Лучшие умы Вашингтона недавно породили новую инициативу в деле вытеснения России с мировых рынков оружия. Очевидно, убедившись на примере той же Турции, что угроза «бить долларом» за «неправильный» выбор партнера в военно-техническом сотрудничестве работает далеко не всегда, Соединенные Штаты решили избрать другую тактику и обещают чуть ли не златые горы тем, кто откажется в пользу изделий их ВПК от вооружений советского, российского или китайского производства. Впрочем, как и со всеми американскими посулами, с этим, весьма, на первый взгляд, заманчивым предложением, дело обстоит далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Речь, собственно говоря, идет о расширении США европейской программы стимулирования рекапитализации (European Recapitalization Incentive Program), существующей уже более года и предусматривавшей солидные финансовые дотации из американского государственного бюджета. Для того, чтобы стать ее участником, то или иное государство должно было не просто полностью отказаться от эксплуатации вооружений и техники, произведенных в СССР или России, не только подписать обязательства никогда более не приобретать продукцию российского или китайского военно-промышленного комплекса, но и начать переоснащение своей армии оружием, сделанным исключительно в США. Однако, весь фокус заключается в том, что ранее в рамках ERIP шла речь только лишь о стимуляции стран – бывших участниц Организации Варшавского договора. И, к тому же – находящихся исключительно в Старом Свете.
Теперь же действие проекта планируют расширить, без преувеличения, на весь мир. Отныне абсолютно любая страна, теоретически, может рассчитывать на американские деньги, «очистив» собственные арсеналы от всего, что имеет маркировку «Сделано в России». И, прежде всего, это касается армий Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Африки. Акцент, в общем, достаточно предсказуемый – именно на эти регионы приходится большинство государств, активно развивающих и модернизирующих сегодня свои вооруженные силы. С другой стороны – именно в этих частях мира российское оружие покупают охотнее всего. Таким образом, Вашингтон не просто хочет резко увеличить прибыли собственной оборонной промышленности, но вдобавок еще и на корню загубить нашу.
Следует отметить, что в прошлом году ERIP воспользовались шесть европейских стран: Греция, Словакия, а также возникшие на обломках Югославии Босния и Герцеговина, Северная Македония, Хорватия и Албания. В совокупности Государственный Департамент США выделил им 190 миллионов долларов – албанцы и боснийцы получили по 30 миллионов на покупку американских боевых вертолетов, 50 миллионами на те же цели осчастливили словаков. Приобретение боевых машин пехоты производства США было проспонсировано на 25 миллионов для Греции и Хорватии, а для Северной Македонии – на целых 30. В принципе, приоритетным направлением программы как раз и является максимальное расширение продаж именно сделанных в Соединенных Штатах боевых самолетов и вертолетов, а также бронетехники.
Казалось бы, что может быть выгоднее такой возможности? Однако, представителей корпораций американского ВПК, равно как и тамошний Госдеп заподозрить можно в чем угодно, но только не в чрезмерном альтруизме. Ведь сумма, в которую обходится приобретение того или иного образца вооружения, является, зачастую, далеко не самой большей составляющей итоговой цены такового. Расходы на обслуживание, создание необходимой ремонтной и эксплуатационной инфраструктуры, а также последующие закупки запасных частей и расходных материалов вполне могут вылиться в цифры, способные в будущем привести тех, кому предстоит ставить свою подпись под соответствующими бюджетами не только в удивление, но и в шок. Кроме того, начав перевооружение своей армии на военную технику того или иного государства, страна рискует стать его геополитическим заложником – особенно в тех случаях, когда на ее территории не происходит развертывание производства хотя бы наиболее необходимых и часто заменяемых деталей и комплектующих таковой. В итоге это может привести к полной зависимости от чужой военной промышленности, чреватой утратой суверенитета.
Ни для кого не является секретом, что, к примеру, авиационная техника производства США является весьма прихотливой и дорогой в обслуживании. Неоднократно проводившиеся военными специалистами разных стран подсчеты, к примеру, эксплуатационных расходов по тому же истребителю пятого поколения F-35 своими итогами их, мягко говоря, не порадовали. К прочим американским крылатым (или винтокрылым) боевым машинам это тоже относится – пусть и в меньшей мере. Для не слишком богатых стран содержание полученных от США «подарков» может превратиться со временем и вовсе в непосильное бремя. Иметь же на вооружении истребители, вертолеты или танки, не способные к выполнению боевых задач по причине технической неисправности, равносильно тому, чтобы не иметь их вовсе.
Более того – как показывает практика, в Вашингтоне крайне нервно относятся к любой попытке собственных союзников выйти из сферы влияния американского оружейного бизнеса. Это в полной мере касается даже стран, являющихся соратниками США по блоку НАТО. Так, недавно стали известны детали официального письма, направленного заместительницей главы Пентагона по вопросам вооружений Эллен Лорд руководительнице дипломатического корпуса Европейского Союза Федерике Могерини. По сути дела, таковое представляет из себя весьма резкий ответ на решения, принятые ЕС как раз в области обороны. Американская чиновница, несомненно, выражающая при этом позицию не только руководства собственного ведомства, но и официальное мнение США в целом, считает «вольности», которые вздумали позволить себе европейцы, не менее, чем «угрозой десятилетиям интеграции трансатлантической оборонной индустрии и военного сотрудничества в рамках Альянса».
При этом самое большее неудовольствие Соединенных Штатов вызывают как раз планы развития мощностей военной промышленности в Европе и намерения Брюсселя создать Европейский оборонный фонд, из которого будут финансироваться перспективные разработки новый систем вооружений. Речь при этом идет никак не о мелочах, а о миллиардных вложениях, которые члены ЕС намерены сделать в эту отрасль. Эллен Лорд уверена, что это приведет лишь к «дублированию военных систем, которые не являются взаимозаменяемыми», и, в конечном итоге, «породит соперничество между НАТО и ЕС» в оборонной сфере». При этом, конечно же, ввиду имеется отстаивание интересов не Североатлантического альянса, как такового, а конкретно США, твердо вознамерившихся превратить армии его европейских членов в основной рынок сбыта для собственного наиболее дорогостоящего оружия.
Прекрасный пример того, как в данном случае следует поступать с зарывающимися американцами всем остальным членам НАТО дает состоящая в нем Турция. Недавно там заявили не только о собственной непоколебимости в вопросе приобретения российских ЗРК «Триумф», но и о намерении участвовать совместно с нашей страной в производстве систем ПВО уже следующего поколения – С-500. Руководство концерна «Ростех» подтвердило готовность сотрудничать с Анкарой в этом направлении. Несмотря на то, что Вашингтон сегодня готов идти на любые выдумки и ухищрения для того, чтобы одержать верх над нашей страной в вопросе экспорта вооружений, этой цели ему вряд ли удастся добиться – даже навязывая свое оружие потенциальным покупателям силой или подкупом.