Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Боевые лазеры перестают быть только предметом научной фантастики

Боевые лазеры перестают быть только предметом научной фантастики


23-09-2010, 00:07 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (3) | просмотров: (2 284)

Ближний свет

Боевые лазеры перестают быть только предметом научной фантастики

Советский самолет-лаборатория А-60, носитель экспериментальной боевой лазерной установки 

 

Глава Генштаба Николай Макаров подтвердил, что в России ведутся работы в области лазерного оружия. В последнее время Агентство по противоракетной обороне США провело целый ряд испытаний противоракетного лазерного оружия. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, на какой стадии сегодня находится практическая реализация боевого лазера.

 

«Работы по боевому лазеру идут во всем мире, в том числе и у нас», – сказал Макаров. Начальник Генштаба отметил, что говорить о характеристиках российского боевого лазера «пока преждевременно».

«Лазерное оружие состоялось. Возможность уничтожать цели непосредственно фотонным излучением и фактически без задержки во времени означает начало новой исторической эпохи»

Между тем известно, что работы по лазерному оружию наземного и воздушного базирования ведутся в нашей стране еще со времен СССР, примерно с середины 1960-х годов. Среди объектов, на которых проводились работы в области лазерной ПРО, чаще всего фигурировал расположенный на территории Республики Казахстан полигон Сары Шаган близ озера Балхаш. Так, по некоторым сведениям, на площадке полигона проводились этапы работ по программам «Терра» (создание лазерного оружия в интересах ПРО) и «Омега» (боевой лазер для ПВО). Работы на казахстанских полигонах были свернуты в 1990-х, теперь там остаются лишь объекты российской системы предупреждения о ракетном нападении.

Кроме того, с 1981 года в СССР проводились испытания аэромобильного лазера на самолетах-лабораториях А-60 (другое название – 1А, создан на базе военно-транспортного Ил-76МД). Всего было построено три самолета, из которых в настоящее время в пригодном к полетам состоянии находятся два. По непроверенным данным, в 1984 году с борта А-60 лазером была впервые поражена реальная воздушная цель, однако это была не ракета или беспилотная мишень, а свободно дрейфующий высотный аэростат.

Считается, что самолет А-60 оснащен импульсным газодинамическим лазером на основе углекислого газа мощностью 1 МВт разработки ИАЭ им. Курчатова. Чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

 

Предполагалось, что аналогичной установкой будет оснащена тяжелая боевая космическая лазерная платформа 17Ф19Д «Скиф-Д» (где литера «Д» означает «Демонстрационный») разработки КБ «Салют». В дальнейшем планировалось создание тяжелого перехватчика 17Ф19С «Скиф-Стилет», оснащенного кластером из 10 инфракрасных лазеров. Транспортной системой для платформы весом более 50 тонн предполагалась ракета-носитель «Энергия», но в связи с закрытием данной программы был закрыт и проект перехватчика.

Тем временем в США разработки шли несколько в ином направлении. Если в СССР изначально планировалось осуществлять перехват баллистических целей на космическом участке траектории, где лазерное излучение не рассеивается атмосферой, то американцы сосредоточились на проблеме перехвата ракет на стартовом участке, в атмосфере Земли.

Тут есть, казалось бы, непреодолимая сложность: неоднородность атмосферы. Слои воздуха с разной температурой, скоростью и плотностью обладают различными оптическими характеристиками, которые в результате движения воздушных масс непрерывно изменяются по случайному закону. В результате луч лазера, у источника имеющий диаметр теннисного мячика, у цели, расположенной на расстоянии сотен и тысяч километров, превратится в круг диаметром десятки и сотни метров. Энергия фотонов, размазанная по такой площади, не нанесет заметного ущерба.

Сегодня решение видится в применении так называемой адаптивной оптики. Упрощенно говоря, это такая оптико-механическая или оптико-электронная система, которая, анализируя приходящий от цели свет, вырабатывает компенсационные сигналы, с помощью которых осуществляется коррекция формы гибкого оптического элемента (обычно зеркала), исправляющего волновой фронт. В результате размер пятна у цели получается почти таким же, как у источника.

Однако такая система сложна, предполагает внесение дополнительных и нежелательных элементов в оптический тракт, неизбежно вырабатывает компенсационный сигнал с задержкой. Таким образом, одной из основных проблем при создании мощного боевого лазера становится создание быстродействующих компьютеров и исполнительных устройств, в первую очередь – зеркал, направляющих луч на цель.

