Как вы, возможно, уже знаете, сегодня (пишу 10 апреля) в Японии произошло крушение новейшего истребителя американской разработки F-35. Решил не копипастить скупые, в пару строк, сообщения российских СМИ, а найти и перевести для АШ что-нибудь англоязычное по этой теме. Перевод подробного материала с официального сайта CNN:
"Японский истребитель F-35 разбился в Тихом океане во вторник, подняв вопросы о надежности и безопасности самой дорогой системы вооружений, когда-либо созданной в мире.
Самолет-невидимка исчез с радаров во время тренировочного полета с авиабазы Мисава на севере Японии. Представители Министерства обороны заявили, что его пилот сигнализировал о необходимости прервать миссию незадолго до того, как самолет был потерян.
Министр обороны Японии Такэси Ивайя заявил, что обломки самолета, части его двух хвостовых плавников, были найдены в начале среды.
Судно береговой охраны Японии и военный самолет США искали японский истребитель F-35 в водах у Аомори, Северная Япония. F-35 считается лучшей стелс-реактивной технологией в небе.С самыми передовыми в мире авионикой, двигателями и оружием F-35 рекламируется Пентагоном как "самый доступный, смертоносный, поддерживаемый и выживаемый самолет, который использовался когда-либо." По состоянию на август 2018 года, по словам производителя самолета Lockheed Martin, более 310 F-35s были доставлены военным по всему миру.
Первая эскадрилья японских истребителей стоимостью 100 миллионов долларов (каждый) вступила в строй всего 11 дней назад, а 13 из них, согласно отчету Diplomat.com, сформировали 302-ю эскадрилью на базе Мисава.
Министр Ивайя сказал, что оставшаяся в Японии дюжина F-35 не будет подниматься в воздух до тех пор, пока не будет определена причина аварии.
Но ранние отчеты предполагают сбой системы, и это беспокоит, потому что это означает, что что-то могло быть упущено в производственном процессе, сказал Карл Шустер, бывший офицер ВМС США и профессор Гавайского Тихоокеанского университета.
"Сертификация, когда она новая, довольно требовательна. Проверка очень тщательна у ранних моделей", - сказал он.
В то время как большинство F-35 производятся в Соединенных Штатах, тот, который разбился во вторник, был первым, который сошел с конвейера в Нагое, Япония, говорится в сообщении Министерства обороны.
Питер Лейтон, бывший офицер ВВС Австралии и аналитик Азиатского института Гриффита, сказал, что японская сборочная линия - одно из первых мест, где следует искать ответы.
"Есть несколько сотен F-35, успешно летающих (по всему миру), и это может указывать на локальную проблему", - сказал он.
Тот факт, что японский пилот запросил прерывание миссии (полёта), но, по-видимому, не выдал сигнал бедствия, указывает на возможную проблему с приборами, возможно, с проводкой самолета, сказал Лейтон.
- Пилот, похоже, думал, что он еще может управлять самолетом, а не находится в непосредственной опасности, - сказал Лейтон. Возможно, поскольку пилот пытался сам устранить неполадки, самолет полетел прямо в океан, сказал он.
Японский самолет, модель F-35A, является вторым потерянным в результате аварии. F-35B Корпуса морской пехоты США разбился в Бофорте, Южная Каролина, в конце сентября. Представители Министерства обороны США в октябре заявили, что вероятной причиной является неисправность топливной трубки, и все F-35, эксплуатируемые Соединенными Штатами и их союзниками, были временно "приземлены" для инспекции.
Другие инциденты программы F-35 включают пожар на взлетно-посадочной полосе во Флориде в 2014 году, который привел к проверкам двигателей самолета; и пять инцидентов в 2017 году, когда пилоты сообщили о проблемах с кислородной депривацией.
F-35 выпускается в трех вариантах. Тот, который пропал во вторник, - это модель F-35A ВВС.
Она предназначена для использования ВВС с обычными взлетно-посадочными полосами. F-35B, как и потерянный самолет Корпуса морской пехоты США, предназначен для коротких взлетов и вертикальных посадок. Модель F-35C-это версия ВМС США, предназначенная для использования на своих авианосцах.
Все они содержат расширенный набор средств радиоэлектронной борьбы, который может обеспечить бесшовную интеграцию между пользователями в рамках одной армии или среди союзников.
Изощренность самолета означает, что США и Япония, вероятно, будут действовать быстро, чтобы как можно скорее поднять любые обломки со дна Тихого океана, прежде чем противники смогут взглянуть на него, сказал Шустер.
Даже взгляд на обломки с помощью подводной камеры может предоставить Китаю или другому противнику, такому как Россия, ценную информацию, сказал Шустер.
"Они будут беспокоиться об этом", - сказал Шустер о военных США и Японии. - Ведь у Китая есть глубоководные спасательные подводные лодки."
Шустер вспомнил инцидент в 1980-х годах, когда американские военные бросились на поиски американского F-14 Tomcat-тогда одного из лучших истребителей в мире, который разбился в Карибском бассейне, чтобы найти его прежде чем кто-либо из противников смог его рассмотреть.
Вторничная авария, безусловно, является неудачей для амбициозной программы F-35 Японии. Имея в общей сложности 147 таких самолетов уже в своем парке или заказанных, Токио является вторым по величине клиентом Lockheed Martin.
Япония объявила о планах покупки 105 моделей F-35A и 42 F-35Bs, последний из которых она могла бы в конечном итоге использовать для превращения своих вертолетных эсминцев класса "Изумо" в малые авианосцы, первые со времен Второй мировой войны.
В Тихоокеанском регионе Южная Корея и Австралия присоединились к Японии в приобретении самолетов, а Сингапур объявил, что он тоже хочет купить их .
F-35 рассматриваются как сильный противовес растущему парку самолетов-невидимок Китая, включая J-20 и J-31.
Первая боевая миссия США, проведенная F-35, произошла в октябре, когда реактивный самолет морской пехоты стартовал с военного корабля-амфибии USS Essex и поразил цели в Афганистане. В мае Израиль объявил, что он провел первые боевые миссии с использованием F-35.
Материал на английском: https://edition.cnn.com/2019/04/09/asia/japan-f-35-stealth-fighter-missi...