Армия США обладает серьезным боевым потенциалом, но он может не соответствовать всем задачам обозримого будущего. На фоне ухудшения отношений с Россией и Китаем американское командование рассматривает возможность модернизации сухопутных войск. О подобных планах в прошлый вторник рассказал министр армии Марк Эспер. Подобные заявления высокопоставленного чиновника представляют большой интерес, а также могут быть поводом для опасений.
По словам министра
16 апреля министр армии М. Эспер выступил с докладом о развитии сухопутных войск. Он напомнил, что армия планирует отказаться от различных программ и проектов в пользу развития приоритетных направлений. Так, по результатам прошлогодних проверок решено сократить или закрыть 200 программ. Благодаря этому высвободится 25 млрд долларов для финансирования иных проектов.
В недавнем прошлом армию оптимизировали для участия в локальных конфликтах и в борьбе с международным терроризмом, поставив ей необходимую материальную часть и изменив ее структуру. Теперь планируется заняться новой модернизацией, которая позволит США быть готовыми к конфликту высокой интенсивности с Китаем или Россией. Среди прочего, это требует отказаться от одних образцов в пользу других. При этом необходима разработка некоторых новых изделий.
В существующей Стратегии национальной безопасности США приоритет локальных конфликтов снижен, а основное внимание уделяется противостоянию с другими сверхдержавами. В связи с этим ведется разработка новых планов по развитию сухопутных войск. Новая доктрина для армии появится через 12-18 месяцев. Часть взглядов на эту проблему неделю назад раскрыл министр армии.
Для высвобождения финансов армия сократит несколько текущих программ. В первую очередь, планируется уменьшить расходы на модернизацию вертолетов CH-47 Chinook. Также сократят закупки броневиков JLTV, а вместе с тем уменьшат и парк такой техники в войсках. Количество техники после сокращений еще не определено. Любопытно, что планы по вертолетам и броневикам прямо связаны. Так, модификация вертолета CH-47 Block II с повышенной грузоподъемностью была необходима для перевозки машин JLTV, созданных для работы в Ираке и Афганистане. Сокращение присутствия в горячих точках позволяет уменьшить парки.
Вместо модернизации старых вертолетов CH-47 предлагается разработать замену для них – в рамках программы Future Vertical Lift. По результатам этого проекта армия желает получить некий аналог конвертоплана V-22 Osprey с иными возможностями.
Необходимо развивать артиллерийские системы, прежде всего большой дальности, а также создавать ракетные комплексы по типу Long Range Precision Fires. Высокоточные ракетные и артиллерийские системы, в частности, могут применяться для противодействия китайским военно-морским силам. Также необходимо развивать сферу противовоздушной и противоракетной обороны. Армия желает создать новые системы связи и управления, отвечающие требованиям будущего.
Армия США планирует работать в условиях активной деятельности российской и китайской ПВО, для чего ей необходима соответствующая техника. М. Эспер отметил, что у его ведомства сейчас нет универсального разведывательно-ударного вертолета, и его нужно создать, поскольку «Чинуки» не справятся с такими задачами.
Параллельно должна выполняться модернизация существующих образцов, систем и комплексов. Министр считает необходимым восстановление достаточного парка сухопутных боевых бронированных машин основных классов. Также необходимо создать новые стратегии применения войск, отвечающие требованиям времени.
По результатам грядущих преобразований и закупок, сухопутные войска США смогут решать все актуальные задачи. Они сохранят необходимый потенциал для участия в конфликтах низкой интенсивности, но при этом восстановят возможности для полномасштабных войн. Все это, как утверждается, будет ответом на «растущую угрозу» со стороны России и Китая.
Запас времени
Следует отметить, что планы по модернизации и оптимизации армии США не являются
новостью. Подобные планы появились до утверждения Стратегии национальной безопасности, а в 2017 году командование определило шесть основных программ, на которых строится развитие армии в будущем. В этот список входит разработка новых бронемашин (программа NGCV), ракетно-артиллерийских систем (LRPF) и транспортных вертолетов (FTV), а также кардинальная модернизация боевой экипировки солдата. До 2024 года на все эти программы уйдет более 50 млрд долларов.
