Как оказалось, все уперлось в невозможность замены российских деталей, до сих пор использовавшихся для производства этой гордости украинского танкостроения. По словам Згурца, некоторые комплектующие ГК «Укроборонпром» закупал у «страны-агрессора».
Однако коррупционный скандал, связанный с «Укроборонпромом» стал весной этого года последним ударом по рейтингу Петра Порошенко. В Верховной Раде на днях зарегистрирован законопроект № 10248, который предусматривает ликвидацию ГК "Укроборонпром". О необходимости ликвидации дискредитированной организации заявлял и новоизбранный президент Владимир Зеленский. Напомним, что в конце февраля журналистское расследование показало, что Игорь Гладковский, сын первого заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского (в «девичестве» Свинарчука) через фирмы-"прокладки" поставлял оборонным предприятиям контрабандные российские детали или детали из украинских воинских частей по завышенным в 2-4 раза ценам.
Наладить выпуск собственных танков Украина пыталась еще с 1990-х, так как ей достался в наследство Харьковский танковый завод (ЗТМ им. Малышева) с высокой производственной мощностью и ценными кадрами. Однако по мере деиндустриализации деградировала и оборонная промышленность, а профессионалы, месяцами сидевшие без зарплаты, выезжали на работу в РФ, Китай и ближневосточные страны. В 2008 году Украина все-таки смогла запустить производство «Оплотов» (Т-84БМ), а в 2009 году его приняли на вооружение в ВСУ. Затем был подписан контракт с Таиландом на поставку 50 машин, который истекал в 2015 году. И вот тут-то начались проблемы: оказалось, что сложности возникают с производством чуть ли не каждой детали: то завод, производивший их, закрылся, то специалистов нет, то поставку комплектующих из РФ «прикрыли». Оказалось, что даже если контрабандно поставлять детали из РФ (в обход собственных санкций и втридорога), все равно еще нужны специалисты, которые в состоянии собрать их на месте.
«Таиландский танковый контракт. Понадобилась элементарная вещь — обточить кольцо под погон башни. Станки есть, деньги уже пришли от заказчика, а людей, которые могли бы сделать работу высочайшей точности, уже нет. Одни умерли, другие на [харьковский вещевой рынок] Барабашова ушли», — комментировал срыв контракта с Таиландом на поставку «Оплотов» директор украинского информационно-аналитического центра, политолог Андрей Золотарев.
В результате контракт с Таиландом был сорван — поставить партию Украина смогла не к 2015 году, а только к августу 2018-го. После этого Таиланд решил переориентироваться на китайских поставщиков. Однако тем же летом «Оплоты» украинского производства оконфузились на международных соревнованиях Strong Europe Tank Challenge-2018 в Германии. «Оплоты» заняли там последнее место. У машин в ходе соревнования искрила электропроводка, отказывали стабилизаторы пушки.
Тогда же украинские военные сняли видео, в котором раскритиковали «Оплоты» как непригодные для стрельбы, нецензурно отзываясь о разработчиках и производителях этих танков.
«Пушка трясётся, а заводчики говорят, что такого быть не может! Как тут попасть на два с половиной километра? Все ходуном ходит, уроды», — заявил военнослужащий ВСУ.
Кроме того, само производство «Оплотов» оказалось слишком долгим: в лучшие годы это было 5 штук в год, то есть для перевооружения ВСУ понадобились бы десятки лет, а к тому времени любая современная машина устареет.
В начале 2019 года стало известно, что Украина так и не смогла произвести даже один-единственный «Оплот» по заказу США (Пентагон хотел изучить его технические характеристики из-за схожести с российским танком Т-80). Аванс в сумме 16,5 миллиона гривен американцы перечислили, но произвести машину в Харькове уже не смогли, и деньги пришлось возвращать.
Сейчас же на производстве «Оплотов» окончательно поставили крест. На этом примере отлично видно, как Украина ухитрилась провалить сразу и «импортозамещение», и собственные санкции. В итоге украинская оборонка оказалась в глухом тупике, а Украине остается лишь одна альтернатива: закупать дорогое американское вооружение, к чему ее, собственно, и подводили западные партнеры.
В начале 2019 года американское издание Military Watch, анализируя украинские танки «Оплот», отмечало, что Украина все больше полагается на импортное оружие. «Не исключено, что украинцы могут начать покупать танки за рубежом. Значительные недостатки Т-84 («Оплот»), которые так и не удалось устранить, могут ознаменовать конец украинского танкостроения», — отмечали аналитики издания.
Однако на закупки за рубежом понадобится очень много средств. По опубликованным сегодня данным доклада Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), Украина вошла в десятку стран мира с наибольшим ростом военных расходов. По данным шведского института, Украина с 2009 года увеличила расходы на армию на 61%. Сейчас расходы на военные нужды составляют 3,8% ВВП самой бедной страны Европы, которая к тому же в долгах как в шелках. Однако рост расходов еще не значит рост качества. «Деиндустриализованной» Украине придется платить втридорога либо за российские контрабандные детали, либо за вооружение, поставляемое странами НАТО, превратившись из страны-производителя в обычный рынок сбыта.