, равно как и её возможностью и готовностью продолжать экономическую кооперацию с Россией, по поводу которой Польша негодует. Совершенно ясно, что Польша надеется одновременно ослабить положение Германии и вбить клин между Россией, Германией и остальным ЕС проведением политики попыток спровоцировать Россию и таким образом поставить Германию в незавидное положение, вынуждая её повернуться спиной к союзникам по НАТО/ЕС.
Преуспеет ли Польша в том, чтобы стать партнёром в Программе совместного использования ядерного оружия НАТО? В настоящее время это кажется маловероятным. Слабые польские вооружённые силы и слабозащищённые средства доставки ядерных боеприпасов (48 F-16, многие из которых находятся в нерабочем состоянии и которые так или иначе потребуют модификации для того, чтобы нести ядерное оружие) подразумевают, что любое ядерное базирование НАТО должно будет сопровождаться значительным размещением обычных вооружений, включая системы ПВО и ПРО. В настоящее время у Польши нет средств ПВО среднего радиуса действия. В отличие от этого 200 бомб B61 размещены на авиабазе Бюхеле в Западной Германии, вплотную к границе с Люксембургом, где они находятся в относительной безопасности от русского нападения с применением обычных вооружений. Размещение их в Польше автоматически расположит их в пределах лёгкой досягаемости баллистических ракет «Искандер» и крылатых ракет «Калибр», не говоря о тактической авиации. Таким образом, расположение их в Польше потребует масштабных и дорогостоящих мер военной безопасности.
Возможно это то, на что надеется польский истеблишмент. Однако дороговизна и противоречия, связанные с этим комплексом мер, слишком велики для европейских членов НАТО, чтобы принять их, подвергая серьёзному ухудшению отношения между Россией и ЕС.