Модернизация армии необходима для восстановления ее потенциала в контексте полномасштабных конфликтов. В качестве вероятных противников в войне будущего рассматриваются Россия и Китай. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Две страны заняты развитием своих экономик и армий, что представляет известную угрозу интересам США.
В феврале этого года М. Эспер уже поднимал тему развития российской и китайской армии. По его словам, в обозримом будущем страны-конкуренты достигнут наивысших своих военных возможностей, и к этому следует готовиться. По оценке министра армии США, в 2028 году достигнет своего пика развитие российских вооруженных сил. В 2030-м на максимальные показатели выйдет Китай.
Министр указал, что, несмотря на солидный запас времени, готовиться к таким событиям нужно уже сейчас. Закладываемое сейчас «новое поколение армии США» покажет себя в следующие десятилетия – если ему придется сражаться с Китаем и Россией.
Ответ вероятного противника
Сухопутные войска США будут модернизироваться для участия в гипотетическом конфликте с Россией или Китаем, которые в ближайшие годы построят максимально сильные армии. Очевидно, что для решения таких задач Соединенным Штатам придется приложить особые усилия. Особенно с учетом того, что вероятный противник уже располагает достаточно развитыми вооруженными силами.
Рассматривая соотношение армий США и других стран, необходимо учесть, что сухопутное противостояние с Китаем или Россией возможно лишь в нескольких регионах. Также нужно помнить, что США могут действовать совместно со странами-союзниками. Наконец, сухопутные войска не могут работать в отрыве от других родов войск и видов вооруженных сил. Тем не менее, они оказываются ключевым компонентом армии в целом.
Министерство армии планирует сокращать парк бронеавтомобилей в пользу другой техники для перевозки пехоты. Также будет продолжаться модернизация танков. На все это вероятный противник может ответить собственными танками и противотанковыми системами всех видов. Новые транспортные и разведывательно-ударные летательные аппараты рискуют встретиться с современными средствами противовоздушной обороны. Прочие перспективные образцы тоже не останутся без ответа.
Участие в гипотетическом конфликте с Россией для США затрудняется несколькими основными факторами. В первую очередь, это развитая эшелонированная система ПВО и ПРО. Наличие объектовой и войсковой ПВО резко затрудняет работу ВВС и армейской авиации противника. Зарубежные источники нередко указывают на способность России организовать полноценную зону A2/AD. Важнейшим фактором, влияющим на развитие сухопутного (или иного другого) конфликта является наличие тактического и стратегического ядерного
оружия.
Участие сухопутных войск в войне с Китаем затрудняется по географическим причинам. В остальном армию США могут ждать те же проблемы, что и в случае с боевыми действиями против России. Также возможны другие затруднения, связанные с логистикой и наличием у Китая развитого флота.
Выгоды и проблемы
Военно-политическая обстановка в мире меняется, и армия Соединенных Штатов намерена развиваться с учетом новых угроз и вызовов. После длительной борьбы с терроризмом и участия в локальных конфликтах она планирует перестроиться в соответствии с требованиями полномасштабных войн. По очевидным причинам, в качестве возможных противников рассматриваются Китай и Россия. С учетом их потенциала министерство армии США разрабатывает новые планы и доктрины.
Очевидно, что все планируемые меры направлены на сдерживание вероятного противника. Использование своих возможностей для нападения на него не имеет смысла. Специфика гипотетических конфликтов и потенциал противника таковы, что любая подобная война грозит Соединенным Штатам самыми суровыми последствиями. В то же время, развитие армии и разработка новых программ требуют финансирования, и его освоение является весьма полезным и интересным процессом.
Есть все основания полагать, что новая модернизация сухопутных войск США связана не только с необходимостью поддержания требуемой обороноспособности, но и с финансовыми или иными интересами различных лиц и организаций. Впрочем, одним из итогов такой программы действительно станет появление новых образцов матчасти и общее усиление армии.