Корреспонденты телеканала CNN побывали на российской арктической базе «Северный клевер», где воочию убедились в том, насколько сильны позиции нашей страны в этом регионе. Перевод материала американских журналистов предоставляет своим читателям «ПолитРоссия».
Россия устанавливает контроль над Арктикой
Как отмечают журналисты, военная база «Северный клевер» на острове Котельный является одним из новейших форпостов России в этом суровом регионе. Огромный комплекс, построенный в форме трилистника и окрашенный в цвета российского триколора, вмещает в себя до 250 военнослужащих, которых способен обеспечить всеми необходимыми для непрерывной годовой работы запасами.
Удивительно, но эта база, расположенная за Полярным кругом и раскинувшаяся среди бескрайних снегов, находится гораздо ближе к Аляске, нежели к Москве. Это всего лишь третья российская военная база, расположенная выше 75-й параллели Земли. Ее строительство происходило в рамках масштабной программы Владимира Путина по расширению военного присутствия России вдоль ее арктического побережья. По сообщениям российских военных, за последние шесть лет Министерство обороны РФ построило 475 объектов военной инфраструктуры, простирающихся от западной границы страны до Берингова пролива на востоке.
Впервые российские военные прибыли на эту базу еще в 2016 году. И сейчас все солдаты полностью защищены от местных суровых погодных условий. «Северный клевер» – это база «замкнутого цикла», все жилые и операционные блоки которой соединены между собой. Единственное отдельное здание – православная часовня – расположена примерно в 20 метрах от центральной части базы.
Как отметил командир тактической группы «Северный клевер» на острове Котельный Владимир Пасечник, в обязанности базы входят радиолокационный контроль воздушного пространства, охрана Северного морского пути, а также защита окружающей среды. Помимо этого, на базе установлены береговые ракетные комплексы и зенитные ракетно-пушечные системы «Панцирь», полностью адаптированные под работу в арктических условиях. А в ближайшее время компанию им составят ЗРК С-400 улучшенной «полярной» модификации.
Журналисты CNN объясняют, что эта база необходима для защиты интересов РФ в регионе, который на данный момент превратился в настоящий эпицентр борьбы между разными государствами. Мотивация Москвы предельно ясна: на сегодняшний день России принадлежит около 50 % от общей арктической береговой линии, а прямо сейчас Кремль ждет от ООН признания за Россией около 1,2 миллиона квадратных километров арктического шельфа.
Северный морской путь
Прямо сейчас мы становимся свидетелями того, как постепенно накаляется борьба за Арктику. Это обусловлено несколькими причинами. В качестве одного из основных можно выделить то, что уже совсем скоро всему миру станут доступны для добычи огромные арктические запасы нефти и газа, поскольку изменение климата ускоряет темпы таяния льдов.
Это прекрасно понимают и в Москве. Неслучайно Владимир Путин назвал Арктику «важнейшим регионом, от которого будет зависеть будущее России». А сразу же после инаугурации 2018 года российский лидер распорядился в 10 раз увеличить грузопоток по Северному морскому пути уже к 2024 году. Усиление контроля над Севморпутем очень легко объяснить: он проходит через исключительную экономическую зону России и позволяет сокращать время доставки грузов из Европы в Азию на 40% по сравнению с маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал.
Необходимо также подчеркнуть, что во многом российская гонка за Арктику зависит от торговых амбиций Китая. Дело в том, что Пекину кажется очень и очень перспективной возможность сокращения сроков доставки товаров благодаря Северному морскому пути. Фактически, именно Китай сегодня является крупнейшим клиентом Москвы в том, что касается транспортировки грузов через арктический регион. При этом сама Москва также использует эту магистраль для сотрудничества с Поднебесной: летом 2018 года из России в Китай через Северный морской путь были впервые отправлены танкеры с СПГ.
Проход по Севморпути – достаточно рискованная затея для любого судна, поскольку корабли рискуют застрять во льдах. По этой причине для сопровождения через арктические воды им нужны ледоколы. И здесь Россия также обладает весомым преимуществом, поскольку является единственной страной с действующим ледокольным флотом. Впрочем, Китай уже объявил о своих планах по созданию корабля такого типа.
США мечтают наверстать упущенное
Наивно было бы предполагать, что США оставят без внимания такую интенсивную работу России в Арктике. Как отмечают журналисты CNN, в Вашингтоне пристально следят за успехами своего конкурента и начинают все чаще поднимать вопрос о необходимости развития собственной арктической стратегии. Помимо этого американцы также вынашивают идею строительства собственного тяжелого ледокола.
Как отметил в интервью CNN контр-адмирал ВМС США Дэвид Титли, последние несколько лет Вашингтон не обращал на Арктику никакого внимания. Но у всех главных американских конкурентов уже не только планы по освоению этого региона, но и все необходимые для этого ресурсы. Поэтому сейчас США, хоть и с большим опозданием, все же начали проявлять интерес к Северу.
Действительно, в 2018 году НАТО провели в Норвегии учения Trident Juncture, в которых приняли участие 40 тысяч военнослужащих. Это были крупнейшие военные учения, проведенные на норвежской территории за последние 10 лет. А в начале этого года министр ВМС США Ричард Спенсер заявил, что американское командование разрабатывает план по восстановлению законсервированной «Адак» на Аляске.
Очевидно, что Вашингтон всеми силами пытается наверстать упущенное, но, вероятнее всего, догнать Россию у Штатов уже не получится. В то время как американцы совершают лишь первые шаги в этом направлении, российская сторона уже приближается к фактически тотальному контролю над Арктикой, возможность установления которого появилась в том числе и благодаря таким базам, как «Северный клевер».
Напомним, в марте 2018 года правительство России разработало правила прохода Северного морского пути для иностранных военных кораблей. Отныне другие государства будут обязаны уведомлять Россию о проходе своих судов через арктические зоны России. Помимо этого, всем судам будет необходимо брать на борт русских боцманов. Как считает эксперты, требования, выдвинутые нашей страной, абсолютно законны и не противоречат свободе судоходства.
В пятницу, 5 апреля, подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики к продолжению континентального шельфа России.
Автор: Константин Липавский