Американский лазерный комплекс ABL авиационного базирования, смонтированный на воздушном носителе Boeing YAL-1 (фото: mda.mil)
Американский лазерный комплекс ABL авиационного базирования, смонтированный на воздушном носителе Boeing YAL-1 (фото: mda.mil)

Тем не менее 11 февраля 2010 года, по информации Агентства противоракетной обороны США, лазерный комплекс ABL авиационного базирования, смонтированный на воздушном носителе Boeing YAL-1 (на базе лайнера В747), впервые произвёл экспериментальный, но убедительный перехват реальной цели – учебной баллистической ракеты. Расстояние, на котором был осуществлен перехват, составило около 100 миль.

Следующие испытания были назначены на 10 августа, однако 15-го и 18-го числа они не состоялись: в первом случае из-за проблем с учебной мишенью, а во втором – из-за сбоя программы наведения. Не получился перехват и 1 сентября, причем причина неудачи не сообщается.

 

Тем не менее, по сведениям авторитетного издания Aviation Week & Space Technology, в оставшиеся дни сентября будет произведена еще одна попытка перехвата. На сей раз мишенью станет твердотопливная баллистическая ракета. Считается, что это менее уязвимая для лазерного перехвата цель, нежели ракета на жидком топливе. Отметим также, что большинство перспективных российских МБР («Тополь-М», «Ярс», «Булава») оснащены твердотопливными двигателями.

В любом случае, предстоящие испытания – тревожный звонок для отечественной оборонки. Вне зависимости от того, сколько времени потребуется американцам для доводки и развертывания лазерных систем воздушного базирования, можно уверенно констатировать: лазерное оружие состоялось. Возможность уничтожать цели непосредственно фотонным излучением и фактически без задержки во времени означает начало новой исторической эпохи.

Очевидным, реальным и уже заявленным назначением лазерных авиационных систем мегаваттного класса, подобных ABL, является реализация на их основе передового эшелона противоракетной обороны – уничтожение ракет противника непосредственно после старта, в период работы двигательной установки. Подобное решение обладает массой преимуществ: упрощается задача селекции истинных и ложных целей, обеспечивается падение обломков ракет вблизи района пуска – немаловажное достоинство в случае перехвата БР. О дальности перехвата ракет информации приводится немного – обычно указывается, что она составляет многие сотни километров. В любом случае, этот параметр следует оценивать по результатам реальных испытаний.



Источник: vz.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (3) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #3 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (23 сентября 2010 10:28)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Главные редакторы
    публикации 32764
    комментариев 24112
    Рейтинг поста:
    0
    Тут не только дело в мощности. Тут дело в рассеивании. Это "оружие" получается очень зависимым от состояния атмосферы. Даже куда более мощное корабельное (было такое в СССР) и чуть менее мощное сухопутное с АЭС на борту и там и там. Все отлично работает при ясной погоде, но чуть появляется туман, или запыленность. Все "оружие" не работает. Т.е. оружие сильно зависит от погодных условий, несмотря на то что корабельный лазер  разрезал линкор пополам на расстоянии 10 км за 10 секунд. Можете себе представить мощность. Иначе говоря это оружие ближнего боя при очень хороших погодных условиях. Гораздо более продуктивнее инфракрасные лазеры и мазеры невидимого диапазона. Они способны выводить из строя электронику. Единственно для чего имеет смысл использовать такое оружие, это защита звена тяжелых бомбардировщиков от ракет класса воздух-воздух и прикрытия в ближнем бою. Это да. Это может быть эффективно из отсуствия инерции и 360 градусов боевого применения. 

       
     


  2. » #2 написал: Князь (23 сентября 2010 07:29)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Да основной "затык" в этой теме в том, что самолет с лазером должен болтаться очень длительное время (а кто знает момент пуска?) в боеготовом состоянии вблизи позиций МБР. В случае с шахтными установками это откровенная дурка, в случае с перехватом ракет, запущенных с подводных лодок - очень большая неопределенность. Плюс еще необходимость отвода тепла куда-то.
    Так что согласен с Алексом - пока на уровне экспериментов и попила денег.

       
     


  3. » #1 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (23 сентября 2010 00:21)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Главные редакторы
    публикации 32764
    комментариев 24112
    Рейтинг поста:
    0
    Бездарная трата средств. Пока не будет создан компактный мощный источник питания все это не более чем блеф, как у американцев так и у нас. Если космический вариант более менее реален, то авиационный чистой воды неэффективная трата средств.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map